ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-304/18КОПИ от 10.10.2018 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-304/2018 копия

М/с с/у 5 Кудрявцев Д.А.

РЕШЕНИЕ

г.Кунгур Пермского края 10 октября 2018 года

Судья Кунгурского городского суда Пермского края Третьякова М.В.,

при секретаре Ивановой А.И.,

с участием представителя МУП «ЖКХ Комсомольское» Лоран А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кунгурского судебного района Пермского края от 20.07.2018 года в отношении МУП ЖКХ «Комсомолькое» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Кунгурского судебного района Пермского края № 5-617/2018 от 20.07.2018 года производство по делу по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении МУП «ЖКХ Комсомольское» прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Полагая, что производство по делу прекращено необоснованно, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее Инспекция) обратилась с жалобой на указанное постановление, просит постановление мирового судьи отменить, поскольку считает его незаконным, принятым с нарушением норм материального права, просит возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебное заседание представитель Инспекции не явился, о рассмотрении дела административный орган извещен надлежащим образом.

Представитель МУП «ЖКХ Комсомольское» в судебном заседании возражают против удовлетворения жалобы Инспекции, просит постановление мирового судьи оставить без изменения.

В судебном заседании представитель МУП «ЖКХ «Комсомольское» Лоран А.И., пояснил, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов осуществляется МУП «ЖКХ «Комсомольское» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Согласно ст. 12 данного Постановления Правительства проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона). Поскольку для проведения данных проверок требуется дополнительное специальное оборудование МУП «ЖКХ «Комсомольское» заключило с ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ» договор №48 от 26.02.2018 г. на обследование дымоходов и вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах. Данной организацией проверки проводятся своевременно и в полном объеме. Данной организацией была проведена плановая проверка вентиляционных каналов перед началом отопительного сезона, за 28 дней до прокурорской проверки, никаких нарушений выявлено не было. Все обращения жильцов, связанные с недостатками содержания общедомового и(или) внутриквартирного оборудования, фиксируются в журнале регистрации заявок и обращений, которые незамедлительно принимаются к исполнению сотрудниками МУП «ЖКХ «Комсомольское». Ни от жильцов <адрес> МКД по <адрес>, ни от других жильцов указанного МКД жалоб по фактам отсутствия тяги в вентиляционных каналах с начала 2018 г. не поступало. Были приняты все зависящие меры по надлежащей организации работ, связанных с проверкой состояния дымоходов и вентиляционных каналов. Кроме того, следует отметить, что Инструкцией по безопасному использованию газа при пользовании коммунально-бытовыми нуждами, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05.12.2017г. потребитель газа обязан незамедлительно сообщать в диспетчерскую службу и неисправностях, в том числе нарушение тяги в дымоходах и вентиляционных каналах. Однако каких-либо сообщений от жильцов не поступало.

Судья, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев жалобу, исследовав документы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса (то есть, неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства), влечет наложение административного штрафа для должностных лиц в размере от 50000 руб. до 100000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет.

В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании).

Лицензирование, как установлено ст. 2 Закона о лицензировании, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан (ч. 1). Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (пп. "а"); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (пп. "б"); соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (пп. "в").

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из положений п.п. 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что общее имущество много квартирного дома, к которому относятся, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подп. "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подп. "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подп. "г").

Согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами (лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Судьей установлено:

05.07.2018 в отношении МУП ЖКХ «Комсомольское» консультантом отдела протоколов об административных правонарушениях - государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении -Л, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МУП ЖКХ Комсомольское по адресу <адрес>, совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: в <адрес> многоквартирного <адрес> при осмотре выявлено, что в вентиляционном канале вспомогательного помещения (кухни) отсутствует тяга (л.д.2).

20.07.2018 года мировым судьей судебного участка № 5 Кунгурского судебного района Пермского края вынесено постановление, которым производство по делу по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении МУП ЖКХ «Комсомольское» прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 41-43).

Из жалобы Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края следует, что у МУП «ЖКХ Комсомольское» имеется обязанность не допускать неисправного состояния системы вентиляции. Материалами дела подтвержден факт неисправности системы вентиляционной системы на момент проверки. Представленный акт о техническом состоянии вентиляционного канала от 01.03.2018г., составленный ООО «Ленсудэксперт» подтверждает состояние венканала только на указанную дату. МУП ЖКХ «Комсомольское» обязано проводить все необходимые мероприятия для поддержания общего имущества дома в технически исправном состоянии. Предприятие не организовало должным образом проведение работ, которые необходимо было выполнить еще до начала отопительного периода. Тот факт, что собственники жилого помещения с заявлениями об устранении недостатков вентиляционных каналов не обращались, правового значения не имеют. Действующее законодательства не ставит обязанность выполнения правил содержания и ремонта жилых домов в зависимость от инициативы жильцов. Создавшаяся ситуация, халатное отношение предприятия к организации надлежащего технического обслуживания жилого дома и не принятие мер по организации устранения нарушений в нормативные сроки, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью жильцов дома, угрозу причинения вреда жизни и здоровью жильцов дома, повлекло за собой нарушения прав и законных интересов жителей.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «ЖКХ Комсомольское» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что в действиях МУП «ЖКХ «Комсомольское» состава административного правонарушения не установлено, поскольку в ходе судебного заседания было установлено и представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению норм и правил, связанных с содержанием систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, а именно: в целях производства работ по надлежащему содержанию систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов МУП «ЖКХ «Комсомольское» был заключен договор №48 от 26.02.2018 г. с ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ» на обследование дымоходов и вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах. Согласно приложению к указанному договору в перечень жилых домов, подлежащих обследованию, включен многоквартирный <адрес>. Согласно акту о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов от 01 марта 2018 г., составленному представителем ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ» и подписанному представителем МУП «ЖКХ «Комсомольское» во исполнение договора №48 от 26.02.2018 г. на обследование дымоходов и вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах, в жилом помещении по адресу: <адрес> недостатка в виде отсутствия тяги в вентиляционном канале вспомогательного помещения (кухни) не выявлено, стоит отметка «тяга имеется».

Вместе с тем, в соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья не дал надлежащую оценку доказательствам, имеющимся в материалах дела, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При вынесении оспариваемого постановления мировым судьей не учтено, что заключение договора с ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ» на обследование дымоходов и вентиляционных каналов в многоквартирных жилых домах, проведение ООО «ЛЕНСУДЭКСПЕРТ работ по обследованию, не освобождает МУП «ЖКХ Комсомолськое» от соблюдения лицензионных требований в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, учитывая, что состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является формальным.

Пунктом 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные судьей нарушения является существенными, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Указанные выше положения не были учтены мировым судьей, в связи с чем вывод об отсутствии в действиях ООО «ЖКХ Комсомольское» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не основан на законе.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, составляет три месяца.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 20 апреля 2018 года, на момент рассмотрения указанной жалобы срок давности привлечения ООО «ЖКХ Комсомольское» к административной ответственности истек.

Следовательно, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Жалобу заместителя отдела Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО6 удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 5 Кунгурского судебного района Пермского края от 20.07.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП «ЖКХ Комсомольское» – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу с момента его провозглашения

Судья (подпись) М.В.Третьякова

Копия верна. Судья:

Подлинное решение находится в материалах дела № 5 – 617/2018 на судебном участке № 5 Кунгурского судебного района