Дело № 12-304/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Ломановская Г.С.,
при секретаре Соловьевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 августа 2018 года в г.Рыбинске жалобу генерального директора ГП ЯО «Северный водоканал» ФИО1 на постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора –старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 03.07.2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал»,
установил:
03 июля 2018 года главным специалистом комитета государственного экологического надзора - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО2 вынесено постановление, которым Государственное предприятие Ярославской области «Северный водоканал» (ранее МУП ГО г. Рыбинск «Водоканал») - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 руб.
На данное постановление генеральным директором ФИО1 подана жалоба, в которой он просит отменить Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 03.07.2018 и прекратить производство по делу. В жалобе ФИО1 ссылается на то, что применение предусмотренных ст. 8.42 КоАП РФ штрафных санкций, возможно только при наличии установленных на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков. Вместе с тем, материалы административного дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение ГП ЯО «Северный водоканал» правонарушения в пределах, обозначенных границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. При вынесении постановления не учтено, что у предприятия отсутствует обязанность по содержанию и эксплуатации канализационного коллектора, расположенного в <адрес>., данный коллектор не находится на балансе предприятия, не закреплен на праве хозяйственного ведения или ином законном праве. Для ГП ЯО «Северный водоканал» канализационный коллектор является лишь транзитной сетью, принадлежащий юридическому лицу – ОАО «Техническая бумага». Наличие транзитной сети, соединенной с централизованной сетью водоотведения, эксплуатируемой ГП ЯО «Северный водоканал», не означает наличия у предприятия обязанности по содержанию и эксплуатации данной транзитной сети.
В судебном заседании законный представитель ГП ЯО «Северный водоканал» ФИО1, защитник по доверенности ФИО3 жалобу поддержали. Указали на отсутствие правовых оснований для привлечения к административной ответственности ГП ЯО «Северный водоканал».
Должностное лицо - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, представила письменные возражения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон, запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В ст. 43.1 Закона указано, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды; мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами.
Судом установлено, что, что в департамент 20.04.2018 письмом Администрации ГО г. Рыбинск от 20.04.2018 № поступило обращение граждан о факте сброса канализационных стоков в Гремячевский ручей, протекающий на территории г. Рыбинска.
В результате проведения планового (рейдового) осмотра, обследования 25 апреля 2018 года в промежутке времени с 100-00 до 11-10 был установлен сброс неочищенных сточных вод в водоохранной зоне <адрес> из канализационных колодцев, расположенных на самотечном канализационном коллекторе, проходящем на территории <адрес> от камеры гашения в районе <адрес> до канализационного колодца № ГП ЯО «Северный водоканал» (ранее – №<адрес>):
- из канализационного колодца №, расположенного с правой стороны автодороги (<адрес>) на расстоянии 4-х метров от дороги и 60 метров от «<адрес>» (<адрес>) в 10 метрах от <адрес>. От указанного колодца в водоохраной зоне <адрес> (на расстоянии 30 метров от ручья) наблюдается утечка и разлив сточных вод на почве площадью около 200 кв.м. с характерным фекальным запахом;
- из канализационного колодца №, расположенного с южной стороны предприятия ОАО «Рыбинская городская электросеть (ул. Щепкина, д. 16), на расстоянии 13 метров от забора и 19 метров от <адрес>. Площадь разлива сточных вод на почве около 10 кв.м.
Согласно письму Администрации городского округа город Рыбинск от 28.06.2017, письму Администрации Рыбинского муниципального района от 27.06.2017, письму Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 02.06.2017, уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 04.07.2017 коллектор в реестре муниципальной собственности не состоит. Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области канализационный коллектор 1991 года ввода в Реестре имущества, находящегося в собственности Ярославской области, не значится, данные о передаче его на баланс ОАО «Техническая бумага» отсутствуют. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют. Коллектор ни за кем не закреплен и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием.
ГП ЯО «Северный водоканал» является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению, сети которого непосредственно соединены с самотечным бесхозяйным коллектором. Именно посредством его использования ГП ЯО «Северный водоканал» осуществляет транспортировку сточных вод от своих абонентов.Согласно п.9 ст. 2 «Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" транспортировка сточных вод является частью услуги водоотведения.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в вводный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Исходя из вышеизложенного доводы ГП ЯО «Северный водоканал» о том, что коллектор не находится на балансе предприятия, не закреплен на праве хозяйственного ведения или ином законном праве за ГП ЯО «Северный водоканал», расходы на его содержание не учтены в тарифе, а значит, у предприятия отсутствует обязанность по содержанию и эксплуатации коллектора, не основаны на законе. Для квалификации по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ наличие или отсутствие указанного коллектора на балансе ГП ЯО «Северный водоканал» правового значения не имеет, так как ГП ЯО «Северный водоканал» фактически эксплуатирует данный коллектор для водоотведения (транспортировки) сточных вод абонентов, поэтому обязан соблюдать законодательство в сфере охраны окружающей среды.
Доводы ГП ЯО «Северный водоканал» о том, что границы водоохраной зоны Гремячевского ручья, в которую осуществляются сбросы из коллектора, на местности не установлены, поэтому привлечение его к ответственности неправомерно, являются не состоятельными.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" органы государственной власти обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков надлежащем состоянии.
По смыслу указанного Постановления, предупреждающие знаки размещаются в определенных местах, отвечающих приведенным критериям.
Положения ч. 6, п. 4 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не связывают обязанность соблюдения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, так как официально опубликованы для всеобщего сведения и подлежат применению.
Таким образом, само по себе отсутствие в районе нахождения его транспорта и места стоянки специальных информационных знаков, определяющих границы водоохранной зоны водного объекта, не освобождает ГП ЯО «Северный водоканал» от необходимости соблюдения установленных законом ограничений, не освобождает его от ответственности за нарушение режима использования водоохранной зоны и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31.05.2018г., актом проверки № от 31 мая 2018г..
Таким образом, факт совершения ГП ЯО «Северный водоканал» (ранее - МУП ГО г. Рыбинск«Водоканал») административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств. ГП ЯО «Северный водоканал» (ранее – МУП ГО г. Рыбинск «Водоканал») имело возможность соблюсти требования при эксплуатации коллектора и не допустить нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельность в водоохраной зоне водного объекта, однако, своевременно не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, основано на материалах дела, мотивировано. Вывод должностного лица о виновности ГП ЯО «Северный водоканал» в административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, подробно изложенных в постановлении.
Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Применение указанных положений зависит от обстоятельств дела и представленных доказательств, подтверждающих наличие оснований для снижения штрафа ниже низшего предела.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что имеются основания для уменьшения размера административного штрафа в соответствии с ч.3.2., 3.3. ст.4.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит изменению путем уменьшения штрафа с 250 000 рублей до 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 4.1, 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 03.07.2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Государственного предприятия Ярославской области «Северный водоканал» изменить.
Размер административного штрафа, назначенного Государственному предприятию Ярославской области «Северный водоканал», снизить до 100000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.С. Ломановская