ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-307/2021 от 30.09.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-307/2021

Судья Мурадова С.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

30 сентября 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Орлова Е.В. с дополнениями защитника Маркова А.С. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года, вынесенное в отношении в отношении МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары (далее – Учреждение) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 50000 рублей.

В жалобах с дополнениями, поданными в Верховный Суд Чувашской Республики законным представителем Учреждения Орловым Е.В. и защитником Марковым А.С., поставлен вопроса об отмене постановления по мотивам его незаконности.

Изучив представленные материалы, проверив в соответствии с требованиями части 6 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, выслушав защитника Маркова А.В., прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из приведенных правовых норм следует, что во исполнение представления прокурора должны быть предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Установленный статьей 9 Закона о контрактной системе принцип профессионализма заказчика предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок презюмирует, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 9 Закона о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Часть 2 статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В силу императивного указания части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республик по запросу прокуратуры города проведена проверка по публикации «В университете неправильно построили дорогу, а мэрия ошибочно ее оплатила?», размещенной на Интернет-портале «Чеб.медиа».

По итогам проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары ЧР.

Установлено, что 14.10.2019 между МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары (далее - Заказчик) и АО <данные изъяты> (далее - Подрядчик) заключен контракт на строительство автодорог по улицам № 1,2,3,4,5 в микрорайоне «........» СЗР г. Чебоксары (далее - Контракт).

Вышеназванный Контракт заключен в рамках Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2.1 вышеназванного Контракта, с учетом дополнительного соглашения от 18.11.2020, его цена составила 238 433 126,40 руб. с НДС.

Финансирование производится за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов.

В силу п. 1.4 Контракта обязательства Подрядчика по строительству объекта в соответствии с настоящим Контрактом признаются выполненными при получении заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

Работы по Контракту приняты и оплачены Заказчиком в полном объеме на сумму 238 433 126,40 руб., что подтверждено соответствующими справками о стоимости выполненных работ и затрат, актами о приёмке выполненных работ, а также платежными поручениями.

Между тем, проверкой установлено, что Контракт Подрядчиком в полном объеме не исполнен, поскольку не выполнены требования п. 1.4 указанного Контракта, ввиду отсутствия полученного заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации. Автодороги в эксплуатацию не введены.

В силу статьи 101 Закона заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что допущенные нарушения законодательства стали возможными, в том числе, ввиду отсутствия должного контроля со стороны Заказчика за деятельностью Подрядчика в рамках Контракта, поскольку приемка работ произведена с их отклонением от фактической проектной документации, что подтверждается предписанием, выданным 24.03.2021 отделом государственного строительного надзора в адрес АО <данные изъяты> исходя из которого следует, что имело место фактическое отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, ввиду несоответствия ширины полосы движения автомобильной дороги и изменения схемы ОДД.

В конечном счете, допущенные нарушения повлекли недостижение целей и задач использования бюджетных средств, выделенных на выполнение работ в рамках Контракта.

13 апреля 2021 директору МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары заместителем прокурора района направлено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, содержащее требование безотлагательно рассмотреть данное представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь; известить о времени и месте рассмотрения представления прокурора района для участи; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления с приложением подтверждающих документов сообщить в прокуратуру района в установленный законом месячный срок.

11 мая 2021 года по результатам рассмотрения представления, состоявшегося с участием заместителя прокурора города ФИО1, в прокуратуру Ленинского районного г. Чебоксары поступило письмо директора МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары от 11 мая 2021 года , согласно которому строительство осуществлялось на основании разработанной ООО <данные изъяты> проектно – сметной документации, где заказчиком на разработку проектной документации являлось АО <данные изъяты>, на проектную документацию и результаты инженерных изысканий 28 мая 2018 года получено положительное заключение экспертизы , повторное положительное заключение экспертизы «Строительство автодорог по улицам № 1,2,3,4,5 в микрорайоне «........» СЗР г. Чебоксары» № 21-1-1-3-020076-2019 выдано 2 августа 2019 года. 15 ноября 2019 года администрацией города Чебоксары АО «<данные изъяты> выдано разрешение на строительство. Строительный контроль и государственный контроль строительства осуществлялся. Строительство автодороги выполнено в соответствии с контрактом и проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, выполненные работы в соответствии с проектной документацией приняты учреждением актами в ноябре 2020 года в отсутствие предписаний. Подрядчиком в январе-феврале 2021 года были внесены изменения в проектную документацию без прохождения государственной экспертизы и выполнены работы по монтажу барьерного ограждения и организации одностороннего движения улицы № 4 объекта строительства. При прохождении итоговой проверки с 17 марта 2021 года по 24 марта 2021 года Подрядчику выдано предписание от 24.03.2020 (возможная опечатка с годом на 2021) о несоответствии выполненных работ проектной документации. Замечания по предписанию Подрядчиком не устранены и обязательства по контракту считаются не исполненными в полном объеме. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию АО <данные изъяты> не получено. В действиях должностных лиц Учреждения не усматривается виновные действия, в связи с этим меры дисциплинарного воздействия не могут быть применены.

Приняв во внимание представленный в прокуратуру района ответ за на представление от 13 апреля 2021 года , заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары постановлением от 16 июля 2021 года в отношении МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, ввиду того, что в течении установленного законом месячного срока со дня внесения представления конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, Учреждение не приняло, то есть умышленно не выполнило законные требования прокурора.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения судьей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Учреждения к административной ответственности на основании приведенной выше нормы КоАП РФ постановлением от 22 июля 2021 года .

Фактические обстоятельства совершенного Учреждением административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от16.07.2021 (л.д. 3-5), копиями представления от 13.04.2021 (л.д. 21-23), ответа Учреждения от 11.05.2021 исх. (л.д.24-25), контракта на строительство от 14.10.2019 (л.д. 26-35, 84-112), положительного заключения экспертизы от 02.08.2019 (л.д.40-62), предписания об устранении нарушений законодательства при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (л.д. 63-65), письма УА ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя ЧР от 267.04.2021, и иными материалами, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вопреки доводам заявителя жалобы, представление с очевидностью содержит выводы о допущенных Учреждением нарушениях статьи 101 Закона о контрактной системе, обязывающей Заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте обоснованно указано на то, что сведений о конкретных принятых учреждением мерах, направленных на устранение указанных нарушений законодательства о контрактной системе, а также причин, условий, им способствующих, в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары не представлено.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Доводы жалобы заявителей Орлова Е.В. и Маркова А.С., которые сводятся к утверждению об исполнении представления прокурора путем его рассмотрения 11 мая 2021 года с участием заместителя прокурора и дачи письменного ответа от 11 мая 2021года № исх. , осуществлении надлежащего контроля за исполнением подрядчиком условий контракта, незаконности требования о привлечении дисциплинарной ответственности должностных лиц Учреждения, содержащегося в пункте 3 представления, суд второй инстанции находит необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.

Статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Разделом 3.4 контракта на строительство автодорог по улицам № 1,2,3,4,5 в микрорайоне «........» СЗР г. Чебоксары заказчик вправе требовать надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту, выдавать письменные Предписания об устранении допущенных нарушений при обнаружении отступления нормативно-технических документов, Контракта и приложений к нему, Предписания о приостановке работ. Заказчик вправе иметь беспрепятственный доступ ко всем видам работ и к проверке используемых материалов в любое время суток, производить соответствующие записи в журнале производства работ, приостанавливать производство работ до выполнения предписаний, своевременного устранения выявленных недостатков и тому подобное.

Таким образом, предусмотренное статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и Контрактом право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, корреспондирует с предусмотренной статьей 101 Закона о контрактной системе обязанностью Заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе реализацией комплекса, направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком

В соответствии условиями контракта на строительство автодорог по улицам № 1,2,3,4,5 в микрорайоне «........» СЗР г. Чебоксары и проектной документацией к нему в показателях автомобильной дороги Улицы 4, подлежащей строительству Подрядчиком, определено 2 полосы для автомобильного движения шириной 3,5 м. каждая, ширина проезжей части – 7 м., сроки исполнения контракта определены отдельными этапами его выполнения по 03.08.2020.

Вместе с тем по результатам проведенной на основании приказа (распоряжения) от 17 марта 2021 года проверки АО «........» и составленного акта от 24 марта 2021 года, в том числе визуального осмотра, отделом государственного строительного надзора Министроя Чувашской Республики выявлено, что на автомбильной дороге улицы 4 установлено барьерное ограждение, в результате чего ширина полосы движения автомобильной дороги составляет 3,5 м. и она является односторонней, изменена схема организации дорожного движения.

Представленная АО <данные изъяты> откорректированная проектная документация (раздел № 2ПТО, шифр 609-ППО, раздел ТКР 1.1, раздел № 3 ТКР 1.4, шифр 906-ТКР1.4, раздел № 3 ТКР 2.1, шифр 609-ТКР 2.1, раздел № 3 ТКР 2.4, шифр 609-ТКР 2., раздел № 3 ТКР 3.1, шифр 609-ТКР 3.1, раздел № 3 ТКР 3.4., шифр 609-ТКР 3.4,), проверка соответствия выполненных работ требованиям вышеуказанных разделов проектной документации не проводилась. В обоснование внесенных изменений в проектную документацию представлено подтверждение от 20 февраля 2021 года, выданное ГИП ООО <данные изъяты>ФИО, которое не соответствует требованиям части 3.8 статьи 49 ГРК РФ, поскольку изменения влекут за собой изменение класса, категории и (илил) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов, в а также не соответствует заданию застройщика или технического заказчика на проектирование.

В представленном акте приемки законченного строительством объекта в показателях автомобильной дороги Улицы 4 число полос движения – 2, ширина полосы движения – 3.5 м, ширина проезжей части – 7.-0 м., не соответствует фактическому исполнению.

Таким образом, материалами дела установлено, что в ходе исполнения контракта на строительство автодорог по улицам № 1,2,3,4,5 в микрорайоне «........» допущено изменение предусмотренных Контрактом и проектной документацией класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейного объекта – Улицы 4.

Изложенное, в том числе установка барьерного ограждения на автодороге – Улице 4, работы по строительству которой были приняты и оплачены Заказчиком, со всей очевидностью свидетельствует о том, что императивное требование статьи 101 Закона о контрактной системе об обязанности заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, Учреждением в полной мере выполнено не было.

Таким образом, представление прокурора от 13 апреля 2021 года об устранении очевидных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, причин, условий, им способствующих, является законным и обоснованным и подлежало безусловному исполнению.

Вместе с тем из ответа Учреждения от 11 мая 2021 года исх. не следует, что во исполнение представления прокурора предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих, по мотивам отсутствия виновный действий со стороны Заказчика.

Таким образом, Учреждением допущено умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Обстоятельства, на которые заявители ссылаются в жалобе и в письме – ответе от 11 мая 2021 года: положительное заключение экспертизы , повторное положительное заключение экспертизы , заключение договора со специализированной организацией на осуществление строительного контроля, осуществление государственного контроля строительства, деловая переписка с Подрядчиком с требованиями обеспечить исполнение Контракта в установленный срок работ, вводе объекта строительства в эксплуатацию, направление претензии о начислении и удержании неустойки и тому подобное, не свидетельствуют о надлежащем контроле за исполнением подрядчиком условий контракта, и основанием для вывода об отсутствии в деянии Учреждения нарушения законодательства о контрактной системе, равно как и о выполнении им представления прокурора от 13 апреля 2021 года , не являются.

При этом суд принимает во внимание, что невыполнение требования пункта 3 предписания о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Учреждению в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не вменялось и основанием для привлечения к административной ответственности в постановлении судьи не указано.

Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года, вынесенное в отношении в отношении МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение11.10.2021