ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-303/2021 от 11.11.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

дело № 12-303/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Тверь 11 ноября 2021 года

Судья Калининского районного суда Тверской области Степанов С.В. с участием старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Кириной Д.С., защитника директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 – Зевахина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобы директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 ФИО1 и его защитника Зевахина В. В. на постановление мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

28.04.2021 прокурором Калининского района Тверской области по результатам проверки деятельности муниципального унитарного предприятия Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» (далее МУП «Коммунальные системы Калининского района») по обращению ФИО2 по вопросу установки прибора учета холодного водоснабжения в жилом доме директору названного МУП ФИО1 внесено представление № 10б-21 от 24.04.2021 о нарушении законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

В представлении указывается, что технические условия на установку приборов учета холодной воды в жилом доме (домовладении) от 09.11.2020 МУП «Коммунальные системы Калининского района» выданы ФИО2 в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), поскольку договор между потребителем ФИО2 и МУП о предоставлении коммунальной услуги водоснабжения не заключен, следовательно акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения не имеется, также не имеется иных обязательных сведений, предусмотренных п. 20 указанных правил, необходимых для выдачи технических условий и их исполнения.

В представлении прокурора содержатся требования о безотлагательном рассмотрении представления с участием прокурора, уведомлении прокурора о времени рассмотрения представления, сообщении о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района в письменном виде в установленный ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» месячный срок.

07.06.2021 и.о. прокурора Калининского района Тверской области Васильевым С.В. в отношении директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, которое передано на рассмотрение мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области от 20.08.2021 директор МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 признан виновным в том, что в нарушение ст.ст. 6, 22 и 24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и требований, изложенных в акте прокурорского реагирования, представление прокурора Калининского района Тверской области о нарушении законодательства в жилищно-коммунальной сфере от 22.04.2021 № 10б-21, внесенное по результатам проверки обращения ФИО2, рассмотрено без участия прокурора, прокурор о времени рассмотрения представления не уведомлен, в установленный месячный срок с момента получения представления письменный сообщение о его рассмотрении и принятых мерах в прокуратуру дано не было, и привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Указанное постановление мирового судьи директором МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 и его защитником Зевахиным В.В. обжаловано в Калининский районный суд Тверской области.

В жалобах содержится просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу, поскольку представление прокурора является необоснованным, факт нарушения закона при выдаче ФИО2 технических условий на установку прибора учета холодной воды в жилом доме не установлен, доводы защитника, изложенные в письменных возражениях на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, при рассмотрении дела мировым судьей не рассмотрены, текст технических условий не исследован, нормативный акт, регламентирующий порядок установки узлов учета водоснабжения (Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 776) не применен.

В письменных возражениях от 05.07.2021 (л.д. 82-88) защитник Зевахин В.В., выражая несогласие с представлением прокурора, указывает, что ФИО2 с января 2018 года, как другие жители индивидуальных домов в д. Аввакумово, потребляет и оплачивает услугу за поставку холодной воды согласно тарифу по квитанции МУП «Коммунальные системы Калининского района» на условиях, установленных «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, что в силу пункта 7 названных Правил свидетельствует о заключении ФИО2 с МУП «Коммунальные системы Калининского района» публичного договора водоснабжения путем совершения конклюдентных действий. Следовательно, утверждение прокурора в представлении о том, что между ФИО2 и МУП «Коммунальные системы Калининского района» договор о предоставлении коммунальной услуги водоснабжения не заключен, не соответствует фактическим обстоятельствам. Правилами водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 абоненту вменяется в обязанность не только заключения договора холодного водоснабжения (подпункт «а» пункта 35), но и установка приборов учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. От ФИО2 заявка на заключение письменного договора водоснабжения не поступала. Также он (защитник) не согласен с выводом прокурора о необходимости указания сведений, изложенных в п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, так как сведения, изложенные в пунктах «а» - «д», указываются только в случае отсутствия индивидуального прибора учета. Установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета, согласно пункту 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета. В соответствии с п.п. 28, 29, 30 этих же Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий, которые выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента заявки на выдачу технических условий, и должны содержать: а) требования к месту размещения узла учета; б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета; в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности. Технические условия на установку приборов учета потребляемой воды выданы ФИО2 с соблюдением требований действующего законодательства.

Директор МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседании не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представил.

Защитник ФИО1 – Зевахин В.В. доводы жалоб поддержал, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить по изложенным в жалобам основаниям, дал пояснения, аналогичные письменным возражениям от 05.07.2021, указал, что уведомление прокурора о времени рассмотрения представления в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено в случае рассмотрения представления коллегиальным органом, каковым директор МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 не является, пояснил, что в письменной форме договор о водоснабжения между МУП «Коммунальные системы Калининского района» и ФИО2 до настоящего времени не заключен, поскольку ФИО2 с соответствующей заявкой в МУП «Коммунальные системы Калининского района» не обращалось, МУП «Коммунальные системы» в адрес ФИО2 предложение о заключении такого договора не направляло, акта установления границ эксплуатационной ответственности между МУП «Коммунальные системы» и абонентом ФИО2 не имеется.

Прокурор Кирина Д.С. просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобы ФИО1 и его защитника Зевахина В.В. – без удовлетворения.

Изучив доводы жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, всесторонне исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом влечет наложение на такое лицо административного штрафа от двух тысяч до трех тысяч рублей либо его дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений части 1 статьи 6, части 3 статьи 22, статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вносит представление об устранении нарушений закона, которое подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, 22.04.2021 за № 108-21 в адрес директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 прокурором Калининского района Тверской области внесено представление с требованиями: безотлагательно рассмотреть данное представление и обеспечить неукоснительное исполнение требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и недопущению их впредь; сообщить о причинах допущенных нарушений законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о принятых к должностным лицам мерах ответственности, дав принципиальную и объективную оценку допущенным нарушениям; о результатах рассмотрения представления в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и о принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменном виде в установленный законом месячный срок; рассмотрение данного представления провести с участием прокурора, предварительно уведомив о времени рассмотрения.

Указанное представление получено МУП «Коммунальные системы Калининского района» 28.04.2021.

Письменный ответ директором МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 на представление прокурора дан 04.06.2021, то есть за пределами установленного статьёй 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» месячного срока, который с учетом выпадения окончания срока на 29.05.2021, являвшегося выходным днем, истек 31.05.2021.

Сообщений о времени рассмотрения представления МУП «Коммунальные системы Калининского района» в прокуратуру Калининского района Тверской области не направлялось.

Указанные обстоятельства установлены мировым судьей при рассмотрении дела и подтверждаются приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1 л.д. 1-6); документами о назначении ФИО1 на должность директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» (т. 1 л.д. 43, 44-49); представлением прокурора от 22.04.2021 № 10б-21 (т. 1 л.д. 32-35); отчетом об отслеживании почтового отправления 17010058498926 (т. 1 л.д. 57), сообщением МУП «Коммунальные системы Калининского района» от 04.06.2021 № 341 (т. 1 л.д. 8); материалами надзорного производства № 1617, Ж-2020 по обращениям ФИО2 (т. 1 л.д. 8-57), которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Направление 18.05.2021 прокурору копии административного искового заявления о признании недействительным представления от 22.04.2021 № 10б-21 (т. 1 л.д. 61, 62-70) не свидетельствует о выполнении директором МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 содержащихся в данном представлении требований о его рассмотрении, принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; сообщении прокурору в письменной форме о результатах принятых мер, как это предусмотрено статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Довод защитника Зевахина В.В. об отсутствии в деянии ФИО1 состава вмененного административного правонарушения с указанием на то, что Закон о прокуратуре не обязывает единоличный исполнительный орган юридического лица, которым в соответствии с Уставом МУП «Коммунальные системы Калининского района» является директор данного предприятия, рассматривать представление с участием прокурора, а равно уведомлять прокурора о времени и месте его рассмотрения, является несостоятельным.

В силу положений пункта 3 статьи 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов, в том числе коммерческими организациями.

Следовательно, изложенное в представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры основано на нормах названного Закона и обязывало директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» как уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления, так и рассмотреть его с участием представителя прокуратуры.

Таким образом положения пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», на которые ссылается защитник Зевахин В.В., не дают оснований для вывода о том, что только при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору должно быть сообщено о дне заседания.

Приведенные в жалобах ФИО1 и его защитника Зевахина В.В. доводы о незаконности представления прокурора являются несостоятельными.

Так, в представлении прокурора указано, что технические условия на установку приборов учета холодной воды выданы ФИО2 в нарушение Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поскольку договор между ней и МУП «Коммунальные системы Калининского района» о водоснабжении не заключен, акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения не имеется.

Правила предоставления коммунальных услуг, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пп. «а» пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договорах холодного водоснабжения, заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Пунктом 20 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии), а также в случае отсутствия индивидуального прибора учета указываются: а) сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.); б) виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии); в) площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; г) режим водопотребления на полив земельного участка; д) мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.

Технические условия на установку приборов учета холодной воды в жилом доме (домовладении), выданные ФИО2, содержат предписание на размещение прибора учета на границе эксплуатационной ответственности между МУП «Коммунальные системы Калининского района» и абонентом – в месте врезки в центральный водопровод (т. 1 л.д. 12).

Понятие «граница эксплуатационной ответственности» дано в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Как установлено при рассмотрении дела, письменный договор о предоставлении услуги холодного водоснабжения МУП «Коммунальные системы Калининского района» с ФИО2 не заключен, акт об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем ФИО2 и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения МУП «Коммунальные системы Калининского района» отсутствует, в связи с чем выданные ФИО2 технические условия на установку приборов учета холодной воды в жилом доме (домовладении) не отвечают требованиям как Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, так и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Постановление о привлечении директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 к административной ответственности вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с соблюдением требований ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-5 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области от 20.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» ФИО1 оставить без изменения, жалобы ФИО1 и его защитника Зевахина В.В. - без удовлетворения

Судья С.В. Степанов

дело № 12-303/2021