ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-308/19 от 27.08.2019 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 12 - 308/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Гор. Рыбинск 27 августа 2019 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Грицай Е.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района - ФИО1,

при секретаре Артанкиной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района на постановление суда, которым

Управление жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, юридический адрес: <...>, ОГРН: , КПП: , ИНН , ОКТМО: ,

привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением суда Управление жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Согласно данному постановлению юридическое лицо - Управление жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района совершило противоправное, виновное бездействие, являясь ответственным юридическим лицом за содержание автомобильной дороги, проходящей <адрес>, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании вышеуказанной автомобильной дороги, допустило на покрытии проезжей части автодороги <адрес> образование дефектов покрытия проезжей части, а именно: образование выбоины глубиной 13 см и площадью 0,84 м2, в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

01 мая 2019 года в 22 часа 00 минут на образованную на асфальтобетонном покрытии проезжей части на автодороге <адрес> совершил наезд автомобиль <данные изъяты>, в результате чего данное транспортное средство получило механические повреждения.

Копия постановления получена представителем Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района 02 августа 2019 года.

Жалоба Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района на указанное постановление, адресованная в Рыбинский городской суд, поступила в судебный участок 08 августа 2019 года.

В жалобе ставится вопрос об отмене постановления суда и о прекращении производства по делу.

В жалобе приведены следующие доводы:

Заявитель указывает, что постановление не основано на достаточных доказательствах, подтверждающих факт совершения Управлением ЖКХ административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку судом не были учтены и оценены представленные по делу доказательства, подтверждающие отсутствие виновности Управления ЖКХ в совершении вменяемого правонарушения.

Автор жалобы цитирует положения п. 5.2.4. ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», согласно которым сроки устранения выбоины на автомобильной дороге 4 категории не более 12 суток, и делает вывод о том, что для привлечения лица к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ необходимо установить момент обнаружения дефектов покрытия проезжей части и время, в течение которого они не были устранены. Вместе с тем ни в протоколе об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, при описании события административного правонарушения, ни в материалах дела не указан момент обнаружения выбоины. В вышеуказанных документах не нашло отражения, в течение какого промежутка времени сложилась такая ситуация и время, в течение которого не были предприняты меры по устранению образовавшегося дефекта. Акт контрольной проверки отсутствует. При таких обстоятельствах, по мнению автора жалобы, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Управления ЖКХ в его бездействии отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Далее автором жалобы отмечается, что Управление ЖКХ реализует возложенные на него в сфере дорожного хозяйства полномочия путем заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию дорог, предусматривая бюджетные ассигнования на указанные цели в соответствии с утвержденной программой. В период 2018-2019 г.г. заключены муниципальные контракты и на выполнение работ по летнему содержанию автомобильной дороги <адрес> общего пользования местного значения, находящейся вне границ населенных пунктов, относящихся к собственности Рыбинского муниципального района и проходящей по территории <адрес>.

В соответствии с условиями контрактов ямочный ремонт указанной дороги выполнен в полном объеме, в установленные сроки, тем самым, Управлением ЖКХ приняты все необходимые меры по своевременному устранению помех в дорожном движении и обеспечена безопасность участников дорожного движения, следовательно, в действиях Управления ЖКХ отсутствует факт несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения и непринятия мер по устранению помех в дорожном движении.

Объем выделенных бюджетных ассигнований не позволяет выполнить все требования по обеспечению безопасности дорожного движения на указанной дороге и проведение работ в рамках летнего содержания (ямочный ремонт) является недостаточным для приведения автомобильной дороги к нормативному состоянию, требуется проведение капитального ремонта.С этой целью Управлением ЖКХ разработана проектно-сметная документация, стоимость ремонта - 18 707 730 рублей.

Бюджет Рыбинского муниципального района испытывает дефицит финансовых ресурсов, является дотационным, в связи с чем возможность финансирования необходимых мероприятий по ремонту автодороги в соответствии с разработанным проектом за счет средств бюджета Рыбинского муниципального района отсутствует. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности не закрывает потребность в финансировании первоочередных затрат.

Исполнение мероприятий по ремонту автомобильных дорог возможно только в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (решение о выделении средств на те или иные объекты принимается Муниципальным Советом). Использование средств, предусмотренных на другие цели, будет являться нецелевым использованием и повлечет привлечение должностных лиц к административной и уголовной ответственности.

Управлением ЖКХ в целях обеспечения надлежащего содержания автомобильной дороги принимались и принимаются все возможные меры: неоднократные обращения в областные органы власти о выделении дополнительного финансирования, о включении мероприятий по ремонту в региональную программу <данные изъяты>. Из ответов на эти письма усматривается, что в выделении дополнительного финансирования было отказано.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении перечисленные выше обстоятельства, в силу которых выявленные нарушения по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге не могли быть устранены в отсутствие необходимого финансирования, не исследовались, оценка им не дана.

По мнению автора жалобы, Управлением ЖКХ в пределах компетенции были приняты и принимаются все зависящие от него меры для обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог, при таких обстоятельствах имеются основания для освобождения юридического лица от административной ответственности с учетом положений ст. 2.1. КоАП РФ и частью 4 статьи 24.5. КоАП РФ.

В случае установления виновности Управления ЖКХ автор жалобы просил учесть приведенные в жалобе обстоятельства как смягчающие административную ответственности и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В судебном заседании исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении (л.д. 2-5); рапорт оперативного дежурного по 02 (л.д. 9-10); определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 11-12); схема места совершения административного правонарушения (л.д. 15); объяснение ФИО2 (л.д. 16); акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда вне населенного пункта (л.д. 17); определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 18); фотоснимки места ДТП (л.д. 19-20); объяснение ФИО1 (л.д. 25); доверенность на имя ФИО1 (л.д. 26); копия решения о назначении на должность главы администрации Рыбинского муниципального района (л.д. 27); копия свидетельства о гос. регистрации юридического лица (л.д. 28); копия устава Рыбинского муниципального района (л.д. 29-36); копия распоряжения о назначении на должность начальника управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района (л.д. 37); копия доверенности на имя ФИО3 (л.д. 38); копия реквизитов управления ЖКХ, транспорта и связи РМР (л.д. 39); копия свидетельства о гос. регистрации (л.д. 40); копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган (л.д. 41); копия решения об учреждении управления ЖКХ, транспорта и связи РМР (л.д. 42); копия положения об управлении ЖКХ, транспорта и связи администрации РМР (л.д. 43-53); копия постановления Администрации Рыбинского муниципального района об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения РМР (л.д. 54-57); справка о привлечении к административной ответственности (л.д. 58); копия доверенности на имя ФИО1 (л.д. 64); объяснения к протоколу об административном правонарушении (л.д. 66-69); копия запроса в Департамент региональной политики и взаимодействия с органами МСУ ЯО от 12.07.2019 г. (л.д. 70); копия запроса в Департамент дорожного хозяйства ЯО от 19.04.2019 г. (л.д. 71); ответ Департамента дорожного хозяйства ЯО от 24.04.2019 г. (л.д. 72); копия справки о ДТП за 2017, 2018 г.г. (л.д. 73); копия ответа Департамента дорожного хозяйства ЯО от 24.04.2019 г. (л.д. 74); копия письма Муниципального Совета Рыбинского муниципального района от 28.03.2019 г. (л.д. 75); копия письма Администрации РМР в Ярославскую Областную Думу от 07 марта 2019 года (л.д. 76); копия письма Администрации РМР заместителю директора Департамента от 14 февраля 2019 года (л.д. 77); копия расшифровки о бюджетных ассигнованиях (л.д. 78); копия проектно – сметной документации (л.д. 79-80); копии муниципальных контрактов на выполнение работ, технического задания и актов о приемке выполненных работ (л.д. 91-115).

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает:

1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Постановлением Администрации Рыбинского муниципального района дорожная деятельность в отношении автодороги, проходящей <адрес>, возложена на управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области.

На основании п. 2.2.2 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог, в том числе железнодорожных переездов, устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» определено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2. В соответствии с таблицей 2 ГОСТ 33220-2015 дефектами покрытия считаются отдельные выбоины или проломы глубиной 5 см и более, площадью не менее 0,09 м2.

Актом , составленным ст. инспектором <данные изъяты> выявлен недостаток при содержании автодороги <адрес> образование дефектов покрытия проезжей части, а именно: образование выбоины глубиной 13 см и площадью 0,84 м2, в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что бездействие юридического лица - Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, которое не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, допустило на покрытии проезжей части автодороги <адрес> образование дефектов покрытия проезжей части, а именно: образование выбоины глубиной 13 см и площадью 0,84 м2, в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на то, что не был установлен момент обнаружения дефектов покрытия на проезжей части и время, в течение которого они не были устранены, не может быть принята судом. В данном случае юридическое лицо, осуществляющее содержание автомобильной дороги, должно было не допускать нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, а в случае наличия указанных нарушений предпринимать меры по их устранению установленными законом способами, т.о. выявление дефектов дорожного покрытия на вверенном участке возлагалось на осуществляющее содержание автомобильной дороги юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины Управления жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района, в совершении вменяемого административного правонарушения исследовался мировым судьей и нашел свое отражение в обжалуемом постановлении. Мировой судья пришел к правильному выводу, что юридическое лицо имело возможность для организации и контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, но им не были приняты все необходимые для этого меры. Иного из материалов дела не следует.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании всестороннего и полного анализа собранных по делу доказательств мировым судьей были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Доказательства по делу оценены мировым судьей с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при вынесении мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении, влекущих отмену вынесенного постановления, не выявлено.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района к административной ответственности по настоящему делу не нарушены.

Вместе с тем, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, а также финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при рассмотрении жалобы суд применяет положения ч.3.2 и ч. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона № 515-ФЗ от 31 декабря 2014 г.) о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление суда, которым Управление жилищно – коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Рыбинского муниципального района привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, изменить.

Снизить размер назначенного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Грицай Е.В.