Дело № 12-307/2021 (УИД 27RS0007-01-2021-006735-74)
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 октября 2021года г.Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Дюжая Е.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора города Комсомольска-на-Амуре Таболина В.Ю. на постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1(№)-АП от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы (адрес)ФИО2, (дата) года рождения, уроженца (иные данные)
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением первого заместителя прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Таболиным В.Ю. от (дата) возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО2
Постановлением председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1(№)-АП от (дата) производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО2 прекращено, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Первым заместителем прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Таболиным В.Ю. на постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1(№)-АП от (дата) принесен протест, в котором прокурор, ссылаясь на отсутствие оснований для признания рассматриваемого административного правонарушения малозначительным, просит постановление отменить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО2, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление – председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1, в судебное заседание не прибыли, уведомлены надлежащим образом. В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Помощник прокурора города Комсомольска-на-Амуре - Волченкова Н.А., судебном заседании на доводах, изложенных в протесте настаивал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФИО2- ФИО3, возражала против доводов протеста, суду пояснила, что считает законным и обоснованным постановление должностного лица, который в свою очередь полно и всесторонне исследовал все материалы по делу.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу положений статьи 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к данной статье указано, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную, ответственность как должностные лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст. 8 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации; установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений; определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления; установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации; иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 135 БК РФ установлено, что Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций местным бюджетам; субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, субвенций бюджетам федеральных территорий в случаях, установленных федеральными законами, для реализации передаваемых органам публичной власти федеральных территорий полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации; субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; субвенций федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. К межбюджетным трансфертам из бюджетов федеральных территорий помимо вышеперечисленных относятся субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам.
В соответствии с п.3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата), с целью реализации государственной программы Хабаровского края «Культура Хабаровского края» (дата) между Министерством культуры (адрес) и администрацией (адрес) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (№) (Далее Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Хабаровского края в 2020-2022 годах бюджету города Комсомольска-на-Амуре субсидии и софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по поддержке творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью до 300 тыс. человек. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Комсомольска-на-Амуре, с учетом софинансирования из краевого бюджета в 2020 году составляет 6048878,00 рублей.
В соответствии с п. 4.3.4 Соглашения муниципалитет в лице главы города обязуется обеспечивать предоставление в Министерство в форме электронного документа в государственной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты об:
- расходах бюджета городского округа Комсомольск-на-Амуре, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению (№) к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, в котором получена субсидия;
- достижения значений показателей результативности по форме согласно приложению (№) к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа, следующего за годом, в котором была предоставлена субсидии.
Кроме того, требования к порядку предоставления отчетности предусмотрены Порядком предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований (адрес) на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований (адрес) по поддержке творческой деятельности и укреплению материально – технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек, утвержденного приложением (№) к Государственной программе (адрес)«.
В рамках прокурорской проверки установлено, что отчет о расходах бюджета городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по форме приложения (№) к Соглашению о предоставлении субсидии за 2020 год сформирован, подписан электронно – цифровой подписью главы города и направлен через систему «Электронный бюджет» (дата), то есть с нарушением установленного Соглашением срока.
Таким образом, отчет о расходах бюджета городского округа Комсомольска-на-Амуре, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (по форме приложения (№)) за 4 квартал 2020 года, подлежащий направлению не позднее (дата) ((дата) – нерабочий день) с использованием системы «Электронный бюджет» сформирован и направлен через систему «Электронный бюджет» с нарушением как установленного соглашением срока, так и срока, установленного Порядком предоставления названной субсидии.
С учетом изложенного, главой (адрес)ФИО2 нарушен срок предоставления отчета по форме, установленной приложением (№) к Соглашению о расходах бюджета городского округа Комсомольска-на-Амуре на 7 дней.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении должностного лица - главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела должностное лицо председатель комитета государственного финансового контроля (адрес)ФИО1, установив вину главы (адрес)ФИО2 в инкриминируемом правонарушении, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям, признал данное деяние малозначительным, в связи с чем, прекратил производство по делу, с объявлением ФИО2, устного замечания.
Вместе с тем с выводом должностного лица, о том, что данное правонарушение является малозначительным согласиться нельзя, ввиду следующего.
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из диспозиции ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.
Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в несоблюдении требований Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и неисполнении обязанности по выполнению условий предоставления субсидий.
Вменяемое правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в области финансов, нарушает установленную финансовую дисциплину в финансовой системе Российской Федерации, что существенно затрагивает интересы государства.
Отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
В связи с изложенным, в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.
Поэтому выводы должностного лица об отсутствии существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям не могут свидетельствовать о малозначительности правонарушения.
При таком положении, с учетом ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ, постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО1(№)-АП от (дата) о прекращении производства по делу в отношении главы (адрес)ФИО2 в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, нельзя признать законным, основанным на всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, поэтому оно на основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело – возвращению в орган на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, дать оценку доказательствам правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление председателя комитета государственного финансового контроля (адрес)ФИО1(№)-АП от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы (адрес)ФИО2 - отменить.
Дело вернуть на новое рассмотрение, в комитет государственного финансового контроля (адрес).
Протест первого заместителя прокурора (адрес)Таболина В.Ю. – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Дюжая Е.А.