Р Е Ш Е Н И Е
г. Братск 27 октября 2016 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Артёмова Ю.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении № 12-307/2016 по жалобе Публичного акционерного общества «Иркутскэнерго» на постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27.04.2016 о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27.04.2016 ПАО «Иркутскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник ПАО «Иркутскэнерго» *** подала жалобу, в обоснование которой указала, что с целью исполнения требований санитарного законодательства СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 в 2007 году разработан проект организации санитарно-защитной зоны (далее по тексту - СЗЗ) ТЭЦ-6. В соответствии с установленным порядком на проект организации СЗЗ ТЭЦ-6 получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 05.12.2007 № 38.ИЦ.06.000.Т.001267.12.07.
Настоящим санитарно-эпидемиологическим заключением удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-01-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества воздуха населенных мест».
В составе проекта приводится Программа производственного контроля. ТЭЦ-6 расположена в промзоне г. Братск, на восточной окраине пос. Строитель г. Братска. ТЭЦ-6 окружена предприятиями ОАО «***» (в настоящее время филиал ОАО ***), ОАО *** входящими в промышленный узел с северо-восточной, восточной, юго-восточной, южной, юго-западной, западной и северо-западной сторон, осуществляющими деятельность и имеющие свои источники воздействия на окружающую среду.
Граница санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 проходит по территории ОАО ***,границасанитарно-защитнойзоныОАО *** составляет 2,5 км от труб ТЭЦ-6. Ближайшая жилая застройка расположена в 2,5 км в северо-восточном направлении от промплощадки ТЭЦ-6.
В связи с тем, что граница СЗЗ ТЭЦ-6 проходит по территории промплощадки ОАО «Братсккомплексхолдинг», с источниками выбросов загрязняющих веществ, точка контроля на границе СЗЗ ТЭЦ-6 и на границе жилой застройки не предусмотрена.
Пункт 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 регламентирует требования к юридическим лицам, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по проведению лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Проектными решениями установлена зона влияния выбросов ТЭЦ-6. Согласно расчету рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зона влияния ТЭЦ-6 по основным загрязняющим веществам не достигает жилой застройки. Карты рассеивания приведены в проекте.
Результаты натурных определений так же подтверждают не превышение гигиенических нормативов для атмосферного воздуха (ПДК) в точке на границе санитарно-защитной зоны и в точке на границе жилой зоны.
Учитывая, что зона влияния выбросов ТЭЦ-6 подтверждена проектными решениями, граница санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 проходит по территории промплощадки ОАО ***, имеющего свои источники выбросов, ПАО «Иркутскэнерго» считает неправомерным возложение обязанности по проведению контроля на границе жилой застройки, в зоне влияния выбросов, не являющейся результатом воздействия выбросов ТЭЦ-6. Считают, что ПАО «Иркутскэнерго» вправе осуществлять контроль и проводить лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха только за своими источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Промплощадка ТЭЦ-6 находится на территории ОАО *** и непосредственно окружена производственными группами данного предприятия, которые имеют источники негативного воздействия на природную среду. Санитарно-защитные мероприятия должны разрабатываться каждым предприятием в отношении своих вредных источников. Производственный контроль осуществляется самостоятельно каждым юридическим лицом, в отношении его источников.
Просит суд отменить постановление заинтересованного лица № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в отношении Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго») в связи с отсутствием состава административного правонарушения; прекратить производство по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в отношении Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго»).
При рассмотрении жалобы защитник ПАО «Иркутскэнерго», действующая на основании доверенности, *** жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.
На рассмотрение жалобы прокурор Братской межрайонной природоохранной прокуратуры не явился, извещен надлежащим образом.
Допрошенный путем видеоконференцсвязи свидетель ***, пояснил, что он работает ***, в декабре 2015 года им были утверждены: график экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год и график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух с дымовыми газами от источников выделений филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 на 2016 год. Указанные графики были оформлены в соответствии с действующим законодательством и проектом «Организация санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 филиала ОАО «Иркуктскэнерго» от 2007 года.
Допрошенный свидетель ***, пояснил, что он работает *** в декабре 2015 года заместителем *** были утверждены: график экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год и график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух с дымовыми газами от источников выделений филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 на 2016 год. Указанные графики были оформлены в соответствии с действующим законодательством и проектом «Организация санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 филиала ОАО «Иркутскэнерго» от 2007 года, прошедшим санитарно-эпидемиологическую экспертизу. *** утвердил графики в соответствии со своими должностными обязанностями. Изменения границ санитарно-защитной зоны ОАО *** не обязывают филиал ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 корректировать «Проект организации санитарно-защитной зоны» и проводить контроль выбросов на границе санитарно-защитной нормы. Максимальные концентрация загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны не превышает предельно допустимой концентрации, при этом точки контроля на границе санитарно-защитной зоны и границы жилой застройки проектом не предусмотрены, что мотивировано и обосновано в проекте.
Ранее допрошенный свидетель *** пояснила, что она работает ***». На предприятии имеется проект «Организация санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 филиала ОАО «Иркуктскэнерго» от 2007 года, прошедший санитарно-эпидемиологическую экспертизу. В соответствии с проектом и действующим законодательством *** утвердил график экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год и график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух с дымовыми газами от источников выделений филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 на 2016 год. Оба этих документа прошли положительную экспертизу ФИО1 и подтверждают не превышение гигиенических нормативов для атмосферного воздуха в точке на границе санитарно-защитной зоны.
Выслушав защитника, допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.
Согласно статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, влечет наказание для юридических лиц - в виде административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27.04.2016 ПАО «Иркутскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Так, в обжалуемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении установлено, что 11 марта 2016 года в 11 час 30 мин. в период проведения внеплановой выездной проверки в отношении Иркутского публичного акционерного общества Энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго») по адресу: Иркутская область, г. Братск, промплощадка БЛПК, ТЭЦ-6, выявлены нарушения в сфере санитарного законодательства: согласно графику экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год, утвержденного *** 29.12.2015, проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов ТЭЦ-6 не организовано, что является нарушением п.п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.2.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст.32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения».
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пунктам 4.1.1, 5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
В силу пунктов 2.1 и 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" производственный контроль проводится юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Производственный контроль включает в себя, кроме прочего, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Таким образом, ПАО «Иркутскэнерго» вменено правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, выразившееся в отсутствии организации проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов ТЭЦ-6.
Действительно, графиком экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год (л.д. 36-39) не предусмотрено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов ТЭЦ-6.
Допрошенный свидетель ***, пояснил, что он работает *** в декабре 2015 года им были утверждены: график экологического контроля атмосферного воздуха в подфакельной зоне теплоисточников ТЭЦ-6 филиала ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год и график контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ поступающих в атмосферный воздух с дымовыми газами от источников выделений филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 на 2016 год. Указанные графики были оформлены в соответствии с действующим законодательством и проектом «Организация санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 филиала ОАО «Иркуктскэнерго» от 2007 года.
Как пояснил свидетель ***, который работает начальником производственно-технического отдела ПАО «Иркутскэнерго», указанный график оформлен в соответствии с действующим законодательством и проектом «Организация санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 филиала ОАО «Иркуктскэнерго» от 2007 года, прошедшим санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Изменения границ санитарно-защитной зоны ОАО *** не обязывают филиал ПАО «Иркутскэнего» ТЭЦ-6 корректировать «Проект организации санитарно-защитной зоны» и проводить контроль выбросов на границе санитарно-защитной нормы. Максимальные концентрация загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны не превышает предельно допустимой концентрации, при этом точки контроля на границе санитарно-защитной зоны и границы жилой застройки проектом не предусмотрены, что мотивировано и обосновано в проекте.
Данные показания свидетеля подтверждаются письменными доказательствами.
Так, из материалов дела установлено, что с целью исполнения требований санитарного законодательства СанПин 2.2.2.1200-03 для филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-6 в 2007 году был разработан проект «Организации санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6».
В соответствии с установленным порядком на проект организации санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 05.12.2007 № ***.
Указаннымсанитарно-эпидемиологическимзаключением удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-01-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества воздуха населенных мест».
В составе проекта разработана Программа производственного контроля (глава 8), в которой указано, что в связи с тем, что граница санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 проходит по территории промплощадки ОАО ***» (ОАО «***»), с источниками выбросов загрязняющих веществ, точка контроля на границе санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 и на границе жилой застройки не предусмотрена.
Так, проектом санитарно-защитной зоны установлена ее ширина, которая составляет 500 м. ТЭЦ-6 окружена предприятиями ОАО «***» (ОАО «***»), ОАО *** входящими в промышленный узел с северо-восточной, восточной, юго-восточной, южной, юго-западной, западной и северо-западной сторон. Граница санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 проходит по территории ОАО «***» (ОАО «***»).
Жилые застройки по отношению к промплощадке ТЭЦ-6 расположены на расстоянии 2,5 км в северо-восточном направлении от промплощадки ТЭЦ-6 (г. Братск, жилищный фонд части города) и 4 км в юго-восточном направлении через залив Сухой Лог Братского водохранилища (п. Порожский).
Пункт 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 регламентирует требования к юридическим лицам, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по проведению лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Проектными решениями установлена зона влияния выбросов ТЭЦ-6, при этом на границе с жилой застройкой со 100% вероятностью исключено повышение предельно допустимой концентрации веществ в атмосфере воздуха с учетом неблагоприятных метеорологических условий.
Таким образом, согласно расчету рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зона влияния ТЭЦ-6 по основным загрязняющим веществам не достигает жилой застройки.
На границе с жилой застройкой превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) по какому-либо из выбрасываемых веществ отсутствуют и составляют: по диоксиду серы - 0,04 ПДК, по диоксиду азота - 0,16 ПДК, по пыли органической - 0,25 ПДК.
Результаты натурных определений так же подтверждают не превышение гигиенических нормативов для атмосферного воздуха в точке на границе санитарно-защитной зоны и в точке на границе жилой зоны.
Таким образом, График экоаналитического контроля атмосферного воздуха ПАО «Иркутскэнерго» на 2016 год составлен на основании проекта организации санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6, признанного санитарно-эпидемиологическим заключением от 05.12.2007 № *** соответствующим СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Согласно графику ПАО «Иркутскэнерго» организовано осуществление лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия ТЭЦ-6 с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье, при этом организация проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов ТЭЦ-6 не требуется, что обосновано проектом организации санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6.
Проект санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 является допустимым и относимым доказательством по делу, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, оснований не доверять сведениям, изложенным в проекте, не имеется.
Проведенная в 2011 году реконструкция целлюлозного производства ОАО «***» не может являться основанием для признания проекта санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 не соответствующим санитарно-эпидемиологическому законодательству, поскольку при его разработке проводились лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов ТЭЦ-6, установлено, что на границе с жилой застройкой превышения предельно-допустимой концентрации по какому-либо из выбрасываемых ТЭЦ-6 веществ отсутствуют. Доказательства реконструкции, изменения (увеличения) производственных мощностей ТЭЦ-6 ПАО «Иркутскэнерго» материалы дела не содержат.
На основании изложенного, учитывая, что зона влияния выбросов ТЭЦ-6 не распространяется на места проживания населения, при этом граница санитарно-защитной зоны ТЭЦ-6 проходит по территории промплощадки ОАО «***» (ОАО «***»), имеющего свои источники выбросов, прихожу к выводу о необоснованном привлечении ПАО «Иркутскэнерго» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом не были нарушены требования п.п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п.2.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст.32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения».
При таких обстоятельствах, жалоба подлежит удовлетворению, постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27.04.2016 в отношении ПАО «Иркутскэнерго» о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ - отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № ЮЛ/К-135/16-16-10 от 27.04.2016 о назначении административного наказания, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ПАО «Иркутскэнерго» - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием ПАО «Иркутскэнерго» состава административного правонарушения.
Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии, с соблюдением требований, установленных КоАП РФ.
Судья Ю.Н. Артёмова