ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-308/18 от 15.08.2018 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12- 308/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 15 августа 2018 года

Судья Октябрьского районного суда городаКирова Гродникова М.В., при секретаре судебного заседания Левановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Лепсе» по доверенности Норкина И.В. на постановление № 08-38/06-18 по делу № 02-08/36-18 от 26.02.2018 о назначении административного наказания за совершение АО «Лепсе» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области главного специалиста – эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Толстобровой Д.С. № 08-38/06-18 по делу № 02-08/36-18 от 26.02.2018 АО «Лепсе» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невнесение в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Представителем АО «Лепсе» по доверенности Норкиным И.В. подана жалоба на указанное постановление, в которой он просит постановление признать незаконным и отменить его. В обоснование жалобы указано, что в соответствии с уточненной декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду № 40-932 от 12.10.2017 разделом 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» сумма платы в 2016 составила 581652, 92 руб. АО «Лепсе» своевременно внесло плату в сумме 576750, 47 руб. и лишь малая часть в размере 4902, 45 руб. внесена с просрочкой в 3 месяца по причине ошибки при расчете массы загрязняющего вещества в первоначальном варианте декларации.

Учитывая незначительный срок просрочки оплаты, самостоятельное выявление и устранение ошибки в расчетах, возмещение недостающей части оплаты в размере 4902, 45 руб., совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий, считают, что общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в его действиях не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Считают, что назначенное оспариваемым постановлением минимальное наказание не отвечает конституционному принципу справедливости и соразмерности наказания. Также указали, что требование о внесении платы на ОКТМО по месту расположения объекта негативного воздействия на окружающую среду до вступления в силу Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 выполнить было невозможно. Позднее, на основании письма Росприроднадзора по Кировской области № 72.7-6/8966 от 05.10.2017 сделан перевод денежных средств с ОКТМО 33701000 г. Киров на ОКТМО 33618442 г. Кирово-Чепецк, в районе которого находится полигон ТБО «Лубягино». Считают, что не имеется состава административного правонарушения, поскольку отсутствует вина предприятия, сумма в бюджет за загрязнение окружающей среды внесена полностью и в установленные сроки.

В судебном заседании защитник АО «Лепсе» Кокарева К.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, просила освободить АО «Лепсе» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав представителя АО «Лепсе» Кокареву К.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 16.1).

Согласно ч. 1 ст. 16.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Согласно ч. 10 ст. 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку её размера.

Согласно ч. 1 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 2-3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3. настоящего Федерального закона, с учетом корректировки её размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 12.02.2018 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Киров ул. Воровского д. 78 в Управлении Росприроднадзора по Кировской области по результатам рассмотрения акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 13.10.2017 № 91 в отношении АО «Лепсе», расположенного по адресу: 610006 г. Киров Октябрьский проспект, д. 24, установлено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки.

Согласно уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду № 40-932, представленной АО «Лепсе» 12.10.2017 года, разделу «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ водные объекты» осуществлен сброс 14 загрязняющих веществ по Выпуску № 1, сумма платы в 2016 составила 581652, 92 руб.

АО «Лепсе» плата за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год внесена платежными поручениями от 16.04.2016 № 4547 (на сумму 114469, 47 руб.) от 11.07.2016 № 9739 (на сумму 114469, 47 руб.) от 17.10.2016 № 17155 (на сумму 114469, 47), от 28.02.2017 № 10040 (на сумму 233342,06 руб.) от 13.06.2017 № 15085 (на сумму 7311, 17 руб.). Таким образом, плата за сброс в размере 4902, 45 руб. внесена позднее установленного законом срока, а именно: 13.06.2017.

Согласно уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду № 40-932, представленной АО «Лепсе» 12.10.2017, разделу 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», сумма платы за 2016 составила – 269016,82 руб., в том числе по ОКТМО 33618442 в размере 31900, 43 руб., по ОКТМО 33701000 в размере 237116, 39 руб. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 444540, 56 руб. внесена 28.02.2017 по ОКТМО 3371000 (платежное поручение № 10037 от 28.02.2017).

АО «Лепсе» плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления за 2016 год по ОКТМО 33618442 в размере 31900, 43 руб. внесена 06.10.2017.

Согласно ч. 10 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года следующего за отчетным периодом.

Таким образом, АО «Лепсе» 02.03.2017 допущено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и в установленные сроки).

На основании изложенного должностным лицом Управления Росприроднадзора по Кировской области сделан вывод о том, что АО «Лепсе» 02.03.2017 допущено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (за сброс загрязняющих веществ в водные объекты) в установленные сроки.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Лепсе» к административной ответственности.

Факт нарушения АО «Лепсе» действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении № 08-38/08-18 от 16.02.2018, постановлением о назначении административного наказания № 08-38/06-18 от 26.02.2018, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26.02.2018.

Вина юридического лица АО «Лепсе» в совершении данного правонарушения заключается в несоблюдении и нарушении требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды.

Доказательств, свидетельствующих о принятии АО «Лепсе» необходимых и достаточных мер по соблюдению установленных требований либо невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, при соблюдении, той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему правонарушении применительно к статье 8. 41 КоАП.

Доводы защитника юридического лица АО «Лепсе» о том, что допущенное нарушение произошло из-за изменения действующего законодательства, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», изменивший порядок начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, начал действовать с 05.03.2017 г., то есть после окончания срока предоставления декларации и оплаты. Вместе с тем, письмом Росприроднадзора № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» порядок исчисления платы в соответствии с приказом от 09.01.2017 г. разъяснен 21.02.2017 г., согласно которому за 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ лица, являющиеся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, в срок не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, обязаны внести плату, исчисленную по итогам отчетного периода. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются Минприроды России.

Таким образом, АО «Лепсе» имело возможность без нарушения срока, установленного законом, выполнить возложенную на него обязанность по своевременному внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Нарушение действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования влечет административную ответственность, установленную статьей 8.41 КоАП РФ. Должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении учреждением административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ является формальным и, как таковой, не предусматривает необходимости наступление каких-либо последствий. При таких обстоятельствах должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.

Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, объектом которого является нарушение в области охраны окружающей среды, оснований для признания его малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора Толстобровой Д.С. верно установлено, что АО «Лепсе» допущено невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год в установленные сроки, то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что вина АО «Лепсе» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ установлена, и подтверждена в полном объеме материалами дела.

Данные доказательства в их совокупности достаточны для установления вины АО «Лепсе» и у суда сомнений не вызывают.

Действия АО «Лепсе» правильно квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Назначенное наказание является справедливым, соразмерным содеянному и, по убеждению суда, будет способствовать достижению его цели.

При назначении наказания, были учтены отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, в связи с чем, было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.41 КоАП РФ.

Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Лепсе» со стороны государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, влекущих отмену или изменение постановления 26.02.2018 года, не установлено.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд находит постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, вынесенное в отношении АО «Лепсе» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ законным, обоснованным и справедливым, вынесенным на основании тщательно исследованных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области главного специалиста – эксперта отдела экологического надзора Толстобровой Д.С. № 08-38/06-18 по делу № 02-08/36-18 от 26.02.2018 в отношении АО «Лепсе» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу АО «Лепсе» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г.Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья М.В. Гродникова