ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-303/2022 от 02.08.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу № 12-303/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

«02» августа 2022 года город Сочи

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Бажин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «РЖД» Чернуха А.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Вахромова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Вахромова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры, привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Представитель ОАО «РЖД» Чернуха А.Г. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с жалобой, в которой просит обжалуемое им постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо снизить назначенный административный штраф со 100 000 рублей до 50 000 рублей.

Доводы жалобы подробно изложены в ее описательно-мотивировочной части.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Чернуха А.Г. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить жалобу, по основаниям, в ней изложенным.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шаповал Ю.Н. в назначенное судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, о причине своей не явки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи изложенным суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ на установлено, что юридическим лицом – филиалом ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры, допущено несоблюдение требований природоохранного законодательства РФ при сборе и накоплении отходов производства и потребления, а именно: осуществлено складирование бытового мусора на бетонной поверхности в месте, не защищенном от ветра и атмосферных осадков, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 статьи 8.2 и статьей 8.2.3 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами в совокупности, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, том числе земле как природному объекту.

Доводы жалобы о том, что ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры не является субъектом административного правонарушения, является несостоятельным, по следующим основаниям.

Согласно договора аренды земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и ОАО «РЖД», последний несет ответственность за надлежащее содержание арендуемой территории.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, юридическим лицом административное правонарушение, в области охраны окружающей среды и природопользования, совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения обжалуемого постановления устранены заявителем.

Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественное и финансовое положение юридического лица, административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, совершено впервые и назначенное должностным лицом наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение его имущественных прав и интересов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Вахромова Д.А./ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит изменению и юридическому лицу ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры должно быть назначено наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ОАО «РЖД» Чернуха А.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Вахромова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – удовлетворить частично.

ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Краснодарскому краю (Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, л/с 04181001120); Единый казначейский счет: 401281094537000010; расчетный счет: 03100643000000011800; Южное ГУ Банка России//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар; БИК: 010349101; ИНН: 2315984143; КПП: 231501001; ОКТМО: 03720000; КБК: 04811601081010002140.

Разъяснить ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры СКДИ Сочинская дистанция инфраструктуры, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации неуплата административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления суда в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Краснодарский краевой суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 КоАП РФ.

Судья А.А. Бажин