14RS0035-01-2021-001516-22
№12-306/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 18 февраля 2021 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Иванова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г.Якутск ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО2 № от ____ 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа г.Якутск,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г.Якутск привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 217 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица, фактов направления бюджетных средств на иные цели, кроме организации питания детей осеннего оздоровительного лагеря, контрольным органом не установлено. Так, юридическое лицо действовало согласно указаниям и приказов Управления образования Окружной администрации города Якутска № от ____.2019 года, № от ____.2019 года, в соответствии с которыми Управление образования обязало муниципальные образовательные учреждения ГО «город Якутск» открыть лагеря дневного пребывания во время осенних каникул и обеспечить двухразовое питание в день на одного ребенка в размере 195 руб. за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я). В 2019 году в учреждении были открыты следующие лагеря: приказом от ____.2019 № лагерь дневного пребывания для ___ детей в период с ____.2019, приказом от ____.2019 № оздоровительный лагерь на ___ детей с ____2019, приказом № каникулярная школа по предмету математика с ____.2019 года для ___ детей. Приказом от ____.2019 № лагерь дневного пребывания в период зимних каникул с охватом ___ учащихся. Согласно постановлению Окружной администрации города Якутска от 11.05.2018 года №141п «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2018 году на территории ГО «город Якутск», распоряжению Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 года №588р «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 года на территории ГО «город Якутск», Управление образования Окружной администрации города Якутска определено уполномоченным органом, реализующим проведение детской оздоровительной кампании на территории ГО «город Якутск», следовательно, Управление образования Окружной администрации города Якутска уполномочено на принятие решений об открытии лагерей в период каникул детей, как в летний период, так и в осенний, весенний, зимний периоды. В связи с этим, нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) в сумме 244 355 руб. отсутствует. Обстоятельства административно-управленческого аспекта подчиненности учреждений образования Управлению образования Окружной администрации города Якутска, контрольным органом не исследован. Юридическое лицо и его руководитель действовали во исполнение указаний Учредителя и приняли все возможные меры для предотвращения правонарушения. Административным органом допущены процессуальные нарушения при составлении протокола, правонарушение было выявлено в ___ 2020 года, протокол составлен спустя ___ месяца, то есть с нарушением сроков, предусмотренных ст.28.5 КоАП РФ, при этом административное дело не возбуждалось.
В судебном заседании директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г.Якутск ФИО1, защитник адвокат Степанова О.П., представитель по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержали. Пояснили о том, что учреждение не допустило нецелевое использование бюджетных средств, направило их на питание детей оздоровительного лагеря. Учреждение действовало во исполнение обязательных для него указаний и приказов Управления образования. Учебный год начинается с сентября в течение которого также установлены осенние, зимние каникулы. У Учреждения отсутствовал умысел, что исключает состав административного правонарушения.
Представители Министерства финансов РС (Я) по доверенности ФИО4, ФИО5 в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность приведенных в жалобе доводов, просили оставить постановление без изменения. Пояснили о том, что учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, направив на осенний, зимний лагерь детей, что не предусмотрено распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 года №588р, поэтому ссылка на приказы Управления образования необоснованна, денежные средства не были возвращены.
Выслушав пояснения сторон, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с ч.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2). Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз.4).
Установлено, что на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 № в период с ____2020 года в отношении МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) ГО г.Якутск (далее Учреждение) проведена встречная проверка соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета РС (Я) за период 2018-2019 года.
____.2020 года по результатам проверки проверочной группой Министерства финансов РС (Я) составлен Акт, в котором сделан вывод о том, что учреждение не произвело возврат не использованных в текущем году остатков субсидий, что прописано в п.2.3.4 Соглашения, при этом остаток средств после организации летнего отдыха направило на питание детей в осенних лагерях 2019 года и зимних лагерях 2019-2020 года, финансирование которых не было предусмотрено Порядком расходования субсидии №588р., то есть допущено нецелевое использование учреждением субсидии из государственного бюджета РС (Я). Средства субсидии на сумму 158 934,50 руб. возвращены Управлению образования Окружной администрации города Якутска.
____.2020 года по данному факту старшим контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я) в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
____.2020 года обжалуемым постановлением заместителя министра финансов РС (Я) учреждение привлечено к административной ответственности по вмененному административному правонарушению с назначением административного наказания в виде административного штрафа. Основанием к этому приведено следующее, учреждение допустило нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я), поскольку в нарушение п.5.2 и п.5.9 Порядка №588р после организации летнего отдыха остаток средств субсидии на сумму 244 355 руб. направило на питание детей в осеннем и зимнем лагерях, которые отсутствуют в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, что является нарушением Порядка №477.
Установлено, что Постановлением Правительства РС (Я) от 25.12.2013 №477 в п.3.8 Министерству образования и науки РС (Я) поручено формировать и вести реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
Приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 №01-10/732 утвержден реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году. П.3.2 приказа уполномоченным органам, реализующим проведение оздоровительной кампании в муниципальных районах и городских округах РС (Я), поручено не допускать открытие несанкционированных организаций отдыха, независимо от форм собственности, находящихся на территории муниципального района и городского округа.
Постановлением Правительства РС (Я) от 25.12.2013 №477 в п.2.2 утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время (далее Порядок №477).
В соответствии с подп. «в» п.2.7 Порядка №477 одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 №588р «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории городского округа «город Якутск» (далее Распоряжение №588р) Управление образования Окружной администрации города Якутска определено уполномоченным органом, реализующим проведение детской оздоровительной кампании на территории городского округа.
Согласно п.2 Распоряжения №588р период летнего активного отдыха и оздоровления детей «Лето-2019» определен с 01.06 по 31.08.2019 года.
В соответствии с п.4 Распоряжения №588р нормы расходов на питание одного ребенка утверждены в следующих размерах, кроме того, в оздоровительных лагерях дневного пребывания – 195 руб.
Согласно п.5 Распоряжения №588р определены источники проведения мероприятий по обеспечению занятости, оздоровления и отдыха детей и подростков: - средства, предусмотренные в бюджете городского округа на 2019 год в сумме 19 336 524,23 руб.; - средства государственного бюджета РС (Я) в сумме 19 720 000,00 руб.
Пунктом 6 Распоряжения № 588р утвержден Порядок расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа (далее Порядок №588р).
Согласно п. 7 Распоряжения № 588р Управлению образования поручено:
-организовать отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, состоящих на профилактическом учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Окружной администрации, Отделении участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних межмуниципального управления МВД РФ «Якутское», в сумме 2 102 000,00 руб. (п. 7.4);
-организовать отдых и оздоровление детей в оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Крым и Краснодарского края, в сумме 6 000 000,00 руб. (п. 7.5).
В соответствии с п.1.4 Порядка №588р органом, осуществляющим расходование средств на проведение и организацию оздоровительной кампании детей в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, является Управление образования Окружной администрации города Якутска.
В соответствии с п.1.5 Порядка №588р средства, полученные в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Согласно п.1.6 Порядка №588р Управление образования Окружной администрации города Якутска несет полную ответственность за целевой использование субсидий из государственного бюджета РС (Я).
В соответствии с п.5.2 Порядка №588р финансирование расходов по организации летнего отдыха детей в части заработной платы работников и обеспечение питанием производится: - за счет средств субсидий из государственного бюджета РС (Я), за счет внебюджетных средств - средств родителей (законных представителей).
В соответствии с п.5.4 Порядка №588р Управление образования Окружной администрации города Якутска за счет субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей доводит денежные средства на организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей до муниципальных образовательных учреждений городского округа, обеспечивающих организацию летнего отдыха.
Согласно п.5.9 Порядка №588р муниципальные образовательные учреждения городского округа, обеспечивающие организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, производят оплату труда работникам, занятым в организации летнего отдыха, оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания и организуют приготовление полноценного горячего питания на базе образовательного учреждения.
Согласно п.5.11 Порядка №588р в случае не использования либо неполного использования субсидий государственного бюджета РС (Я), перечисленных в соответствии с разделом 5 Порядка на цели, установленные Порядком, учреждения обязаны возвратить их на лицевой счет Управления образования не позднее 15 сентября текущего года.
Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и Учреждением заключено Соглашение б/н от ____.2019 о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 1 334 283,00 руб.
Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и Учреждением заключены Соглашения об изменении объема субсидии, в том числе:
-б/н от ____.2019 об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 1 175 348,50 руб.;
-б/н от ____.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 1 233 263,50 руб.
В п. 3 Соглашения б/н от ____.2019 определены направления расходования и сроки предоставления субсидии, средства на сумму 1 233 263,50 руб. предоставляются: - 187 683,00 руб. на возмещение расходов по оплате труда педагогов-воспитателей, педагогов-психологов, вожатых и медицинских работников; - 045 580,50 руб. - на возмещение расходов по стоимости минимального набора продуктов питания в оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Управлением образования Окружной администрации города Якутска Учреждению были перечислены средства субсидии на сумму 1 392 198,00 руб.
В Учреждении были открыты лагеря, которые отсутствуют в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году:
-приказ от ___ 2019 № об организации работы каникулярной школы по предмету математика с ____.2019 года.
-приказ ____.2019 № об открытии оздоровительного лагеря дневного пребывания «Алые паруса» в период осенних каникул с ____.2019 года.
-приказ ____.2019 № «Об открытии оздоровительного лагеря дневного пребывания в период зимних каникул 2019-2020 учебного года» в период с ____ 2020 года.
Кассовое исполнение Учреждения по средствам субсидии составило 1 233 263,50 руб., кроме того:
- 71 175,00 на питание детей осенней каникулярной школы по предмету математика;
- 30 420,00 на питание осеннего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Алые паруса»;
- 84 240,00 на питание ___ человек с ____;
- 58 500,00 на питание ___ человек с ____.
Судом также установлено, что приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 № внесены изменения в приказ от ____.2019 №, которым постановлено, кроме того, открыть в период осенних каникул в 2019-2020 учебном году оздоровительные лагеря дневного пребывания, согласно приложениям к приказу, поручено руководителям муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», указанным в приказе, открыть лагеря дневного пребывания в каникулярное время, обеспечить двухразовое питание в размере 195 руб. в день на одного ребенка, обеспечить целевое и своевременное освоение выделенных средств.
В Приложениях к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания, открываемые в период осенних каникул, включено МОБУ СОШ №26.
Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 № внесены изменения в приказ от ____.2019 №, поручено руководителям муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», указанным в приказе, открыть лагеря дневного пребывания в каникулярное время согласно настоящему приказу, обеспечить двухразовое питание в размере 195 руб. в день на одного ребенка за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления в полном объеме, обеспечить целевое и своевременное освоение выделенных средств.
В Приложениях к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания, открываемые в период осенних каникул, включено МОБУ СОШ №26.
Во исполнение приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 №, Учреждением издан приказ от ___ 2019 № об организации работы каникулярной школы с ____.2019 года.
Во исполнение приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 №, Учреждением издан приказ ____.2019 № об открытии оздоровительного лагеря дневного пребывания «Алые паруса» и назначении воспитателя в период осенних каникул с ____.2019 года.
Во исполнение приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 № «Об открытии оздоровительных лагерей дневного пребывания в период зимних каникул в 2019 году», Учреждением издан приказ ____.2019 № «Об открытии оздоровительного лагеря дневного пребывания в период зимних каникул 2019-2020 учебного года» в период с ____ 2019 года и ____ 2020 года с охватом ___ учащихся, с обеспечением детей горячим питанием на время пребывания в лагере.
____.2019 года учреждение заключило с ООО «Школьное питание» договор № на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников оздоровительного лагеря дневного пребывания Учреждения с ____.2019 года. ____.2019 года сторонами договора подписан Акт № об оказании и принятии услуг.
____.2019 года учреждение заключило с ООО «Школьное питание» договор № на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников оздоровительного лагеря дневного пребывания Учреждения с ____.2019 года. ____.2019 года сторонами договора подписан Акт № об оказании и принятии услуг.
____.2019 года учреждение заключило с ООО «Школьное питание» договор № на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников оздоровительного лагеря дневного пребывания Учреждения с ____.2020 года. ____.2020 года сторонами договора подписан Акт № об оказании и принятии услуг.
____.2019 года учреждение заключило с ООО «Школьное питание» договор № на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников оздоровительного лагеря дневного пребывания Учреждения с ____.2020 года.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть субъективной стороны деяния.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом.
В данном случае, учреждение действовало во исполнение приказов учредителя - Управления образования Окружной администрации города Якутска № от ____.2019 года, № от ____.2019 года об открытии муниципальными образовательными учреждениями ГО «город Якутск», в том числе МОБУ СОШ №26, лагерей дневного пребывания во время осенних каникул и обеспечении питанием в день на одного ребенка в размере 195 руб. за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я).
Указанное также подтверждается приказами Учреждения, изданными во исполнение приказов Управления об открытии лагерей дневного пребывания в период осенних и зимних каникул.
Таким образом, приказами Управления подтверждена легитимность расходования Учреждением заявленных средств субсидии из государственного бюджета РС (Я). Доказательств намеренного нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется, умысел учреждения на совершение правонарушения не установлен, что исключает субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и, соответственно, наличие состава вмененного административного правонарушения.
При этом, вопреки доводам заявителя, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушение установленных статьей 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления) является несущественным недостатком протокола (постановления), поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО2 № от ____ 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа г.Якутск отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии решения.
Судья: п/п А.И.Иванова
Копия верна.
Судья: А.И.Иванова