Дело № 12-307/2022
УИД 25RS0010-01-2022-001945-92
РЕШЕНИЕ
13 апреля 2022 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Находки Сураева С.В. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа от 09.03.2022 года № 132 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа от 09.03.2022 № 132 несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее по тексту – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Заместителем прокурора г. Находки на данное постановление принёсен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления в связи существенным нарушением процессуальных требований, выразившимся в составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ФИО1 без участия его законного представителя и отсутствии в материалах дела сведений о надлежащем извещении законного представителя ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрении дела комиссией без участия законного представителя ФИО1 и отсутствии в материалах дела сведений о надлежащем извещении законного представителя ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Помощник прокурора г. Находки Силинская А.С. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протесте, и просила постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа от 09.03.2022 № 132 в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании с доводами протеста согласился, пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении протокола на комиссии его законный представитель не присутствовал.
Представитель административного органа – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Ходатайств об отложении слушания дела не поступило. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судья, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, признается нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Между тем, указанные требования закона административным органом соблюдены не были.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 18.02.2022 в 12 час. 10 мин., несовершеннолетний ФИО1, находясь на территории общеобразовательного учреждения КГА ПОУ «НГГПК» по адресу: <...>, осуществлял курение табачной продукции», тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа от 09.03.2022 № 132 несовершеннолетний ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлен комиссией, в том числе на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2022 и объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, данными на досудебной стадии производства по делу.
Вместе с тем административный орган при рассмотрении дела не учел следующее.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно разъяснениям п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.) п. 4 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Несовершеннолетним признается физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет.
На основании ч. 1 ст. 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, на момент возбуждения дела об административном правонарушении 18.02.2022 являлся несовершеннолетним лицом.
При применении к ФИО1 мер обеспечения производства по делу, составлении протокола об административном правонарушении законный представитель несовершеннолетнего лица не присутствовал, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не извещался, что является нарушением прав несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По смыслу положений статей 28.2, 25.1, 25.3 КоАП РФ протокол аб административных правонарушениях составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.
При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения, необходимые для разрешения дела.
Отсутствие законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего ФИО1 является существенным недостатком данного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, отсутствие законного представителя несовершеннолетнего на досудебной стадии производства по делу, при составлении протокола об административном правонарушении, являлось основанием для возврата комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его, для устранения изложенных выше нарушений закона на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Тем не менее, указанные требования административным органом выполнены не были. Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая недопустимость протокола об административном правонарушении от 18.02.2022 в отношении ФИО1, полученного с нарушением закона, судья приходит к выводу о том, что факт совершения ФИО1 вмененного ему правонарушения материалами дела не доказан.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Кроме того, из материалов дела следует, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа законный представитель ФИО1 не извещался, что является существенным нарушением процессуальных требований.
С учетом изложенного, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест заместителя прокурора г. Находки удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Находкинского городского округа от 09.03.2022 года № 132 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Фёдорова