Дело № 12–305/2017 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 25 июля 2017 года
Судья Ленинского районного суда г. Перми Оплетина Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО2 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 116-17-адм от ДД.ММ.ГГГГ предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – специалиста по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1,
у с т а н о в и л :
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО2 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 116-17-адм от ДД.ММ.ГГГГ на специалиста по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1 за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), наложен административный штраф в размере 25 000 рублей. Специалист по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1 признана виновной в неисполнении предписания, выданного органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
ФИО1 с постановлением и наложенным штрафом не согласилась, направила в суд жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, поскольку она не является должностным лицом с точки зрения положений ст. 2.4 КоАП РФ, при этом предписание не было выдано конкретному должностному лицу Заказчика, по итогам рассмотрения предписания были выполнены все действия, указанные в нем, о чем Заказчиком была направлена информация письмом от ДД.ММ.ГГГГ. полагает, что неисполнение предписания не входит в объективную сторону диспозиции ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, а таких действий согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не совершалось. Также указала, что постановление по делу об административном правонарушении получила почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок для его обжалования истекает ДД.ММ.ГГГГ
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее постановление, извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, направило письменные пояснения по жалобе, согласно которым должностное лицо с жалобой несогласно, ФИО1 обязана осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами. Довод жалобы об отсутствии в предписании указания на конкретное должностное лицо Заказчика, обязанное исполнить предписание, основаны на неверном толковании норм права. В случае исполнения предписания частично, предписание считается неисполненным, поэтому в действиях ФИО1 состав правонарушения имеется. Также должностное лицо полагает возможным снизить размер наложенного административного штрафа в размере ниже, чем предусмотрено минимальным размером санкции, поскольку в материалы дела представлены соответствующие доказательства. Оснований для признания данного деяния малозначительным, как полагает должностное лицо, не усматривается. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку участники производства по делу об административном правонарушении о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, судья полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, должностного лица - и.о. руководителя УФАС по Пермскому краю ФИО2
Изучив доводы жалобы, письменных пояснений на жалобу, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1
На основании ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении определением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении №116-17-адм и проведено административное расследование, поводом к которому явилось рассмотрение комиссией Пермского УФАС России жалобы ООО «Европейские кровли» на действия Камско-Уральского филиала ГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – УФ ФГБУ «Главрыбвод») при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли и водосточных труб на объекте культурного наследия по адресу: <...>. Были выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем комиссией было выдано предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о зкупках, согласно которому Заказчику, Оператору электронной площадки надлежало совершить следующие действия:
- отменить протокол рассмотрения заявок;
- разместить соответствующую информацию на официальном сайте;
- оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность отмены протокола рассмотрения заявок, вернуть аукцион на этап подачи заявок;
- Заказчику внести изменения в документацию об электронном аукционе на капитальный ремонт кровли и водосточных труб на объекте культурного наследия «Дом архитектора А.В. Турчевича», расположенного по адресу: <...> (извещение №), вернуть заявки участникам электронного аукциона, разместить в ЕИС ответы на все поступившие запросы о разъяснении положений аукционной документации, привести информацию, опубликованную в ЕИС, в соответствие с требованиями Закона о закупках, с учётом решения по настоящей жалобе;
- Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Заказчику разместить на электронной площадке информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность размещения указанной информации;
- Оператору электронной площадки разместить на электронной площадке информацию о новом времени проведения электронного аукциона;
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить пункты 1-6 настоящего предписания соответственно.
- В срок до ДД.ММ.ГГГГ Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Пермского УФАС России поступило письмо Заказчика, зарегистрировано входящим номером 017945-16, в котором сообщалось, что предписание исполнено в полном объеме, Заказчиком внесены изменения в документацию. Вместе с тем, как установлено должностным лицом, Заказчиком не были внесены в аукционную документацию изменения в части установления надлежащих требований к составу второй части заявки, а именно об установлении дополнительных требований к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
На основании чего должностное лицо пришло к выводу о неисполнении Заказчиком предписания в указанной части, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом должностным лицом, нарушившим требования Закона о закупках, является специалист по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1
Постановление вынесено должностным лицом на основании имеющихся в материалах дела доказательствах: определений об истребований материалов, протокола об административном правонарушении, копии документации об электронном аукционе, положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Главрыбвод», копии решения по жалобе ООО «Европейские кровли» Управления ФАС по Пермскому краю, должностной инструкции специалиста по осуществлению закупок, предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении должностным лицом, нарушившим требования законодательства о закупках, является специалист по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1
Вместе с тем судья не находит оснований согласиться с указанными выводами исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в примечании к указанной статье приведен перечень лиц, которые подпадают под понятие должностного лица, а именно: под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Из содержания вышеприведенного примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что как должностное лицо может быть привлечено лицо, которое осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ.
ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, как должностное лицо – специалист по осуществлению закупок, однако судья считает, что в данном случае ФИО1 не подпадает под понятие должностного лица, которое может нести ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку она не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, при этом в материалах дела также не содержится доказательств, свидетельствующих, что ФИО1, как должностному лицу, было поручено непосредственное исполнение предписания УФАС по Пермскому краю и в результате неисполнения ею своих должностных обязанностей предписание не было исполнено.
На основании изложенного судья приходит к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку она не является должностным лицом в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю ФИО2 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 116-17-адм от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – специалиста по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1, о признании её виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении специалиста по осуществлению закупок отдела материально-технического снабжения, транспортного обеспечения и эксплуатации зданий и сооружений Камско-Уральского филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Е.С. Оплетина
Копия верна
Судья Е.С. Оплетина