Дело №12-308/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 декабря 2020 года город Пенза
Судья Первомайского районного суда г. Пензы Засыпалова В.И.,
с участием защитника ООО «Горводоканал» Капешкиной Н.А.,
представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (<...>) жалобу
Общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (ООО «Горводоканал») ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>, |
на постановление №ЕК-02-129/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 03 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением №ЕК-02-129/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 03 ноября 2020 года ООО «Горводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением защитник ООО «Горводоканал» Капешкина Н.А., действующая на основании доверенности от 13 декабря 2019 года, обратилась в Первомайский районный суд г.Пензы с жалобой, указывает, что действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку величина платежной базы по виду отхода «растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов, практически неопасные», определена верно, заполнение декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год производилось с использованием электронных сервисов автоматически, согласно разработанной инструкции, что также указывает на отсутствие умысла. Кроме того, нарушен порядок привлечения к административной ответственности, поскольку административным органом не был составлен акт проведения контроля за исчислением платы в нарушение требований «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду». Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании защитник ООО «Горводоканал» Капешкина Н.А. поддержала доводы жалобы, дополнительно указала на возможную техническую ошибку при внесении коэффициента в декларацию, что не может свидетельствовать о наличии вины общества.
Представитель административного органа - Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО1, действующая на основании доверенности от 21 января 2020 года, с жалобой не согласна, просит оставить постановление без изменения, полагает, что назначенное наказание соразмерно содеянному. Состав правонарушения имеется, порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии.
При этом под искажением информации подразумевается сообщение неполных или неверных данных.
С субъективной стороны рассматриваемый состав характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Как следует из материалов дела, на основании приказов и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям №387-ОРД от 30 июня 2020 года и №400-ОРД от 08 июля 2020 года в отношении ООО «Горводоканал» в период с 06 по 28 августа 2020 года проведена плановая выездная проверка, в рамках которой выявлено, что общество, исказило ведения в декларации, не исчислив сумму платы по виду отхода «растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов, практически неопасные», что не соответствует требованиям ст. 16.2 и п.1 ст.16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По итогам проверки составлен акт №004036 от 28 августа 2020 года.
20 октября 2020 года старшим государственным инспектором РФ по надзору в области охраны окружающей среды по Пензенской области ФИО3 в отношении ООО «Горводоканал» по данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ. Указанный протокол и иные материалы дела были рассмотрены 03 ноября 2020 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2, по итогам рассмотрения вынесено обжалуемое постановление.
В силу положений ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При этом, согласно положениям п.1, п. 2 и. п.5 ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база) (п.1). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п.2).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п.5).
В п.2 и п. 4 Приказа Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (ред. от 30.12.2019) "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" указано, что Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В ст.16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлен порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ООО «Горводоканал», при осуществлении деятельности которого образуются отходы, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем в силу вышеприведенных положений закона обязано представлять информацию о платежной базе за отчетные периоды администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и самостоятельно исчислять размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с требованиями ст.16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Между тем, в ходе проверки, проведенной в отношении ООО «Горводоканал», установлено и подтверждается актом проверки, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год по виду отхода «растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов, практически неопасные» искаженна информация в части значения стимулирующего коэффициента (код, графа декларации 19) - 0, из-за чего обществом была неправильно исчислена плата за данный вид отхода, а именно данная плата не начислена (0 рублей).
Не могут служить основанием для освобождения от ответственности доводы защитника юридического лица о верном определении платежной базы по данному виду отхода и возможной технической ошибке при внесении значения стимулирующего коэффициента, поскольку ответственность за достоверное исчисление размера платы за отходы, в том числе правильное внесение всех значений, которые известны, с целью правильного определения данной платы, а не только внесение величины платежной базы, является обязанностью общества. В данном случае вина общества в форме умысла установлена, так как искажение информации в декларации привело неисчислению платы за вид отхода.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общества имелись все возможности к соблюдению требований действующего законодательства, но мер к их соблюдению не принято, напротив допущено нарушение.
При таких обстоятельствах судья считает, что содеянное обосновано квалифицировано должностным лицом административного органа по ст.8.5 КоАП РФ.
При этом доводы жалобы о нарушении порядка привлечения к административной ответственности и не составлении акта акте проведения контроля за исчислением платы судья считает несостоятельными. В данном случае правонарушение выявлено в ходе проведения плановой проверки, по итогам которого составлен акт проверки, что соответствует требованиям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Административное наказание обществу назначено в соответствии с санкцией статьи 8.5 КоАП РФ, с учетом положений статей 2.10, 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом смягчающего обстоятельства, - в минимальном размере. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ также не имеется.
Юридическое лицо привлечено к ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Процессуальных нарушений, повлиявших бы на законность и обоснованность принятого решения, при оформлении материалов дела и их рассмотрении должностным лицом административного органа не допущено. С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление №ЕК-02-129/2020 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 03 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: