ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-306/2022 от 05.07.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-306/2022

РЕШЕНИЕ

г. Магадан 5 июля 2022 года

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Пикалева Е.Ф. с участием защитника юридического лица Даричева А.С., действующего на основании доверенности, которому права, в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ, разъяснены и понятны, рассмотрев жалобу представителя ПАО «Магаданэнерго» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Салаева А.В. № 19-122/2021 от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в отношении

юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», ИНН 4909047148, КПП 490901001, ОГРН 1024900954385, юридический адрес: г.Магадан, ул. Советская, д.24,

заявлений, ходатайств не поступило, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Кобзарь И.И. №19-58/2021 от 2 сентября 2021 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальные рыбные ресурсы» (далее – ФГУП «Нацрыбресурс») признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ПАО «Магаданэнерго» обратился в Магаданский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в результате проверки административным органом не указаны виды загрязнений, образующихся в процессе осуществления деятельности объекта СОК «Черный ключ» и конкретные типы сооружений, которые обеспечивали бы охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Выводы о необходимости оборудования ливневой канализацией и сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта, основываются на предположениях и выводах о ведении производственной деятельности. На территории СОК «Черный ключ» производственная деятельность не ведется. Основной функцией объекта СОК «Черный ключ» является организация отдыха и оздоровления работников Общества и членов их семей. Объект СОК «Черный ключ» оборудован локальной канализационной системой для отведения сточных вод (хозяйственно – бытовых) в септик объемом 100 м 3, согласно п.9.2.13 СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализации. Нужные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» относится к очистным сооружениям. Опорожнение септика осуществляется по договору на отпуск воды и прием сточных ввод от 01.01.2009 № 0059/1359/16-2008, заключенного между ПАО «Магаданэнерго» и МУП г. Магадан «Водоканал».

В водный объект – бухту Гертнера Охотского моря осуществляется сброс только ранее забранной морской воды на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.08.2019 № 00 – 19.10.00.002-М-РСВХ-Т-2019-07715/00, выданного Ленским БВУ. При сбросе сточных морских вод нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, установленные решением о предоставлении водного объекта в пользование, соблюдаются. Цели использования, установленные решением о предоставлении водного объекта, выполняются в полном объеме. Отведение (сброс) других вод в водный объект – бухту Гертнера Охотского моря на объекте СОК «Черный ключ» Обществом не осуществляется. На территории СОК «Черный ключ» обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

На объекте не осуществляется сбор отходов, а осуществляется их накопление, то есть складирование в специально оборудованные контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Прием, транспортировка и захоронение твердых коммунальных отходов с территории СОК «Черный ключ» производится в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 26.01.2021 № 1052 (69/13-2021), заключенным между ООО «Региональный оператор «Магаданский» и ПАО «Магаданэнерго».

Наличие сооружений для сбора отходов производства и потребления на объекте «СОК «Черный ключ» не требуется ввиду отсутствия ведения данного вида деятельности.

На момент ввода в эксплуатацию в 1993 году объект СОК «Черный ключ» был оборудован всеми необходимыми сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с действующим на тот момент нормами и требованиям, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22 апреля 2013 года.

Просил отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник юридического лица Даричев А.С. доводы жалобы поддержал. Просил отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях ПАО «Магаданэнерго» состава административного правонарушения.

Законный представитель юридического лица ПАО «Магаданэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен судьей надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, судья определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав защитника Даричева А.С., изучив доводы жалобы, материалы, приложенные к жалобе, и материалы административного дела в отношении ПАО «Магаданэнерго», судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом состава административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с эксплуатацией хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, их оборудованием сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Объективная сторона характеризуется сознательным (умышленным или вследствие небрежности) игнорированием установленных действующим законодательством обязательных условий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий. Обязательным признаком объективной стороны является установление таких условий и требований действующим водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для установления состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ, будет установление факта осуществления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, хозяйственной или иной деятельности в границах территории, имеющей статус водоохраной зоны без оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в случаях, если такие требования установлены законодательством.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г.№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы охраны окружающей среды, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность любых лиц, должна осуществляться, в том числе, на основе, в том числе на основе презумпции экологической опасности планируемой деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и данного Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Эти данные в соответствии с ч. 1. ст. 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Эти данные, в соответствии с ч. 1. ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании Решения руководителя Дальневосточного управления Росприроднадзора от 05.10.2021 № 915-КНД и от 28.10.2021 №1068-КНД, в период с 25 октября 2021 года 10 часов 30 минут по 12 ноября 2021 года 17 часов 30 минут должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка (реестровый номер 25210023733001191508). В ходе проверки установлено следующее.

ПАО Э и Э «Магаданэнерго» осуществляет деятельность по производству электроэнергии, распределению электроэнергии, передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, торговлю электроэнергией, что подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ.

В соответствии с договором аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 03.07.2001 № АН-49-09-03-04761 Обществом арендуется земельный участок с кадастровым номером 49:09:031801:1 под Спортивно-оздоровительный комплекс «Черный ключ» (далее – СОК «Черный ключ»), который располагается в г. Магадане, в устье ручья Черный ключ.

Территория СОК «Черный ключ» находится в г. Магадане в водоохраной зоне бухты Гертнера Охотского моря.

Водноохраная зона бухты Гертнера Охотского моря установлена Распоряжением от 12 апреля 2019 года № 38 «Об утверждении части береговой линии (границы водного объекта) границ части водоохраной зоны и части прибрежной защитной полосы Охотского моря на территории Магаданской области» Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и внесена в ЕГРН Уведомлениями Росреестра от 10 июля 2019 года № 457 и от 17 июля 2019 года № 475.

При осмотре территории ПАО «Магаданэнерго» СОК «Черный ключ» установлено, что основное строение на осматриваемом участке – четырехэтажное каменное здание 1993 года постройки и используемое под спальный корпус оздоровительного комплекса. В здании имеется канализация, ведущая к септику, расположенному на прилежащей к зданию территории. На подъездных путях, по которым осуществляется движение автомобильной техники, присутствует твердое покрытие. Территория автостоянки, расположенная рядом с летним кафе, оснащена твердым бетонным покрытием. Специальные контейнеры располагаются на специально оборудованной площадке комплекса и используются под накопление твердых коммунальных отходов. Возле спального комплекса располагается баня, которая отапливается дровяной печью. Сброс морской воды с бассейна бани после использования осуществляется через сливное устройство, расположенное на дне бассейна. Пункт слива – налива (насосная установка) морской воды располагается непосредственно под бассейном. Сброс использованной воды производится через глубоководный выпуск сточных вод непосредственно в бухту Гертнера Охотского моря. Очистные сооружения отсутствуют. Рядом с баней, напротив спального комплекса, на улице расположен бассейн. Рядом с бассейном находится пункт слива – налива (насосная установка) морской воды в бассейн. Бассейн расположен вблизи открытого моря.

Территория базы не оборудована ливневой канализацией и сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта бухты Гертнера Охотского моря от загрязнения, засорения, заиливания и истощение вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. При неизбежном загрязнении, в процессе производства работ на территории СОК «Черный ключ», отходами производства и потребления, существует вероятность загрязнения поверхности СОК «Черный ключ» и, как следствие, ввиду отсутствия ливневой канализации, с последующим попаданием загрязняющих веществ с дождевыми потоками в морскую акваторию бухты Гертнера Охотского моря с последующим его загрязнением.

Должностным лицом административного органа ПАО «Магаданэнерго» вменяются нарушения требований ст.3, 34 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1, 2 и 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74 – ФЗ.

Доказательствами, подтверждающими виновность юридического лица, должностным лицом административного органа приняты: протокол об административном правонарушении №19-122/2021 от 29 ноября 2021 года; акт выездной проверки от 12 ноября 2021 года; протокол осмотра № 915 – КНД от 26 октября 2021 года; фототаблицы; решение о проведении плановой выездной проверки от 05 октября 2021 года № 915 – КНД; решение о внесении изменений в решение о проведении плановой выездной проверки от 5 октября 2021 года № 915 – КНД от 28 октября 2021 года; выписка из ЕГРН в отношении ПАО Э и Э «Магаданэнерго».

На основании изложенного, проверив материалы дела, судья приходит к выводу, что представленные по делу доказательства законны, последовательны и в своей совокупности образуют единую картину совершенного правонарушения – невыполнение ПАО «Магаданэнерго» требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Должностным лицом дана правильная оценка совокупности собранных по делу доказательств, сделан законный и обоснованный вывод о виновности ПАО «Магаданэнерго» во вменяемом правонарушении.

Доказательств принятия ПАО «Магаданэнерго» исчерпывающих мер по исполнению водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды по оборудованию территории СОК «Черный ключ» сооружениями, препятствующими загрязнению, засорению, заилению водного объекта – Охотского моря, суду не представлено.

Действия ПАО «Магаданэнерго» должностным лицом правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ.

При рассмотрении дела сроков привлечения к административной ответственности юридического лица должностным лицом административного органа нарушено не было.

Доводы жалобы о том, что в действиях ПАО «Магаданэнерго» отсутствует состав административного правонарушения, являются несостоятельными, и опровергаются письменными материалами дела.

Иные доводы жалобы фактически направлены на несогласие с выводами должностного лица административного органа, на квалификацию действий ПАО «Магаданэнерго» не влияют и не могут служить основанием к отмене законного по существу постановления.

Административное наказание назначено ПАО «Магаданэнерго» в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений совершенное ПАО «Магаданэнерго» административное правонарушение нельзя признать малозначительным, оснований для снижения размер административного штрафа судья не усматривает.

На основании изложенного, поскольку должностным лицом административного органа не нарушены нормы процессуального права при рассмотрении настоящего дела, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене или изменению постановления, правовых оснований к пересмотру обжалуемого постановления должностного лица по доводам жалобы и материалам административного дела не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Салаева А.В. №19-122/2021 от 3 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» - оставить без изменения, жалобу ПАО «Магаданэнерго» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5, ч.5 ст.30.9 КоАП РФ.

Судья Е.Ф. Пикалева