№ 12-303/2022
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж 17 мая 2022 года
Левобережный районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Удоденко Г.В.,
с участием заявителя ФИО1,
должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Русаленко Н.В.,
представителя ПАО «Россети Центр» Зинковской А.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на определение врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17.02.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Россети Центр»,
установил:
определением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17.02.2022, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по заявлению ФИО1 в отношении ПАО «Россети Центр» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил определение от 17.02.2022 отменить (л.д.2-5).
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы поданной жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Участвующие в судебном заседании при рассмотрении жалобы эксперт отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Русаленко Н.В., представитель ПАО «Россети Центр» по доверенности Зинковская А.В. по доводам жалобы возражали, полагали, что правовых оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Изучив материалы настоящего дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение.
Из материалов дела следует, что 19.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – УФАС по Воронежской области) поступило обращение ФИО1 по вопросу нарушения ПАО «Россети Центр» (до переименования – ПАО «МРСК Центра») срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям (л.д.21-25).
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям устанавливаются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
Согласно абзацу 1 пункта 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Как установлено абзацами 12 и 13 пункта 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу 105 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своём официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе сведения и документы, установленные пунктом 105 Правил.
Подпунктом «б» пункта 16 Правил установлено, что договор должен содержать такое существенное условие, как срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
Часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено должностным лицом УФАС по Воронежской области в ходе рассмотрения обращения, 18.02.2020 ФИО1 посредством использования системы «Личный кабинет» на официальном сайте ПАО «Россети Центр» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Личный кабинет) направил заявку об осуществлении технологического присоединения садового дома, расположенного по адресу: , 700 метров по направлению на юго-запад от ориентира жилой , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р., за озеро «Плотское», участок 55, кадастровый № (далее - садовый дом).
19.02.2020 ПАО «Россети Центр» посредством личного кабинета направило запрос ФИО1 о предоставлении недостающих сведений и документов по заявке на технологическое присоединение (д.).
20.02.2020 ФИО1 предоставил недостающие сведения по заявке на технологическое присоединение.
19.03.2020 ПАО «Россети Центр» разместило проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия вместе с сопроводительным письмом к нему (л.д.30).
В ходе проверки фактов изложенных в обращении ФИО1 было установлено, что в нарушение пункта 105 Правил ПАО «Россети Центр» направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 18 рабочих дней, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно (просрочка составила 8 рабочих дней).
Далее, 13.05.2020 между ПАО «Россети Центр» и ФИО1 был заключён договор № (41960828) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надёжности (далее - Договор) (л.д.26-28, 29).
В соответствии с пунктом 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения Договора, т.е. до 13.05.2021.
Согласно заявлению, ни 13.05.2021, ни на момент обращения ФИО1 в Управление, ПАО «Россети Центр» не исполнило свою часть мероприятий, предусмотренных Техническими условиями, в то время как заявитель со своей стороны исполнил все необходимые мероприятия по технологическому присоединению, о чём неоднократно уведомлял сетевую организацию (письма от 19.06.2021, 29.07.2021 и 08.08.2021).
В соответствии с пунктом 6 Договора и пунктом 10 Технических условий №20616169 от 13.05.2020 – приложения №1 к Договору, в число мероприятий по технологическому присоединению заявителя, осуществляемых сетевой организацией, входило строительство ЛЭП-10кВ ТП-10/0,4 кВ ВЛИ-0,4 кВ.
Как сообщило ПАО «Россети Центр», для выполнения мероприятий по договору ПАО «Россети Центра» привлекло подрядную организацию - ООО «РСО-Энерго».
В целях подготовки проектной документации и организации ее дальнейшего согласования, с учетом того, что в качестве адресного ориентира земельного участка, принадлежащего ФИО1, был указан р.п. Рамонь, а также в связи с тем, что часть строительства высоковольтной линии 10кВ планировалось на территории, отнесенной к зоне подтопления, ПАО «Россети Центр» 15.10.2020 обратилось в администрацию Рамонского городского поселения с запросом о возможности согласования проекта строительства, а также о сроках возведения органами местного самоуправления инженерной защиты объектов капитального строительства.
Ответом от 02.11.2020 №1209, а в дальнейшем ответами от 10.03.2021 (исх. №348), от 16.07.2021 (исх. №969) администрацией Рамонского городского поселения было отказано в согласовании размещения проектируемой к строительству ЛЭП-10кВ ТП-10/0,4 кВ ВЛИ-0,4 кВ, по тем основаниям, что земельный участок, принадлежащий истцу, помимо прочего находится в границах особо охраняемой природной территории – Воронежского государственного природного биосферного заповедника им. В.М. Пескова (далее - Заповедник), а также указала, что не является собственником озера «Плотское» и не имеет полномочий по строительству инженерной защиты на зонах подтопления (л.д.71, обр. л.д.73, л.д.74, обр. л.д.78, л.д.79).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) (л.д.72-73) заповедник сообщил об отсутствии у него правовых оснований для согласования строительства планируемого линейного объекта, поскольку на его территории строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных сооружений и иных объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России, при этом проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются Положением о заказнике, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня, которая не проводилась.
Кроме того заповедник сообщил, что на его территории запрещено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества (подпункт 13 пункта 3.1 Положения о заказнике), в то время как в пределах границ Заповедника создано СНТ СЗУ «Рамонский берег», где расположен земельный участок заявителя.
Согласно письменным объяснениям ПАО «Россети Центр», в связи с невозможностью исполнения мероприятий по технологическому присоединению без разработки и согласования проекта строительства линий электропередачи и трансформаторной подстанции, предусмотренных техническими условиями, а также в связи с наступлением обстоятельств, препятствующих указанным действиям и не зависящим от ПАО «Россети Центр»,ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 было направлено соответствующее уведомление (л.д.40).
С учетом установленных обстоятельств, в том числе факта нахождения земельного участка заявителя в границах территории заповедника, положений пункта 2 части 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 10 пункта 3.1 Положения о заказнике, которыми установлен запрет на строительство линий электропередачи в границах территории заповедника, должностное лицо УФАС по Воронежской области пришло к выводу об отсутствии у ПАО «Россети Центр» в рассматриваемом случае фактической возможности исполнения своей части мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В связи с указанным, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 17.02.2022 врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Центр», в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.184-188).
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа в указанной части у суда не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд полает, что ответами уполномоченных органов подтверждено, что ПАО «Россети Центр» предприняло все зависящие от него действия, направленные на исполнение договора об осуществлении технологического присоединения, а невозможность исполнения мероприятий вызвана обстоятельствами, независящими от сетевой организации.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
По смыслу закона истечение срока давности является безусловным основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
В ходе проверки заявления ФИО1 должностным лицом УФАС по Воронежской области было установлено два события, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение срока направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, установленного пунктом 105 Правил, до 06.03.2020 включительно; не выполнение мероприятий по технологическому присоединению в установленный в договоре срок до 13.05.2021.
Таким образом, принимая во внимание, что на момент судебного рассмотрения жалобы ФИО1 годичный срок давности по рассматриваемым событиям административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, в этой связи вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и о виновности лица в совершении административного правонарушения в любом случае обсуждаться не может, так это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения поступившей жалобы ФИО1 и для отмены обжалуемого определения от 17.02.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Центр» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
определение врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17.02.2022, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Россети Центр» оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Левобережный районный суд г.Воронежа в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Г.В. Удоденко