Судья – Дидик О.А. Дело № 12-3049/2018
Р Е Ш Е Н И Е
05 сентября 2018 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту Прокурора Хостинского района города Сочи Юдина Р.В. на постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 июля 2018 г.,
установил:
постановлением судьи Хостинского районного суда г. Сочи от 12 июля 2018 г. прокурору Хостинского района города Сочи отказано в удовлетворении требования о привлечении главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 < Ф.И.О. >9 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Краснодарский краевой суд, прокурор Хостинского района города Сочи Юдин Р.В. просит отменить постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи от 12 июля 2018 г. В обоснование доводов протеста указано, что постановление суда первой инстанции незаконно, в выводах суда имеются неустранимые противоречия, связанные с неверным толкованием и неполным изучением обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в протесте прокурора Хостинского района города Сочи Юдина Р.В., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи первой инстанции в части прекращения производства по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Хостинского района города Сочи проведена проверка соблюдения требований Федерального Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее также – Федеральный закон № 294-ФЗ) в деятельности отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи.
В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом органа контроля и уполномоченным на проведение проверок, в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ провел под видом непосредственного обнаружения правонарушения внеплановую проверку индивидуального предпринимателя < Ф.И.О. >2 на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальным правовым актом, им проведены мероприятия по контролю, дана оценка действиям индивидуального предпринимателя < Ф.И.О. >2 без заданий на проведение мероприятий без взаимодействия с индивидуальным предпринимателем. При этом, заявление о согласовании внеплановой проверки в прокуратуру города не поступало, распоряжение о внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя не издавалось, акт проверки отсутствует. Таким образом, главным специалистом отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 в нарушение пункта 2 части 2, части 3, части 5 статьи 10 и частей 1, 4 статьи 14, статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка проведена без законных оснований и без согласования с органами прокуратуры, без распоряжения или приказа руководителя органа муниципального контроля, без составления акта проверки, что в силу статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением требований этого закона. Отсюда, в действиях главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ. Аналогичные правонарушения ФИО1 допущены и при проведении проверок и составлении протоколов об административных правонарушениях от <...>, <...>, <...>, <...> в отношении других предпринимателей.
По результатам проверки прокурором Хостинского района города Сочи Юдиным Р.В. <...> было принято постановление о возбуждении в отношении главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о передаче постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами на рассмотрение в Хостинский районный суд г. Сочи.
Согласно части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). При этом непосредственным объектом является установленный порядок исполнения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) своих должностных обязанностей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Объективная сторона правонарушения может включать в себя следующие противоправные действия, а именно, грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке или повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с <...> занимает должность главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи (распоряжение администрации города Сочи <...> л. д. 15).
Согласно пунктам 3.1-3.10 должностной инструкции главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи, утвержденной Первым заместителем Главы города Сочи <...>, в должностные обязанности главного специалиста отдела входит: осуществление на территории Хостинского внутригородского района администрации города Сочи муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи в соответствии с действующим законодательством, в том числе мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 3.1); осуществление контроля в пределах своих полномочий на территории Хостинского внутригородского района администрации города Сочи за деятельностью юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей в части соблюдения муниципальных нормативных правовых актов города Сочи в сфере благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи (п. 3.2); осуществление мониторинга на территории Хостинского внутригородского района администрации города Сочи за соблюдением юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями требований муниципальных нормативных правовых актов города Сочи в сфере благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи (п. 3.3); осуществление плановых и внеплановых проверок соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании распоряжения (приказа) начальника управления (заместителя начальника управления) в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.4); составление актов проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований по установленной форме (п. 3.5); выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении правонарушений по установленной форме (п. 3.6); составление протоколов об административных правонарушениях в случаях, установленных законодательством (п. 3.7); направление материалов проверок в органы, уполномоченные на рассмотрение вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности, устранение выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.8); своевременно и в полной мере исполнение представленных в соответствии с действующим законодательством полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 3.9); соблюдение законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок (п. 3.10).
Таким образом, из анализа пунктов 3.1 - 3.10 должностной инструкции главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи следует, что в его полномочия входят как обязанности по осуществлению плановых и внеплановых проверок соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании распоряжения (приказа) начальника управления (заместителя начальника управления) в порядке, установленном действующим законодательством, а также по составлению актов проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований по установленной форме, при выполнении которых главный специалист отдела контроля обязан соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так и составление протоколов об административных правонарушениях в случаях, установленных законодательством, и направление материалов проверок в органы, уполномоченные на рассмотрение вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности, при выполнении которых указанный специалист обязан соблюдать требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Предмет правового регулирования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ определен в части 1 статьи 1 этого Закона, согласно которой настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Между тем, при составлении протокола <...> об административном правонарушении от <...> в отношении индивидуального предпринимателя < Ф.И.О. >2 главный специалист отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 при его составлении руководствовался ст. 12.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях». Из протокола следует, что <...> в 16:40 часов по адресу: <...> главным специалистом в ходе непосредственного обнаружения установлено, что индивидуальный предприниматель < Ф.И.О. >2 самовольно осуществила размещение товара в месте, непредназначенном для этих целей, чем нарушила п. <...> Правил благоустройства и санитарного содержания территории Сочи от <...><...>, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статьей 32 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях». При этом, < Ф.И.О. >2, в отношении которой ведется производство по делу, были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьями 24.2 - 24.4, 25.1 - 25.6, 28.2, 30.1 и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. От < Ф.И.О. >2 были отобраны объяснения, в которых она указала, что с нарушением согласна, обязалась в будущем не нарушать, замечания с её стороны на протокол отсутствовали, она была ознакомлена с протоколом и последний был вручен ей под роспись. Она также была уведомлена под роспись о рассмотрении дела об административном правонарушении <...> в 11-00 часов по указанному в протоколе адресу.
Постановлением № <...> от <...> административная комиссия Хостинского района, рассмотрев поступившие к ней материалы административного дела, признала < Ф.И.О. >2 виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ«Об административных правонарушениях», назначила ей административный штраф в размере <...> рублей. Постановление < Ф.И.О. >2 не обжаловалось.
Аналогичные протоколы были вынесены ФИО1 и в отношении других индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, содержание протокола <...> об административном правонарушении от <...> и постановления № <...> от <...> административной комиссии Хостинского района подтверждают факт того, что главным специалистом отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи Г.А. Грабельниковым Г.А. все процессуальные действия в отношении < Ф.И.О. >2 проводились в рамках производства по делу об административных правонарушениях, которые регламентируются нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из объяснения ФИО1 от <...> (л. д. 11) следует, что обход улиц Хостинского внутригородского района города Сочи на предмет соблюдения населением Правил благоустройства и санитарного содержания города Сочи был запланирован разделом 5 Плана основных мероприятий отдела контроля по Хостинскому району города Сочи на квартал 2018 года (л. д. 25-26). В ходе обхода им непосредственно были обнаружены правонарушения, допущенные рядом предпринимателей, что и послужило основанием для составления протоколов об административных правонарушениях.
Заявляя в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 от <...> о том, что фактически главным специалистом отдела контроля по Хостинскому внутригородскому округу города Сочи в отсутствие документов для проведения проверки проведены проверочные мероприятия в отношении индивидуального предпринимателя < Ф.И.О. >2, что является неотъемлемой частью составляющей проверки, и указывая на допущение им при проведении проверки вышеперечисленных грубых нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Прокурор Хостинского района города Сочи не представил как суду первой инстанции одновременно с материалами настоящего административного дела, так и суду апелляционной инстанции одновременно с жалобой безусловные доказательства факта проведения главным специалистом внеплановой проверки при отсутствии соответствующего распоряжения или приказа руководителя, что главным специалистом осуществлялся именно государственный или муниципальный контроль, что он, как должностное лицо, действовал в рамках проверки в смысле, придаваемом ей Федеральным законом № 294-ФЗ, а не в рамках предоставленных ему полномочий по проведению мероприятий по контролю в соответствии с Планом основных мероприятий отдела на 2 квартал 2018 г. или в соответствии с пунктами 3.7, 3.8 должностной инструкции главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи, утвержденной Первым заместителем Главы города Сочи <...> При этом, на индивидуального предпринимателя < Ф.И.О. >2 главным специалистом отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи не возлагались какие-либо обязанности по предоставлению информации или документов, необходимых для проведения проверки, или по совершению иных подобных действий, которые возможно было бы отнести к действиям, регламентированным Федеральным законом № 294-ФЗ. Осмотр помещений и территорий индивидуального предпринимателя главным специалистом ФИО1 не производился. В силу изложенного, для фиксирования непосредственного обнаружения главным специалистом ФИО1 правонарушения не требовалось взаимодействие органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, и индивидуального предпринимателя.
При вышеприведенных обстоятельствах, приведенные Прокурором Хостинского района города Сочи доводы в протесте о нарушении главным специалистом ФИО1 порядка проведения проверки индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в качестве основания для отмены постановления Хостинского районного суда города Сочи от 12 июля 2018 г. судом апелляционной инстанции не приняты, поскольку к рассматриваемым отношениям положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются. Поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае подлежат применению положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Как разъяснено в абзаце 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Поскольку Прокурором Хостинского района города Сочи не доказаны как само событие административного правонарушения, совершенное главным специалистом ФИО1, так и содержание в его действиях состава административного правонарушения, судья районного суда правомерно прекратил производство по административному делу о привлечении главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 < Ф.И.О. >10< Ф.И.О. >11 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения.
Что касается постановления Хостинского районного суда города Сочи от 12 июля 2018 г. в части отказа прокурору Хостинского района города Сочи в удовлетворении требования о привлечении главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 < Ф.И.О. >12 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то оно в этой части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Прекращение производства по делу – это форма окончания дела без вынесения решения ввиду отсутствия у заявителя права на обращение в суд, препятствующая повторному обращению в суд с тождественным иском.
Поскольку Хостинский районный суд правомерно вынес постановление от 12 июля 2018 г. о прекращении производства по настоящему административному делу в связи с отсутствием состава правонарушения, то одновременное вынесение постановления о разрешении административного дела по существу (об отказе в удовлетворении требования) незаконно, противоречит части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление в этой части следует отменить.
Руководствуясь статьями 29.9, 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
отменить в постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 июля 2018 г. в части отказа в удовлетворении требования о привлечении главного специалиста отдела контроля по Хостинскому внутригородскому району управления административной инспекции администрации города Сочи ФИО1 < Ф.И.О. >13 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 июля 2018 г. оставить без изменения, а протест Прокурора Хостинского района города Сочи без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда: