ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-306/2021 от 02.02.2022 Кинельского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

02 февраля 2022 года город Кинель

Судья Кинельского районного суда Самарской области Шевченко И.Г.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктснаб»,ИНН, ОГРН , расположенное по адресу: <адрес>, на постановление заместителя начальника ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктснаб» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением ООО «Нефтепродуктснаб» обратилось в суд с жалобой об отмене названного постановления и прекращении производства по делу.

Из жалобы ООО «Нефтепродуктснаб» следует, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Нефтепродуктснаб» вынесено постановление по делу об административном правонарушении за нарушение п. 23.5 ПДД РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

С данным постановлением ООО «Нефтепродуктснаб» несогласно и считает его не законным и не обоснованным.

Постановление противоречит п. 3.1 «МР МОЗМ 134. Международная рекомендация. Международная организация законно-дательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении», поскольку в п. 3.1 указанной рекомендации предусматривает, что весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении в соответствии с рекомендациями МОЗМ не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или любых других грузов, центр массы которых может измениться во время движения.

Согласно примечанию 1 км п. 4.19 «Портативные весы для взвешивания дорожных транспортных средств» ГОСТ 0IМL R 76-1-2011. «Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть. 1 Метрологические и технические требования. Испытания» несколько соединенных между собой платформ, каждая из которых предназначена для взвешивания колеса или оси, могут быть использованы для определения общей массы транспортного средства только в том случае, если все колеса одновременно опираются на платформы. Определение общей массы транспортного средства путем последовательного взвешивания осей или колес не входит в область применения настоящего стандарта и не может быть рассмотрено как измерение, на которое распространяется сфера государственного регулирования по причинам, приведенным в примечании. Согласно примечанию 2 к указанному пункту при отдельном взвешивании оси или колеса нагрузкой является все транспортное средство и таким образом через него создается связь между портативными весами и неподвижным окружением. Наличие данной связи может привести к значительным погрешностям, если не учитывать следующие факторы: действия боковых сил, обусловленных взаимодействием платформы весов с транспортным средством; действие различных переходных процессов и трения внутри осевых подвесов на части транспортного средства; действие сил на части пандусов - различие между уровнем платформы и уровнем пандуса может привести к изменяющемуся распределению нагрузки на ось.

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ст. 6 «Требования к единицам величин» в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференции по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Средство измерений параметра автомобильных транспортных средств в движении не предназначено для взвешивания в движении автомобилей и автопоездов с жидкими грузами, поскольку иное не исключает перетекание жидкого груза при перемещении транспортного средства по осям на платформы весов и ведет искажение о действительной нагрузке на ось.

Учитывая, что система дорожного весового и габаритного контроля не используется для полного погружения автомобиля-цистерны на платформу весов, соответственно данные, полученные с использованием указанной системы, не могут являться надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.

Таким образом, в действиях собственника транспортного средства ООО «Нефтепродуктснаб» отсутствует состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Шишмаров Н.С. поддержал доводы жалобы по основаниям, указанным в жалобе, просил суд указанное постановление отменить, прекратив производство по делу на основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, приобщив к материалам дела копию транспортной накладной.

Представитель ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, до судебного заседания представили отзыв, из которого следует, что установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на <адрес>, крупногабаритное транспортное средство марки SCANIA S440A4X2NA, государственный регистрационный знак , собственником которого является ООО «НЕФТЕПРОДУКТСНАБ» в нарушении требований пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляло движение без специального разрешения на транспортном средстве с осевой нагрузкой 10.87 т (с учётом допустимой погрешности специального технического средства), при предельно допустимом значении нагрузки на ось транспортного средства 10 т (расхождение + 8.7 %), что подтверждается актом измерения от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанное административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством № , система взвешивания и определения габаритных параметров транспортного средства в движении UnicamWIM, с использованием которой и зафиксировано анализируемое правонарушение, является специальным техническим средством и может применяться в сфере государственного регулирования единства измерений для выявления в автоматическом режиме нарушений правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Указанное специальное техническое средство имеет свидетельство об утверждении типа средств измерений , срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельство о поверке № , выданное уполномоченной организацией, которым устанавливается действительный срок поверки до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно Акт измерения параметров автомобильных транспортных средств полностью соответствуй критериям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ и в полной мере позволят установить факт совершения административного правонарушения.

В качестве оснований для отмены заявителем указано, что согласи: п. 3.1 «МР МОЗМ 134. Международная организация законнодательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивание автотранспортных средств в движении», жидкости можно взвешивать только путем полного погружения автомобиля - цистерны на платформу. Весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении в соответствии с рекомендациями МОЗМ п. 3.1 не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или любых других грузов, центр массы которых может изменяться во время движения.

Отмечают, что пункт 3.1 МР МОЗМ 134 (OIML R 134-1) «Международная организация законно-дательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении» не содержит такого текста.

Указанный пункт определяет требование к инструментам WIM, которые должны быть разработаны, для удовлетворения транспортным средствам, месту и методу операции, для которой они предназначены.

В соответствии с Т.3.1.3, Т.1 Терминология МР МОЗМ 134 (OIML R 134-1), WIM (weigh-in-motion -взвешивание в движение) - процесс определения массы транспортно средства, груза оси, и если применимо, груза группы осей.

Пункт 6.5 МР МОЗМ 134 (OIML R 134-1) «Справочные транспортные средства», п. 6 метода испытаний определяет, что транспортные средства, перевозящие жидкие грузы или другие продукты, это те которые могут быть подвергнуты колебаниям в их центре тяжести, когда транспортное средство перемещается. Такое транспортное средство должно использоваться с качестве справочного, только если инструмент WIM будет применен в последствии для определении массы или множества единственных осей и/ или группы осей таких транспортных средств. Если инструмент WIM не будет предназначен для этого использования, то он должен иметь маркировку «не используется для взвешивания транспортных средств перевозящих жидкости или другие продукты, которые могут быть подвергнуты колебаниям в их центре тяжести движением транспортного средства».

Система измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении типа UnicamWIM (свидетельство об утверждении типа средств измерений , срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельство о поверке № , выданное уполномоченной организацией, которым устанавливается действительный срок поверки до ДД.ММ.ГГГГ), не содержит маркировки описанной выше, а значит предназначена в том числе для измерений нагрузки на ось, на ось в группе осей, общей массы, транспортного средства перевозящего жидкие грузы.

Выслушав пояснения представителя заявителя Шишмарова Н.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Согласно ч. 2 ст. 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 № 2200 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, действующие с 1 января 2021 года (далее Правила).

В соответствии с указанными Правилами под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.

Под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.

Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, водитель управляя транспортным средством марки <данные изъяты> г/н , собственником которого является ООО «НЕФТЕПРОДУКТСНАБ» в нарушении требований пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляло движение без специального разрешения на транспортном средстве с осевой нагрузкой 10.87 т (с учётом допустимой погрешности специального технического средства), при предельно допустимом значении нагрузки на ось транспортного средства 10 т (расхождение + 8.7 %). Предельно допустимые параметры установлены Приложениями к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ

Данное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме техническим средством, имеющим функции фото - и киносъемки, видеозаписи – системой измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении Unicam WIM № (свидетельство о поверке действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Факт правонарушения подтверждается материалами ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, полученными с применением работающей в автоматическом режиме системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении Unicam WIM о превышении допустимой массы транспортного средства и отсутствии специального разрешения, и иными материалами дела, которые были оценены должностным лицом в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении ООО «Нефтепродуктснаб» было вынесено обжалуемое постановление.

Согласно пункта 3.1 «МР МОЗМ 134. Международная организация законно-дательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении», жидкости можно взвешивать только путем полного погружения автомобиля - цистерны на платформу. Весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении в соответствии с рекомендациями МОЗМ п. 3.1 не могут использоваться для взвешивания жидких грузов или любых других грузов, центр массы которых может измениться во время движения.

Согласно примечанию 1 к п. 4.19 «Портативные весы для взвешивания дорожных транспортных средств» ГОСТ OIML R 76-1-2011. «Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» несколько соединенных между собой платформ, каждая из которых предназначена для взвешивания колеса или оси, могут быть использованы для определения общей массы транспортного средства только в том случае, если все колеса одновременно опираются на платформы. Определение общей массы транспортного средства путем последовательного взвешивания осей или колес не входит в область применения настоящего стандарта и не может быть рассмотрено как измерение, на которое распространяется сфера государственного регулирования по причинам, приведенным в примечании.

Согласно примечанию 2 к указанному пункту при отдельном взвешивании оси или колеса нагрузкой является все транспортное средство и таким образом через него создается связь между портативными весами и неподвижным окружением. Наличие данной связи может привести к значительным погрешностям, если не учитывать следующие факторы: действие боковых сил, обусловленных взаимодействием платформы весов с транспортным средством; действие различных переходных процессов и трения внутри осевых подвесов на части транспортного средства; действие сил на части пандусов - различие между уровнем платформы и уровнем пандуса может привести к изменяющемуся распределению нагрузки на ось.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в Российской Федерации применяются единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средство измерений параметра автомобильных транспортных средств в движении не предназначено для взвешивания в движении автомобилей и автопоездов с жидкими грузами, поскольку иное не исключает перетекание жидкого груза при перемещении транспортного средства по осям на платформы весов и ведет искажение о действительной нагрузке на ось.

Учитывая, что система дорожного весового и габаритного контроля Unicam WIM не используется для полного погружения автомобиля - цистерны на платформу весов, соответственно данные, полученные с использованием указанной системы не могут являться надлежащем доказательством по делу об административном правонарушении.

В качестве доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство марки , г/н , собственником (владельцем) которого является ООО «Нефтепродуктснаб» перевозило жидкий груз (бензин) является копия транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательства, представленные ООО «Нефтепродуктснаб» в подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство марки <данные изъяты>, г/н , перевозило жидкий груз, позволяют сделать однозначный вывод о необоснованности привлечения ООО «Нефтепродуктснаб» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.12.21.1 КоАПРФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в числе иных решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При изложенных обстоятельствах постановление заместителя начальника ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Нефтепродуктснаб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.21.1 КоАПРФ, подлежит отмене, а производство - прекращению на основании пункту 2 части 1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ООО «Нефтепродуктснаб» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктснаб» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктснаб» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Нефтепродуктснаб» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья <данные изъяты>