Судья: Максутова С.Ж. д. № 12-305/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 20 августа 2015 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
должностное лицо – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным главным консультантом управления правового-кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия министерства культуры Самарской области должностному лицу – ФИО1, проводившему археологические разведки для АНО «<данные изъяты>» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ за нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Волжским районным судом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше постановление.
В жалобе ФИО1 просит отменить постановление суда и прекратить дело в связи с неверной оценкой судом установленных по делу обстоятельств, а также в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Указывает, что должностным лицом не является, разрешение на работы получено им как физическим лицом.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Министерства культуры Самарской области ФИО2, специалистов ФИО3, ФИО4 и ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 4 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ,
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Часть 1 ст. 7.15 КоАП РФ предусматривает, что ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов РФ, включая памятники археологии. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении установленного порядка проведения археологических разведок и раскопок, которое может в некоторых случаях сопровождаться повреждением или уничтожением объекта археологического наследия. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные в умышленном несоблюдении установленного порядка проведения разведок и раскопок памятников археологии, а также в повреждении или уничтожении объекта археологического наследия по неосторожности. Совершение рассматриваемого административного правонарушения возможно только в форме прямого умысла.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения отчета о проведении охранно-разведочного археологического обследования земельного участка, отводимого под объект ОАО «<данные изъяты>» на территории муниципальных районов Волжский и Кинельский Самарской области, направленного в адрес Министерства культуры Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № выявлено проведение АНО «<данные изъяты>» археологических полевых работ на указанном выше участке в отсутствие предусмотренного законодательством разрешения (открытого листа), так как указанное разрешение получено ДД.ММ.ГГГГ за № на имя ФИО1, однако работы проведены в весенний период: апрель-май 2014 года, чем нарушены требования п.п. 1 и 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Так, судом первой инстанции установлено несоответствие времени проведения археологических работ на объекте времени, указанному в полученном разрешении на проведение указанных работ, что подтверждается содержащимися в отчете фотографиями, на которых запечатлены деревья с распускающимися листьями, молодая зеленая трава, то есть работы датированы апрелем-маем 2014 года, а разрешение ФИО1 выдано только ДД.ММ.ГГГГ года.
Указанные обстоятельства дела и вина ФИО1 в совершении данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а также показаниями специалистов научных сотрудников отдела природы Самарского областного историко-краеведческого музея им. <данные изъяты> ФИО3, ФИО4, имеющих высшее биолого-химическое образование, кандидата биологических наук, профессора кафедры ботаники Поволжской государственной социально-гуманитарной академии ФИО5, допрошенных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, которые пояснили, что совокупность признаков: состояние деревьев, травы, цвет зелени, низкорослость трав, вкрапления прошлогодней растительности на фоне травы, отсутствие ярких цветов, характерных для лета в Самарской области, свидетельствуют о том, что фотографии сделаны в апреле- начале мая, признаков природных аномалий или пожаров нет.
Оснований не доверять их показаниям не имеется, ФИО3, ФИО4 ФИО5 имеют высшее специальное образованием, являются жителями Самарской области, принимали участие в экспедициях по области в различное время года.
Представленный АНО «<данные изъяты>» ответ от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ науки института физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской Академии наук о невозможности дать заключения по определению состояния почвенного покрова и времени года/периода проведения археологических полевых работ по представленным фотографиям не опровергает показания ФИО3, ФИО4 ФИО5
Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.15 КоАП РФ не вызывает сомнений.
Оценка имеющимся в деле фотоматериалам на предмет определения того, когда они были сделаны, дана судом на основании показаний свидетелей, а также допрошенных в суде апелляционной инстанции специалистов, квалификация которых проверена надлежащим образом.
Ссылки в жалобе на вынесение обжалуемого постановления по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, поскольку в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" вмененное АНО «<данные изъяты>» правонарушение является длящимся, так как оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей (проведении изысканий без соответствующего разрешения). Учитывая изложенное, сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности по данному делу истекают через год после обнаружения административным органом, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.
Одновременно с этим, доводы жалобы о том, что привлекаемое к ответственности лицо не состоит в трудовых отношениях с АНО «<данные изъяты>», то есть не может являться должностным, нашли свое подтверждение исследованными в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции доказательствами. Так, имеющийся в деле открытый лист за № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФИО1 как физическому лицу; то обстоятельство, что ФИО1 не является сотрудником АНО «<данные изъяты>» сторонами не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения квалификации действий привлекаемого к ответственности лица как должностного на квалификацию того же деяния, но совершенного ФИО1 как физическим лицом.
Административное наказание, назначенное ФИО1 также подлежит изменению в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств, личности привлекаемого лица – в минимальном размере, то есть до административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления, суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л
Постановление Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 КоАП РФ – изменить, квалифицировав действия ФИО1 как физического лица, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова