ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-306/2022 от 27.09.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

55RS0-82

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 27 сентября 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации города Омска на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области -АП от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП Администрация г. Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из названного постановления, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительного листа № ВС 051978023 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г. Омска по делу , предметом исполнения которого является обязанность Администрацию произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого в за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до ДД.ММ.ГГГГ в части следующих элементов: системы холодного водоснабжения, системы отопления, электрооборудования, трубопроводы при открытых схемах, ремонт кровли, внутренняя отделка и окраска подъездов, ремонт отмостки, замена входных дверей на лестничной клетке, наружная отделка фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоев.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом–исполнителем, в связи с неисполнением требований исполнительного документа, вынесено требование и установлен срок исполнения исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация г. Омска требование в установленный срок не исполнила, таким образом, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация г. Омска в лице своего представителя ФИО3 обратилась в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеуказанное постановление, где просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку выводы о наличии вины Администрации г. Омска в совершении вышеуказанного административного правонарушения, а также о противоправности действий Администрации г. Омска сделаны без учета всех обстоятельств дела и требований действующего законодательства. Указывают, что в настоящее время в Администрации г. Омска на исполнении находятся судебные акты об обязании выполнить капитальный ремонт 403 многоквартирных домов за счет средств бюджета г. Омска. Многоквартирный находится на 73-й позиции в реестре многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках исполнения судебных решений, расположенных в порядке очередности по окончательному сроку исполнения судебных решений. Указывают, что в приоритетном порядке ассигнования, предусмотренные бюджетом г. Омска на капитальный ремонт многоквартирных домой, направляются на исполнение заключенных мировых соглашений. В настоящее время Администрацией г. Омска приняты обязательства по мировым соглашениям в пределах объема финансирования на 2022-2023 годы. В связи с ограниченным объемом бюджетных ассигнований на данные цели заключение мировых соглашений приостановлено. Мировые соглашение с взыскателя по исполнительному производству в рамках судебного решения об обязании Администрации г. Омска выполнить капительный ремонт общего имущества многоквартирного не заключалось. Финансовое и материальное-техническое обеспечение деятельности Администрации г. Омска осуществляется за счет средств бюджета г. Омска в установленном порядке. Расходы бюджета не могут направляться только на исполнение судебных решений. Расходы бюджета г.Омска на исполнение судебных решений определяется исходя из необходимости безусловного исполнения обязательств органов местного самоуправления первоочередного характера и установленных бюджетным законодательством требований к достоверности и сбалансированности бюджетов. Администрацией г. Омска предпринимаются все предусмотренные меры по исполнению судебного решения.

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска, действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объёме.

Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в судебном заседании участия не принимала.

Изучив дело об административном правонарушении, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Материалами дела установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Омской области ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа исполнительного листа №ВС 051978023 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г. Омска по делу , предметом исполнения которого является обязанность Администрацию г. Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого в за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до ДД.ММ.ГГГГ в части следующих элементов: системы холодного водоснабжения, системы отопления, электрооборудования, трубопроводы при открытых схемах, ремонт кровли, внутренняя отделка и окраска подъездов, ремонт отмостки, замена входных дверей на лестничной клетке, наружная отделка фасада с восстановлением штукатурного и окрасочного слоев.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству (л.д.76-77).

ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом–исполнителем, в связи с неисполнением требований исполнительного документа, вынесено требование и установлен срок исполнения исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132).

Администрация г. Омска требование в установленный срок не исполнила, таким образом, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Учитывая предельный дефицит бюджетных ассигнований (70,8 млн. руб.), выделяемых на ремонт многоквартирных домов по решениям суда, исполнить требование об обязании Администрации г. Омска провести капитальный ремонт многоквартирного в сроки определенные в требовании не представилось возможным, вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для выполнения данных работ имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности Администрации г. Омска в совершении вмененного правонарушения.

Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у администрации возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

В судебном заседании не нашел подтверждения тот факт, что у Администрации г. Омска до настоящего времени имелась реальная возможность в исполнении решения суда в полном объеме.

Исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не допускается Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные обстоятельства также не зависят от воли Администрации г.Омска и являются объективными.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По правилам ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Находя постановление в отношении Администрации города Омска незаконным, суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих умышленное неисполнение юридическим лицом требований судебного пристава-исполнителя в установленный им срок, в материалы дела не представлено. Несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя связано с объективными причинами, в частности, особенностями бюджетного финансирования, процедурой подготовки.

При таких обстоятельствах доводы жалобы суд находит обоснованными.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом установленных судом выше обстоятельств дела и норм закона обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-АП, в отношении Администрация г. Омска по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья Г.Г. Щеглаков