ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3089/2023 от 27.11.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело №12-3089/2023

Р Е Ш Е Н И Е

АДРЕС 27 ноября 2023 года

Судья Одинцовского городского суда Московской области Елисеева А.В., с участием защитника – адвоката Мальцевой И.Г., в открытом судебном заседании жалобу Кирильчевой Галины Анатольевны на постановление заместителя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера ООО УК «Ортус» Кирильчевой Галины Анатольевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный бухгалтер ООО УК «Ортус» Кирильчева Галина Анатольевна признана виновной и подвергнута административному наказанию по ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Кирильчева Г.А. обжаловала его в Одинцовский городской суд Московской области, из доводов жалобы усматривается, что при проведении ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки установлено, что ООО УК «Ортус» применяется размер платы за содержание жилого помещения в размере 35,50 рублей за 1 кв.м., утвержденный решением Совета депутатов городского округа Лыткарино с видами благоустройства: со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом, с электроплитами, с теплообменниками, с ХВС ГВС. При осмотре дома было установлено, что в подвале дома установлено насосное оборудование системы отопления жилого дома, автоматика, регулировка температуры теплового контура дома, система защиты и прочее, приборы учета, насосная холодного водоснабжения и пожаротушения, однако теплообменник и ИТП отсутствуют. Таким образом, установлено, что ООО УК «Ортус» применяется тариф на содержание жилого помещения не соответствующий видам благоустройства многоквартирного дома, так как выполнение работ по обслуживанию индивидуального теплового пункта (ИТП) невозможно, в связи с отсутствием ИТП и теплообменника.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ортус» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: АДРЕС. Собственники реализовали свое право по выбору управляющей организации в лице ООО УК «Ортус», оформив свое решение Протоколом внеочередного общего собрания собственников, проходившее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Собственниками утверждён размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере тарифа, утвержденного решениями Совета депутатов города Лыткарино, утверждены условия и подписаны договоры управления с ООО УК «Ортус» с категорией тарифа на обслуживание 1 категории жилищного фонда по видам благоустройства.

Принимая во внимание Решение Совета депутатов г.о. Лыткарино от 20.04.2022 №208/27, тариф за содержание жилого помещения составляет 35,50 рублей. В связи с тем, что в данном многоквартирном доме мусоропровод не эксплуатируется, обслуживание которого составляет 2 рубля входящих в тариф, а техническое обслуживание более одного лифта составляет 1,78 рублей за каждый, соответственно сумма тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме составляет 35,28 рублей.

В платежных документах на оплату от ООО «УК Ортус» отдельными строками выведены расходы на коммунальные ресурсы по содержанию общего имущества, тарифы по каждой услуге соответствуют расшифровке услуг в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Лыткарино № 208/27 от 20.04.2022 г. Тариф на содержание жилого помещения в квитанциях на оплату составляет 32 руб.61 коп., отдельными строками выводятся услуги по содержанию общего имущества (ХВС на содержание общего имущества - 0,03 руб., ГВС на содержание общего имущества - 0,17 руб., водоотведение на содержание общего имущества = 0,06 руб. и электроснабжение на содержание общего имущества = 2,413 руб.) согласно решению Совета депутатов городского округа Лыткарино № 208/27 от 20.04.2022 г.

При рассмотрении административного дела должностным лицом Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» не были приняты во внимание представленные Заявителем доказательства, такие как протокол общего собрания собственников , согласно которого утверждался применяемый тариф, договор управления многоквартирным домом, проектная декларация, документы, подтверждающие обслуживание и ремонт входящего в ИТП инженерного оборудования. Между ООО УК «Ортус» заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерного оборудования ИТП с ООО «НН-ИНЖЕНЕРИНГ». В перечень инженерного оборудования, подлежащего обслуживанию входит: общедомовой узел учета, насосное оборудование системы отопления, запорно-регулирующее оборудование, шкаф автоматики и устройства защиты, систему регулирования расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты в зависимости от наружной температуры воздуха, насосная станция ХВС и пожаротушения. С момента внесения сведений об управлении многоквартирным домом в реестр лицензий Московской области, ежемесячно ООО УК «Ортус» несет расходы на обслуживание и ремонт инженерного оборудования ИТП, что подтверждается документами приобретения и ремонта насосов, приборов учета и сопутствующих материалов.

Оспариваемое постановление содержит противоречия, которые при рассмотрении административного дела так и остались не разрешенными, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности принят во внимание только тот факт, что сотрудником Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», который не является экспертом в данной области, установлено, что в подвале дома отсутствует теплообменник и ИТП. Но при этом этот же сотрудник установил, что в подвале многоквартирного дома установлено насосное оборудование системы отопления жилого дома, автоматика, регулировка температуры теплового контура дома, система защиты и прочее, приборы учета, насосная холодного водоснабжения и пожаротушения.

При установлении достаточно нестандартного размещения инженерного оборудования ИТП ООО УК «Ортус» обращалось в Администрацию городского округа Лыткарино с вопросом о необходимости дачи пояснений к категориям тарифов из предоставленного перечня, согласно решениям Совета депутатов. Но из утвержденного по категориям домов перечня тарифов, только применяемый ООО УК «Ортус» тариф подходит по всем характеристикам. В противном случае ООО УК «Ортус» понесло бы убытки, обслуживая оборудование, не входящее в тариф.

Заявителем подавались возражения, приобщались документы, указывающие на ошибочность установленного нарушения. В оспариваемом постановлении указано, что в многоквартирном доме отсутствует ИТП и теплообменник. Но не указано, какое назначение у инженерного оборудования, расположенного в подвале многоквартирного дома, и где именно находится ИТП и теплообменник, что входит в состав ИТП, и какие функции у инженерного оборудования, обслуживаемого ООО УК «Ортус».

Принимая во внимание проект дома, в цокольном этаже предусмотрены технические помещения (электрощитовая, ИТП, насосная ВК, венткамера). При имеющихся разногласиях, с выводами, содержащимися в постановлении, невозможно согласиться без экспертного осмотра технического состояния тепловых сетей, ЦТП, ИТП и прочего оборудования, задействованного при подаче коммунального ресурса по отоплению и гвс в вышеуказанный многоквартирный дом.

В тепловом пункте в зависимости от его назначения и местных условий могут осуществляться в соответствии со СНИП 41-02-2003 «Тепловые сети» мероприятия: преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя; учет тепловых нагрузок, расход теплоносителя и конденсата; регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты в зависимости от наружной температуры воздуха и водопотребления в системе ГВС (через распределительные сети в ЦТП или непосредственно в системе ИТП); защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя; заполнение и подпитка систем потребления теплоты; сбор, охлаждение, возврат конденсата и контроль его качества; аккумулирование теплоты; подготовка воды для систем горячего водоснабжения. Приборы контроля параметров теплоносителя и учета расхода теплоты следует предусматривать во всех тепловых пунктах.

Так же было нарушено право Кирильчевой Г.А. на защиту, защитник не был допущен при рассмотрении дела об административном правонарушении, хотя Кирильчева Г.А. ходатайствовала о необходимости воспользоваться помощью защитника.

В судебное заседание главный бухгалтер ООО УК «Ортус» Кирильчева Г.А. не явилась, извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представила, направила в суд защитника – адвоката Мальцеву И.Г. в связи с чем, суд рассматривает жалобу в его отсутствие.

Адвокат Мальцева И.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснила, что согласно техническому заключению Бюро независимых экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ в подвале дома по адресу: АДРЕС, установлен индивидуальный тепловой пункт, в состав которого входят наносы, регулирующая и предохранительная арматура, система автоматики, контрольно-измерительное оборудование. Установленное оборудование в подвале многоквартирного дома в составе индивидуального теплового пункта обеспечивает:

преобразование параметров теплоносителя; контроль параметров теплоносителя; учет тепловых нагрузок, расходов теплоносителя; регулирование расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты в зависимости от наружной температуры воздуха и водопотребления в системе ГВС; защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя.

Установленное оборудование обеспечивает распределение тепловой энергии между потребителями, а также автоматическое регулирование и поддержание заданных параметров отопления. Отсутствие установленного в ИТП вышеуказанного инженерного оборудования, а также, отсутствие своевременного технического обслуживания, влечет за собой временное или полное прекращение оказания коммунальной услуги по отоплению жилых помещений многоквартирного дома.

Ссылалась на то, что проектной документацией (Проект АДРЕС) изначально предусмотрено размещение ИТП на цокольном этаже (общая часть, пункт 2.5., план цокольного и подвального этажа, экспликация помещений п.12); уточнила, рабочим проектом строительства дома, согласованным с МП «Лыткаринская теплосеть» техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено создание в доме ИТП, при этом пунктом предусмотрено оснащение теплового узла приборами контроля и учета тепловой энергии и теплоносителя, а пункт технических условий устанавливает, что точка присоединения жилого дома предусмотрена от существующего ЦТП. Подробная схема ИТП, с указанием на контрольно-измерительные приборы (манометры, термометры, датчики давления и температуры, спускные краны, автоматические воздуховодчики) описаны в чертежах к рабочему проекту на ИТП.

Защитник указала, что при рассмотрении административного дела должностным лицом не было учтено, что ИТП эксплуатируется, работает, обслуживается, ремонтируется и является неотъемлемой частью инженерного оборудования дома, к тому же должностным лицом не принято во внимание, что протоколом общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ собственниками утверждён применяемый тариф по управлению многоквартирным домом, утвержден проект договора с УК, тариф и в который включены расходы на поддержание ИТП в рабочем состоянии. Согласно приложению к указанному проекту договора, тариф на содержание и текущий ремонт МКД на 2019 год включает в себя, в том числе, обслуживание ИТП.

ОО УК «Ортус» заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерного оборудования ИТП с ООО "НН-ИНЖЕНЕРИНГ". В перечень инженерного оборудования, подлежащего обслуживанию входит: общедомовой узел учета, насосное оборудование системы отопления, запорно-регулирующее оборудование, шкаф автоматики и устройства защиты, систему регулирования расхода теплоносителя и распределение по системам потребления теплоты в зависимости от наружной температуры воздуха, насосная станция ХВС и пожаротушения. С момента внесения сведений об управлении многоквартирным домом в реестр лицензий Московской области ежемесячно ООО УК "Ортус" несет расходы на обслуживание и ремонт инженерного оборудования ИТП, что подтверждается документами приобретения и ремонта насосов, приборов учета и сопутствующих материалов.

Суд, выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, приобщив и изучив новые доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ (протокол общего собрания собственников), по договору управления жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС, находится в управлении ООО УК «Ортус» (лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, выдана Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»).

При проведении ДД.ММ.ГГГГ. внеплановой выездной проверки на основании решения заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и на основании требования прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ) Госжилинспекцией Московской области была проведена проверка правомерности применяемого ООО УК «Ортус» тарифа на содержание и ремонт, а также задвоения выставляемой жителям дома в ЕПД платы на ОДН в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу.

ООО УК «Ортус» применяется размер платы на содержание жилого помещения в размере 35,50 рублей в месяц за 1 кв. м, утвержденный решением Совета депутатов г.о. Лыткарино №208/27 от 20.04.2022 с видами благоустройства: со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом, с электроплитами, с теплообменниками, с ХВС и ГВС.

В данном многоквартирном доме мусоропровод не эксплуатируется, обслуживание которого составляет 2 рубля входящих в тариф, в каждом подъезде по 2 лифта, в связи с чем техническое обслуживание применяется более одного лифта (+1,78 рублей за каждый), соответственно сумма тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме составляет 35,28 рублей (35,50 рублей - 2 рубля + 1,78 рублей).

В платежных документах на оплату от ООО УК «Ортус» отдельными строками выведены расходы на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (ХВС на содержание общего имущества, ГВС на содержание общего имущества, водоотведение на содержание общего имущества и электроснабжение на содержание общего имущества), тарифы по каждой услуге соответствуют расшифровке услуг.

Тариф на содержание жилого помещения в квитанциях на оплату составляет 32 рубля 61 коп. (ХВС на содержание общего имущества - 0,03 рубля, ГВС на содержание общего имущества - 0,17 рублей, водоотведение на содержание общего имущества 0,06 рублей и электроснабжение на содержание общего имущества -2,413 рублей), согласно рушению Совета депутатов г.о. Лыткарино №208/27 от 20.04.2022, таким образом задвоения платы на ОДН в вышеуказанном МКД не выявлено.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре дома установлено, что в подвале дома установлено насосное оборудование системы отопления жилого дома, автоматика, регулировка температуры теплового контура, система защиты и пр., приборы учета, насосная холодного водоснабжения и пожаротушения, однако теплообменник ИТП отсутствуют, мусоропроводы в подъездах заварены, не используются.

В адрес ресурсоснабжающей организации МП "Лыткаринская теплосеть" был направлен запрос сведений о системе подачи услуги по отоплению и горячему водоснабжению в вышеуказанном многоквартирном доме. По информации МП "Лыткаринская теплосеть" подача горячей воды и отопления осуществляется централизованно ресурсоснабжающей организацией от ЦТП.

Таким образом, ООО УК «Ортус» применяет тариф на содержание жилого помещения не соответствующий видам благоустройства вышеуказанного многоквартирного дома, так как выполнение работ по обслуживанию индивидуального теплового пункта (ИТП) невозможно, в связи с отсутствием в вышеуказанном многоквартирном доме ИТП и теплообменника.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица ООО УК «Ортус» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица органа административной юрисдикции, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – главного бухгалтера Кирильцевой Г.А. состава административного правонарушения по ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ, исходя из нижеследующего.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ, вопросом утвержден применяемый тариф (размер платы за содержание и ремонт жилых помещениями в размере тарифа, установленного ежегодными решениями Совета депутатов города Лыткарино в Московской области), выбран способ управления многоквартирным домом (вопрос 7) и утвержден проект договора по управлению многоквартирным домом (вопрос 10) (л.д.89-98), в приложении к договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ содержится тариф, утверждаемый Решением Совета депутатов г. Лыткарино от ДД.ММ.ГГГГ, в котором оговаривается, в том числе облуживание ИТП (тариф 5,24 руб.), в приложении к договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ указан тариф, утвержденный Решением Совета депутатов г. Лыткарино № 208/27 от 20.04.22 г. – 35,50 (л.д.48-72).

Согласно Решению Совета депутатов г. Лыткарино № 208/27 от 20.04.22 г. тариф для категории домов «со всеми удобствами.. », с «..теплообменниками» – 35.50 руб. (л.д.73).

По смыслу ст. 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников.

В силу положений п. 1 ст. 158 во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ, пункта 1 статьи 424 ГК РФ начисление собственникам помещений в многоквартирном доме платы за предоставленные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, должно производиться с учетом цены, установленной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов.

Таким образом, должностное лицо – главный бухгалтер Кирильчева Г.А. правомерно применяла размер платы за содержание жилого помещения тариф, который был установлен общим собранием, который определен Решением Совета депутатов г. Лыткарино № 208/27 от 20.04.22 г., то есть обеспечила исполнение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Относительно правомерности применения тарифа, установленного для категории домов «в домах с теплообменниками», то суд приходит к выводы, что АДРЕС оборудован теплообменником, что подтверждают имеющиеся в деле доказательства: техническое заключение Бюро независимых экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ о наличии индивидуального теплового пункта; проектной документацией (Проект дома ), рабочим проектом строительства дома, согласованным с МП «Лыткаринская теплосеть»; техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ; данными об эксплуатации и работе ИТП, расходах на обслуживание: договором с ООО «НН-ИНЖЕНЕРИНГ» (л.д.190-197), счетами на оплату ( л.д. 106-126), платежными поручениями (л.л. 127-153).

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд отменяет постановление заместителя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера ООО УК «Ортус» Кирильчевой Галины Анатольевны, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Кирильчевой Галины Анатольевны удовлетворить, постановление заместителя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главного бухгалтера ООО УК «Ортус» отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения либо вручения в Московский областной суд, через Одинцовский городской суд.

Судья подпись: А.В. Елисеева