ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-304/18 от 29.10.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-304/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Омск 29 октября 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием защитника Тараненко В.В. – Стельмашека Б.Н., действующего по доверенности, представителей Федеральной антимонопольной службы России Ланбиной А.В., Баймухамбетовой А.Х., действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца р.<адрес> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление начальника Правового управления ФАС России,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Правового управления ФАС России по делу об административном правонарушении № 4-14.6-390/00-10-18 от 26 июня 2018 г. председатель Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Тараненко В.В. признан виновным в том, что являясь председателем РЭК Омской области, в ходе ежегодной корректировки тарифов, рассчитанных с применением метода индексации, утвердил Приказом № 375/75 от 07.12.2017 г. тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в с.<адрес> на 2018 год с календарной разбивкой с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал., и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал.

При этом, льготный тариф для населения вышеназванного поселения, составлявший во втором полугодии 2017 г. 3927,51 руб./Гкал. установлен не был. Соответственно, тариф для населения увеличился на 138,96 руб./Гкал или на 103,54%.

По мнению должностного лица административного органа, этим был нарушен п. 15 Основ ценообразования, запрещающий превышать величину указанных тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Не согласившись с данным постановлением, Тараненко В.В. обратился в Центральный районный суд г. Омска с просьбой об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что в соответствии с ч. 14 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно ст. 3 Закона Омской области от 25.09.2014 № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» льготный тариф устанавливается в соответствии с законодательством исполнительной власти Омской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Омской области в случае, если изменение размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанные с учётом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области, установленные Губернатором Омской области.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, не предусматривают льготные тарифы в перечне регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения (п. 3 Основ), соответственно Основы ценообразования не подлежат применению в рассматриваемом случае.

Льготный тариф для населения с.<адрес> во втором полугодии 2017 г. был установлен в целях соблюдения требований ст. 157.1 ЖК РФ, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приказом № 592/71 был установлен тариф на тепловую энергию на экономически обоснованном уровне с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. в размере 4117,61 руб./Гкал. В целях соблюдения предельного индекса на указанный период приказом РЭК Омской области был утверждён льготный тариф для населения в размере 3927,51 руб./Гкал.

Приказом РЭК Омской области от 07.12.2017 г. № 375/75 внесены изменения в приказ 592/71 и утверждены тарифы, в том числе для населения, на 2018 год на экономически обоснованном уровне в размере с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. – 4066,47 руб./Гкал и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. – 4066,47 руб./Гкал.

В связи с тем, что экономически обоснованный тариф (4066,47 руб./Гкал.) в первом полугодии 2018 г. не превышает предельного индекса для населения с.п. Любино-Малоросское, установленного Указом Губернатора Омской области от 24.11.2017 № 195, оснований для установления льготного тарифа не имелось.

Кроме того, заявитель указывает на то, что административное расследование проведено формально, не учтены его доводы, решение по делу принято до окончания административного расследования, решение не мотивировано. При назначении наказания не были рассмотрены вопросы, связанные с его имущественным и финансовым положением, нахождение на иждивении двоих несовершеннолетних детей.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Тараненко В.В. в судебном заседании участия не принимал, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представлял.

Защитник Тараненко В.В. – Стельмашек Б.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объёме, дополнив, что нарушений при установлении экономически обоснованных тарифов по теплоснабжению не было, проекты тарифных решений направлялись и в прокуратуру, Министерство финансов, и в УФАС. Законных оснований для применения льготного тарифа не имелось, поскольку он устанавливается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Вместе с тем, реально плата за теплоснабжение в первом полугодии 2018 г. не поднималась, и в целях исполнения предписания ФАС России 27 февраля 2018 г. приказом РЭК Омской области № 17/12 для населения с.<адрес> тариф на тепловую энергию с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. был установлен в размере 3927,51 руб./Гкал., т.е. на уровне льготного тарифа на второе полугодие 2017 г.

Должностное лицо ФАС России, вынесшее обжалуемое постановление, Молчанов А.В., представил письменный отзыв, в котором указывает, что рассмотрение данной жалобы не подсудно Центральному районному суду города Омска, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Поскольку дело было рассмотрено по месту проведения административного расследования (ФАС России), жалоба подлежит рассмотрению Пресненским районным судом г. Москвы.

Полагает, что в действиях Тараненко В.В. установлен состав административного правонарушения, законных оснований для повышения тарифа для населения по сравнению с льготным тарифом не имелось. Процессуальных нарушений при привлечении Тараненко В.В. к ответственности допущено не было. При назначении наказания обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, установлено не было. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ также не установлено.

Представитель Молчанова А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве поддержала, дополнив, что в адрес РЭК Омской области было вынесено предписание, в соответствии с которым предлагалось устранить допущенное нарушение до 01 марта 2018 г., а именно привести в соответствие с действующим законодательством тарифные решения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию в отношении ООО «<данные изъяты>», соблюдая принцип непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Указанное предписание не обжаловалось, что свидетельствует о имеющих место нарушениях ценообразования.

Суд находит доводы, изложенные в отзыве, о неподсудности рассмотрения жалобы Центральным районным судом города Омска, необоснованными.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав стороны, суд полагает, что в действиях Тараненко В.В. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги.

Ценообразование - установление цены на товар, работу или услугу. Понятие ценообразования включает как формирование правил установления, регулирования цены, так и применения правил субъектами регулирования. Нарушения порядка ценообразования могут допускаться как органами, устанавливающими регулирование, установление цены, так и хозяйствующими субъектами, которые нарушают (неправильно применяют) порядок и правила государственного регулирования цен.

Как установлено материалами дела, Тараненко В.В., являясь председателем РЭК Омской области, в ходе ежегодной корректировки тарифов, рассчитанных с применением метода индексации, утвердил Приказом № 375/75 от 07.12.2017 г. тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в с.<адрес> Любинского муниципального района Омской области на 2018 год с календарной разбивкой с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал., и с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 4066,47 руб./Гкал.

При этом, льготный тариф для населения вышеназванного поселения, составлявший во втором полугодии 2017 г. 3927,51 руб./Гкал. установлен не был. Соответственно, тариф для населения увеличился на 138,96 руб./Гкал или на 103,54%.

Доводы заявителя о том, что Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, не предусматривают льготные тарифы в перечне регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения (п. 3 Основ), соответственно Основы ценообразования не подлежат применению в рассматриваемом случае, суд находит необоснованными.

Необходимость государственного регулирования льготных тарифов предусмотрена, в частности, и частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении. Диспозиция ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, по сути, предусматривает запрет завышения любых регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области

Суд полагает, что в рассматриваем случае РЭК Омской области, даже в случае установления новых, экономически обоснованных тарифов в 1-ом полугодии 2018 г., при установлении тарифа для населения, должна была руководствоваться п. 15 Основ ценообразования, запрещающим превышать величину указанных тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, не превышая установленный ранее льготный тариф.

При этом, РЭК Омской области имела возможность для соблюдения действующих требований законодательства, поскольку, получив предписание ФАС России, 27 февраля 2018 г. приказом РЭК Омской области № 17/12 для населения с.<адрес> тариф на тепловую энергию с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. был установлен в размере 3927,51 руб./Гкал., т.е. на уровне льготного тарифа на второе полугодие 2017 г.

Таким образом, доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения опровергаются материалами дела.

Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

Вместе с тем, суд не усматривает в действиях председателя РЭК Омской области Тараненко В.В. злостного или целенаправленного нарушения требований законодательства.

При этом, учитывает, что реального повышения платы населения за теплоснабжение в первом полугодии 2018 г. не произошло, приказом РЭК Омской области № 17/12 для населения с.п. <адрес> тариф на тепловую энергию с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. был установлен в размере 3927,51 руб./Гкал., т.е. на уровне льготного тарифа на второе полугодие 2017 г.

Суд приходит к выводу, что, несмотря на формальное наличие признаков состава правонарушения, степень общественной опасности правонарушения не носит существенного характера; существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений правонарушение не представляет, а цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута путем вынесения виновному лицу устного замечания.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление начальника Правового управления ФАС России № 4-14.6-390/00-10-18 от 26 июня 2018 г. по ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Региональной энергетической комиссии Омской области Тараненко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, отменить, производство по делу прекратить, признав данное правонарушение малозначительным, освободив Тараненко В.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья С.В. Тарабанов