ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-307/2021 от 10.02.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0021-01-2021-006084-17

Судья Наумова А.В., № 12-307/2021

Дело № 21-583 пост. ...

Р Е Ш Е Н И Е

10 февраля 2022 года г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев жалобу Козырева И.В. на решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении заместителя министра спорта и молодежной политики Республики Бурятия – председателя Комитета по физической культуре и спорту Козырева И.В.,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия № ... от 27 сентября 2021 года заместитель министра спорта и молодежной политики Республики Бурятия - председатель Комитета по физической культуре и спорту Козырев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 10 ноября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Козырева И.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, защитник Козырева И.В. – Раднаева Т.Б. просит постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание Козырев И.В. не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен. Защитник Раднаева Т.Б. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Должностное лицо Бурятского УФАС России Дондокова И.В. в суд не явилась, направив письменные возражения на жалобу, в которых просила постановление оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок по общему правилу используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены ограниченные случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно положений части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В указанный аукционный перечень включены товары с кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), который входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации, в том числе:

28.99.39.190 - оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки;

29.10.52.190 – средства транспортные самоходные аналогичные;

28.41.23.120 – станки заточные металлообрабатывающие;

27.40.24 - указатели светящиеся, световые табло и подобные им устройства;

27.90.40.190 - оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки;

28.25.13.110 - оборудование холодильное и морозильное, кроме бытового оборудования;

30.99.10.190 - средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки.

1 декабря 2020 года заместителем министра спорта и молодёжной политики Республики Бурятия Козыревым И.В., представляющим интересы заказчика, вместе с иными заказчиками, заключено соглашение о проведении совместных закупок (конкурсов в электронной форме) и передаче своих полномочий на определение подрядчика при проведении совместного конкурса ГКУ Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики».

Данным соглашением определены взаимоотношения сторон при проведении совместного конкурса в электронной форме на поставку спортивно- технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

То есть, заключив данное соглашение, заказчики, в том числе Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия, выбрали способ определения поставщика - путем проведения конкурса.

22 декабря 2020 года на официальном сайте в единой информационной системе размещено извещение о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация.

В извещении и конкурсной документации содержатся наименования товаров и кодов ОКПД2; в отношении всех товаров установлен один код ОКПД2 - 32.30.15.117 «Инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом».

Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Как следует из подпункта «а» пункта 10 Правил, в позицию каталога включается информация: код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

В пункте 12 Правил указано, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В соответствии с пунктом 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145, каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки; документации о закупке; контракте; реестре контрактов, заключенных заказчиками; описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Товар «машина для подрезки льда у борта» соответствует коду КТРУ (каталога товаров, работ, услуг) 28.99.39.190-00000011 «Машина для подрезки льда» и коду по ОКПД2 28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки».

Товар «самоходная ледозаливочная машина» соответствует коду КТРУ29.10.52.190-00000008 «Машина для заливки и уборки льда» и коду по ОКПД 229.10.52.190 «Средства транспортные самоходные аналогичные».

Товар «станок для заточки коньков - электронный(профессиональный)» соответствует коду КРТУ 28.41.23.120-00000001 «Станокдля заточки коньков» и коду ОКПД2 28.41.23.120: «Станки заточныеметаллообрабатывающие».

Товар «станок универсальный для заточки ножей самоходной ледозаливочной машины» - код КРТУ отсутствует; по аналогии товар соответствует коду ОКПД2 28.41.23.120: «Станки заточные металлообрабатывающие».

Товар «универсальное информационное табло», код КТРУ отсутствует; данное оборудование соответствует коду ОКПД2 27.40.24 «Указатели светящиеся, световые табло и подобные им устройства».

Товар «установка для сушки коньков и спортивного инвентаря» соответствует коду КТРУ 27.90.40.190-00000020 «Установка для сушки коньков и спортивного инвентаря» и коду по ОКПД2 27.90.40.190 «Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки».

Товар «холодильная автоматизированная установка» соответствует коду КТРУ 28.25.13.110-00000030 «Холодильная автоматизированная установка» и коду по ОКПД2 28.25.13.110 «Оборудование холодильное и морозильное, кроме бытового оборудования».

Таким образом, приведенные выше товары не относятся к инвентарю для игры в хоккей с шайбой и мячом по коду ОКПД2 - 32.30.15.117; а входят в аукционный перечень и должны приобретаться путем проведения электронного аукциона.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя заказчика Козырева И.В., допустившего нарушение требований законодательства о контрактной системе в части неправомерного принятия решения о способе определения поставщика, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Оснований подвергать сомнению вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии состава административного правонарушения и вины Козырева И.В. в его совершении не имеется.

Решением УФАС по Удмуртской Республике от 26 января 2021 года признана обоснованной жалоба ООО «<...>» на положения конкурсной документации при проведении совместного открытого конкурса в части неправомерного выбора способа проведения торгов.

Доводы заявителя о том, что Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия не принимало решение о способе определения поставщика подлежат отклонению.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения информации о закупке) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу.

Как следует из материалов дела, Министерство спорта Российской Федерации предложило руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта принять участие в совместном конкурсе на поставку спортивно-технологического оборудования. Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политики Удмуртской Республики возложило на себя полномочия по организации и проведению совместных торгов.

В свою очередь Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия по собственной воле дало согласие на участие в такой закупке, проведение которой не соответствовало положениям части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

При этом заказчики передали свои полномочия ГКУ Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» в части определения поставщика товара, а не в части определения способа проведения закупки.

Подлежат отклонению доводы жалобы о том, что осуществление совместной закупки было обусловлено наличием потребности в поставке именно спортивно-технологического оборудования, и что при публикации извещения о проведении закупки выбран наиболее подходящий объекту закупки код ОКПД2 – 32.30.15.117 «Инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом».

Заказчик выбирает способ определения поставщика исходя из предмета закупки. Код ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. При этом выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика.

Спортивный инвентарь и технологическое оборудование имеют различное функциональное и техническое назначение; такие товары, как машина для подрезки льда, ледозаливочная машина, станок для заточки коньков, информационное табло, установка для сушки коньков и спортивного инвентаря, холодильная автоматизированная установка не могут быть отнесены к спортивному инвентарю и спортивному оборудованию.

Ссылка на приказ Минспорта России от 27 декабря 2019 года № 1134, которым утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, во внимание не принимается, поскольку данный нормативный правовой акт не регулирует отношения, связанные с государственными закупками.

Довод жалобы о том, что указанные в постановлении по делу об административном правонарушении позиции КТРУ не могут быть применены к рассматриваемому товару с учетом потребности заказчика, подлежит отклонению, поскольку при размещении закупки заказчиком не представлено обоснование необходимости использования дополнительных требований к товару, указанных в жалобе.

Дополнительные же требования к техническим характеристикам товара при отсутствии их обоснования приводит к избыточной детализации характеристик товара и, как следствие, к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, действия должностного лица Козырева И.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ; оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 10 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, в отношении Козырева И.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Назимова П.С.