ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-305/2021 от 31.08.2021 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

УИД 55RS0-62

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда <адрес>ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 31 августа 2021 года жалобу ФИО2 на постановление главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес>, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1<адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой в районный суд, указав, что на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ уже было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, которое решением судьи от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Полагает, что на основании одного и того же протокола дважды выносить постановление недопустимо.

Указывает, что правонарушение было устранено им еще до составления протокола. О прибытии комиссии письменно его не уведомляли.

ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснив, что является одним из собственников дома, расположенного по адресу: <адрес>В, и единственным лицом, ответственным за придомовую территорию. Шины с территории были им убраны, отходы распиловки на территории образуются в результате заготовки им дров.

Выслушав ФИО2, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес> поступило обращение БУ ФИО1<адрес> «Птичья гавань» от ДД.ММ.ГГГГ/ПГ-90 о допущенных нарушениях режима особой охраны особо охраняемой природной территории Природного парка «Птичья гавань», из которого следует, что на территории природного парка находится жилой дом, находящийся в общей долевой собственности ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Использование земельного участка, на котором расположен жилой дом, осуществляется с нарушением Земельного кодекса РФ. Проживание на особо охраняемой природной территории осуществляется с нарушением Положения о природном парке, утвержденном Положением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п(л.д. 61-63).

Актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами установлен факт размещения в пределах огороженной территории (<адрес>В) отходов IV-V классов опасности: отходов распиловки древесины, а также шин автомобильных отработанных (л.д. 49-63).

На основании вышеназванного обращения и Акта должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес> было вынесено обжалуемое постановление, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового (рейдового) осмотра по адресу: <адрес>В установлен факт размещения на почве отходов производства и потребления, в том числе: отходы распиловки и строгания древесины (код 3 05 200 00 00 0); шины автомобильные отработанные (код 1 12 100 00 00 0).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Согласно ч. 10 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно положений ч. 14 указанной статьи основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления (ч. 4, 6 ст. 21 ФЗ № 33-ФЗ).

Постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение «О природном парке «Птичья гавань».

Согласно п. 2 названного Положения природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения. Земельный участок, занимаемый природным парком, находится в собственности ФИО1<адрес> и используется для природоохранных целей.

Согласно п. 4 Положения на территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, в том числе: загрязнение территории бытовыми отходами и мусором.

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании охранной зоны природного парка регионального значения «Птичья гавань» постановлено создать охранную зону природного парка регионального значения «Птичья гавань», утверждены в том числе положение об охранной зоне и ее границы.

Согласно п. 2 Положения охранная зона создана в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия на природные комплексы природного парка.

В соответствии с федеральным законодательством земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением режима, установленного настоящим Положением, а также иных требований, установленных законодательством (п. 3 Положения об охранной зоне природного парка регионального значения «Птичья гавань»).

В соответствии с п. 4 названного Положения в границах охранной зоны запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы природного парка, в том числе загрязнение территории отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждается его объяснениями, данными в ходе судебного заседания, а также совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Протоколом об административном правонарушении -/314 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим подробное описание события административного правонарушения (л.д. 45-48).

Актом планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-50).

Схемой расположения территории, на которой зафиксировано правонарушение (л.д.51)

Фототаблицей (л.д.52-60)

Письменным обращением заместителя директора БУ «Птичья гавань» от ДД.ММ.ГГГГ/ПГ-90 (л.д.61-63).

Факт размещения именно им на придомовом участке автомобильных шин и отходов распиловки и строгания древесины ФИО2 в судебном заседании подтвердил.

Довод ФИО2 о привлечении его к ответственности дважды на основании одного и того же протокола основан не неверном толковании закона и подлежит отклонению.

Так, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1<адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменено решением судьи Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в виду наличия существенных процессуальных нарушений, с возвращением дела на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес>.

По результатам нового рассмотрения дела и было вынесено обжалуемое постановление, что не противоречит требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление вынесено должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории ФИО1<адрес>.

Относительно довода ФИО2 о не извещении о дате осмотра территории отмечаю следующее.

В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона

Статьей 13.2 названного Федерального закона установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов… проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и порядка оформления результатов таких осмотров, обследований при осуществлении регионального государственного экологического надзора на территории ФИО1<адрес>».

Согласно п.3 указанного Порядка, плановые (рейдовые) осмотры, обследования осуществляются должностными лицами отдела в рамках мероприятий по надзору, в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; в области охраны атмосферного воздуха; в области обращения с отходами; в области использования и охраны водных объектов; в области рационального использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения.

В соответствии с п.4 вышеназванного Порядка, плановые (рейдовые) задания утверждаются Министром природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес> или одним из его заместителей. Плановые (рейдовые) задания регистрируются в журнале регистрации плановых (рейдовых) заданий согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку.

В п. 8 Порядка установлена информация, которую должен содержать акт планового (рейдового) осмотра, обследования.

При этом требования об обязательном извещении заинтересованных лиц с целью их участия в плановом (рейдовом) осмотре, обследовании, указанный Порядок не содержит.

Иных значимых доводов в жалобе ФИО9 не содержится и в судебном заседании не представлено.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО2 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ и является минимальным.

Каких-либо нарушений норм материального либо процессуального закона при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для вмешательства в обжалуемое постановление не усматриваю.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного специалиста отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии ФИО1<адрес>, государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1<адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО2- оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Кировский суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья ФИО3