Дело № 12-303/2021
Судья Димитриева Н.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 сентября 2021 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Журавлевой И.В. - Яхатина С.А. на постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой Ирины Валерьяновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
22 января 2021 года и.о. председателя Контрольно-счетного органа Мариинско-Посадского района Щербаковой Г.Н. в отношении заместителя главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Постановлением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2021 года и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и подвергнута администратвиному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Защитник Журавлевой И.В. - Яхатин С.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление судьи от 2 июля 2021 года отменить, а производство по делу прекратить ввиду существенных процессуальных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении – протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то должностным лицом.
Рассмотрев жалобу, проверив представленные материалы дела, выслушав защитника Журавлевой И.В. – Яхатина С.А., поддержавшего доводы жалобы, председателя Контрольно-счетного органа Мариинско-Посадского района Щербакову Г.Н., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Журавлевой И.В., извещенной надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Постановлением администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 380 утвержден Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям, учредителем которых является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (л.д. 7-9).
Соответствие сферы деятельности муниципального унитарного предприятия, определенным решением о бюджете, является критерием отбора претендентов, имеющих право на получение субсидии из местного бюджета (пункт 2.1 Порядка от 18 декабря 2017 года № 380).
В пункте 3.7 Порядка определен перечень документов, которые претендент для участия в отборе на получение субсидии представляет в администрацию городского поселения. К числу этих документов отнесены расчет доходов и расходов по направлению деятельности, справка – расчет на предоставление субсидии, бухгалтерские и платежные документы, подтверждающие произведенные расходы, анализ работы согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, план график по восстановлению, реконструкции, текущему и (или) капитальному ремонту, перевооружению с указанием объекта, видов производимых (приобретаемых ) товаров, работ, услуг, сроков их выполнения, обоснованности необходимости производства (приобретения) товаров, работ, услуг, расчет размера субсидии на их выполнение (подпункты 4, 5, 11-13).
Несоответствие представленных претендентом, имеющим право на получение субсидии документов требованиям, определенным подпунктами 1-13 пункта 3.7 или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной претендентом, имеющим право на получение субсидии информации, является основанием для отказа в выделении субсидии (пункт 3.8 Порядка от 18 декабря 2017 года № 380).
МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения представлена Заявка на получение субсидий из бюджета Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики муниципальным унитарным предприятиям, учредителем которых является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, с предоставлением документом по перечню, цель получения субсидии – возмещение расходов по содержанию общественных территорий городского поселения (л.д. 14-32).
28 сентября 2020 года протоколом комиссии по предоставлению субсидии муниципальным унитарным предприятиям, учредителем которых является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, под председательством главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В., принято итоговое решение о рекомендации главе администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предоставить субсидию претенденту – МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения (л.д. 33-34).
28 сентября 2020 года постановлением и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В. № 203 МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения принято решение о предоставлении МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения субсидии в сумме 1000000 рублей 00 коп. на возмещение затрат, связанных с выполнением работ за свет средств бюджета Мариинско- Посадского городского поселения (л.д. 35).
28 сентября 2020 года и.о. и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В с МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения заключено Соглашение о предоставлении целевой субсидии в размере 1000000 рублей. на возмещение затрат, связанных с выполнением работ (л.д. 36-38).
На основании платежного поручения № от 28 сентября 2020 года главный распорядитель бюджетных средств администрация Мариинско- Посадского городского поселения в лице и.о. главы городского поселения перечислила МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения 600000 рублей в качестве субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством работ, товаров, услуг (л.д. 39).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Контрольно – счетным органом Мариинско – Посадского района на основании пункта 1.5 Плана работы на 2020 года, утвержденного распоряжением от 19 декабря 2019 г. №, законности и обоснованности предоставления бюджетных средств (выделения субсидии) Мариинско – Посадского городского поселения Мариинско – Посадского района по адресу: <адрес>, установлено, что администрация Мариинско - Посадского городского поселения в лице и.о. главы администрации Мариинско - Посадского городского поселения в служебном кабинете по вышеуказанному адресу издала Постановление о предоставлении субсидии от 28 сентября 2020 года в размере 1000000 рублей, заключила Соглашение 28 сентября о предоставлении субсидии в размере 1000000 рублей на возмещение расходов по содержанию общественных территорий городского поселения, с МУП ЖКХ администрации Мариинско - Посадского городского поселения.
При этом МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения не предоставило все документы для участия в отборе в получении субсидии, а именно:
- бухгалтерские и платежные документы, подтверждающие производственные расходы в сумме 1000000 рублей;
- анализ работы согласно Приложению № 3 к Порядку от 18 декабря 2017 года №;
- расчет – справку на предоставление субсидии не по установленной форме;
- план график план график по восстановлению, реконструкции, текущему и (или) капитальному ремонту, перевооружению с указанием объекта, видом производимых (приобретаемых) товаров, работ, услуг, сроков их выполнения, обоснованности необходимости производства (приобретения) товаров, работ, услуг, расчет размера субсидии на их выполнение.
Таким образом, в соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Порядка от 18 декабря 2017 года № имелись основания для отказа администрацией Мариинско – Посадского городского поселения в выделении субсидии МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения.
Нарушение администрацией Мариинско- Посадского городского поселения - главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии МУП ЖКУ Мариинско- Посадского городского поселения, условий их предоставления, послужило основанием для составления 22 января 2021 года и.о. председателя Контрольно-счетного органа Мариинско-Посадского района Щербаковой Г.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в отношении заместителя главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В. и вынесения судьей Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики постановления от 2 июля 2021 года о привлечении Журавлевой И.В. к административной ответственности по названной норме КоАП РФ.
Вина должностного лица Журавлевой И.В. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждена совокупностью доказательств, а именно: заявкой МУП ЖКУ Мариинско – Посадского района на предоставление субсидии с приложенными документами; протоколом комиссии по предоставлению субсидии муниципальным унитарным предприятям, учредителем которых является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, под председательством главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В. от 28 сентября 2020 года; постановлением и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой И.В. № 203 от 28 сентября 2020 года, Соглашением о предоставлении субсидии от 28 сентября 2020 года; платежным поручением № от 28 сентября 2020 года и другими доказательствами достоверность, допустимость и достаточность которых сомнений не вызывают.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Допущенные Журавлевой И.В. при исполнении обязанности главы администрации Мариинско – Посадского городского поселения нарушения по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ квалифицированы верно.
Довод заявителя о существенных процессуальных нарушениях, выраженных в составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом Контрольно – счетного органа Мариинско-Посадского района обосновано отвергнут судьей районного суда.
В соответствии с частью 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В данном случае порядок возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Журавлевой И.В. и рассмотрение такого дела судьей районного суда осуществлено в соответствии с приведенными выше требованиями КоАП РФ.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.
Частью 5 статьи 33.1 Закона Чувашкой Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетных органов муниципальных образований отнесены к числу должностных лиц, уполномоченных при осуществлении муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено право представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Решением Мариинско – Посадского районного Собрания депутатов № С-3/2 от 29 марта 2012 года утверждено о Положение о контрольно – счетном органе Маринско – Посадского района.
6 августа 2013 года между Собранием депутатов Мариинско – Посадского района Чувашской Республики, Собранием депутатов Мариинско – Посадского городского поселения Чувашской Республики, Контрольно – счетным органом Мариинско-Посадского района заключено Соглашение № о передаче Контрольно- счетному органу Мариинско – Посадского района полномочий Контрольно – счетного органа Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Из преамбулы Соглашения следует, что оно заключено во исполнение решения представительного органа местного самоуправления муниципального района от 30.05.2013 № и представительного органа поселения от 06.08.2013 № с-52/06.
Данным соглашением Контрольно-счетному органу района передаются полномочия Контрольно – счетного органа поселения, установленные федеральными законами, законами Чувашской Республики, Уставом Мариинско – Посадского городского поселения и нормативными актами Мариинско – Посадского городского поселения Мариинско – Посадского района.
В Разделе 2 «Срок действия Соглашения» стороны определили, что Соглашение заключено на срок три года и действует с момента принятия Решения о передаче полномочий Контрольно – счетного органа. При отсутствии письменного обращения какой – либо из сторон о прекращении действия Соглашения, направленного до истечения срока действия Соглашения, Соглашение считается пролонгированным на срок три года.
Из материалов дела не следует, что после заключения Соглашения вплоть до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Журавлевой И.В. к административной ответственности, Стороны соглашения письменно обращались о прекращении действия Соглашения либо оно было расторгнуто, при этом представительным органом местного Мариинско- Посадского городского поселения был создан контрольно – счетный орган. Поселения, что следует из сведений, представленных по запросу вышестоящего суда каждой из сторон Соглашения - Собранием депутатов Мариинско – Посадского района Чувашской Республики, Собранием депутатов Мариинско – Посадского городского поселения Чувашской Республики, Контрольно – счетным органом Мариинско-Посадского района.
Более того, представленные сторонами Соглашения объективные данные указывают на то, что в рассматриваемый период Контрольно – счетным органом Мариинско-Посадского района по поручению органов городского поселения осуществлялись полномочия Контрольно – счетного органа Мариинско – Посадского городского поселения.
В частности, об этом свидетельствуют сведения о направлении органами городского поселения проектов бюджета в 2019, 2020 годах в данный орган, об осуществлении Контрольно – счетным органом Мариинско-Посадского района внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджета Мариинско – Посадского городского поселения за 2019, 2020 годы, экспертиз проектов бюджета городского поселения на 2020, 2021 годы, других контрольно и экспертно – аналитических мероприятиях после 7 августа 2019 года при осуществлении внешнего муниципального контроля Мариинско – Посадского городского поселения.
Таким образом, с учетом действий и воли сторон, характера сложившихся правоотношений и текста раздела 2 Соглашения, суд приходит к выводу, что после истечения трехлетнего срока пролонгации 6 августа 2019 года на момент составления должностным лицом Контрольно-счетного органа Мариинско-Посадского района протокола об административном правонарушении от 22 января 2021 года действие Соглашения не прекращалось и было продлено.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен при осуществлении внешнего муниципального контроля Мариинско – Посадского городского поселения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления - и.о. председателя Контрольно-счетного органа Мариинско-Посадского района Щербаковой Г.Н. с соблюдением требований, предусмотренных статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, оснований для возвращения его судьей районного суда для устранения недостатков в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ, не имелось.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Срок давности привлечения Журавлевой И.В., установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 2 июля 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – и.о. главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Журавлевой Ирины Валерьяновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Журавлевой И.В. - Яхатина С.А.– без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев
Решение04.04.2022