Судья Котков С.А. Дело № 12-3040/16
РЕШЕНИЕ
Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 на решение судьи Туапсинского районного суда от 24 июня 2016 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору от 29 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении и.о. главы муниципального образования Туапсинский район - оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
В жалобе и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу прекратить, указав, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
В судебное заседание и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 и заместитель главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями, в связи с чем судья вышестоящей инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 по доверенности ФИО3, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с требованиями ст.30.3 ч.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
При рассмотрении дела судьей вышестоящей инстанции установлено, что копия решения судьи Туапсинского районного суда от 24 июня 2016 года получена представителем и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 по доверенности ФИО3, согласно имеющейся в материалах дела расписке, 29 июня 2016 года (л.д.69), жалоба и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 на указанное решение поступила в Туапсинский районный суд, согласно штампу входящей корреспонденции, 5 июля 2016 года (л.д.70), то есть в срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу об административном правонарушении от 13 апреля 2016 года, составленным заместителем начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МСЧ России по Краснодарскому краю в отношении и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1, следует, что по результатам проведенной проверки готовности Краснодарского края к пожарному сезону 2016 года установлено, что в нарушении пунктов 2, 7, 10, 12 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 №284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», зарегистрированного в Минюсте России от 22 июля 2013 года № 29115 в Плане основных мероприятий муниципального образования Туапсинский район в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 год, не запланировано проведение учений и тренировок, что негативно повлияет на готовность системы РСЧС к действиям по тушению природных пожаров. На строительство, реконструкцию и эксплуатацию дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, пожарных наблюдательных постов, а также пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, денежные средства в 2016 году не выделены. На устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам наружного противопожарного водоснабжения выделение денежных средств администрацией муниципального образования Туапсинский район не запланировано. Администрация муниципального образования Вельяминовское сельское поселение не готово к переводу на энергопитание от резервного источника: генератор не оборудован аккумулятором и нет запаса топлива. Кроме того, по данному сельскому поселению требуется переработка паспорта безопасности, так как существующий разработан в 2009 году. Взаимодействие с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не определено.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору от 29 апреля 2016 года должностное лицо - и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ч.2 ФЗ № 69).
Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" во взаимосвязи с положениями утвержденной Приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 года №140 «Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Порядок разработки органами местного самоуправления нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, установлен вышеуказанным Приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 года №140.
В соответствии со ст.38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, наряду с иными категориями лиц, несут руководители органов местного самоуправления.
В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, предусматривающие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 15 Конституции РФ, ст.20 Федерального закона №69-ФЗ данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления.
Таким образом, из содержания вышеуказанных правовых норм следует неотъемлемая обязанность главы муниципального образования Туапсинский район, равно как и исполняющего обязанности главы лица по исполнению законов и иных нормативных правовых актов, в том числе по разработке нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с предъявляемым к таковым требованиям.
Согласно «Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868, МЧС РФ разрабатывает и утверждает (устанавливает), наряду с иными документами: положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, а также инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №284 утверждена «Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» определяющая порядок подготовки и проведения в органах местного самоуправления, наряду с иными органами власти и организациями, комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Несоблюдение положений указанной инструкции в своей деятельности главой муниципального образования, противоречит требованию вышеуказанных законов, в том числе Федерального закона "О пожарной безопасности". Разработанный и принятый план основных мероприятий муниципального образования Туапсинский район в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 год должен соответствовать предъявляемым требованиям в части предусмотренных законами и нормативно-правовыми актами мероприятий.
На основании п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К вопросам местного значения муниципального района также относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (п.п. 1, 5, 20 ст. 15 ФЗ № 131).
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с вышеперечисленными нормами глава муниципального района не лишен правовой и финансовой возможности на разрешение возложенных на него законом полномочий в области пожарной безопасности. Исполнение данных обязанностей возложено на него вышеуказанными законами и нормативно-правовыми актами.
Из материалов дела усматривается, что отраженные в обжалуемом постановлении нарушения выявлены при осуществлении проверочной деятельности комиссией Южного регионального центра МЧС России органов местного самоуправления по вопросу готовности Краснодарского края к пожароопасному сезону 2016 года.
На основании изложенного судьей первой инстанции сделан обоснованный вывод, что представленные доказательства указывают на наличие в действиях виновного лица нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии организации выполнения и не обеспечении реализации комплекса предусмотренного вышеуказанными нормами законов и нормативных актов полномочий администрации муниципального образования Туапсинский район.
Доводы жалобы и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 относительно отсутствия необходимости выполнения администрацией противопожарных мероприятий в отношении государственных лесов в силу отнесения таковых к государственной собственности не могут быть приняты во внимание, так как обжалуемым постановлением данного рода мероприятия именно в лесах и на территории таковых не вменены к выполнению, приведена лишь необходимость организации посадочных площадок на иных территориях для использования их летающими средствами, применяемыми в работе по охране и защите лесов.
Доводы жалобы о необоснованности вменения в вину и.о. главы муниципального образования Туапсинский район неготовность администрации Вельяминовского сельского поселения к переводу на энергопитание от резервного источника, не оборудование ими генератора, не переработку паспорта безопасности поселения, суд находит состоятельными. Вместе с тем, вопреки указанным доводам, исключение вышеуказанных положений не повлечет отсутствие в действиях и.о. главы муниципального района состава инкриминируемого правонарушения, в виду невыполнения им в нарушение требований закона иных перечисленных в оспариваемом постановлении и приведенных выше требований.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 24 июня 2016 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору от 29 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 - оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
Действия и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Туапсинского районного суда от 24 июня 2016 года - оставить без изменения, а жалобу и.о. главы муниципального образования Туапсинский район ФИО1 - без удовлетворения.
Судья краевого суда