ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-309/20 от 17.09.2020 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

61RS0019-01-2020-004191-93

Дело № 12-309/2020

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2020 года г. Новочеркасск

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Тюрин М.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» С.Н. Лугового на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 от <дата> о признании Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и наложении административного штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

<дата> главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 от <дата> было вынесено постановление о признании Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 290 000 рублей.

Не согласившись с постановлением об административном правонарушением представителем по доверенности Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» ФИО2 подана жалобу в обоснование указав, что <дата> Прокуратурой г. Новочеркасска совместно со специалистами ОНД и ПР по г. Новочеркасску УНД и ПР ГУ МЧС России по Ростовской области, на основании обращения гр. ФИО3, в помещениях ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» по адресу: РО, <адрес> была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам данной проверки и.о. заместителя прокурора г. Новочеркасска юрист 1 класса Текутов А.В., <дата> вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. В данном постановлении отражены нарушения требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, допущенные Межмуниципальным управлением МВД России «Новочеркасское», однако в данном постановлении отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные документы регламентирующие отраженные в данном постановлении нарушения. В данном постановлении представителю Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст. 1.5, 25.1, 30.1-30.3 КоАП РФ. Однако права и обязанности предусмотренные ст.25.4 КоАП РФ представителю Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» разъяснены не были.

Отраженные в вышеуказанном постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата> нарушения требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности имели место быть в связи с отсутствием в Межмуниципальном управлении МВД России «Новочеркасское» бюджетных ассигнований, направленных на повышение антитеррористической защищенности, энергетической эффективности, пожарной безопасности зданий органов внутренних дел (далее -ОВД). С целью повышения пожарной безопасности зданий ОВД <дата> исх. Межмуниципальным управлением МВД России «Новочеркасское» был сформирован проект бюджетной сметы на 2020 год, учитывающий потребности в бюджетных ассигнованиях на 2020 год, направленных на повышение пожарной безопасности зданий ОВД который составил 6 820 000 рублей. Однако в 2020 году бюджетные ассигнования в сумме 6 820 000 рублей на повышение пожарной безопасности зданий ОВД в Межмуниципальное управление МВД России «Новочеркасское» не поступили.

Кроме того, с целью устранения выявленных <дата> в помещениях ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» по адресу: РО, <адрес>, нарушений требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области исх. от <дата> была направлена заявка на выделение финансирования для выполнения мероприятий и устранения нарушений в области обеспечения пожарной безопасности, выявленных <дата> в помещениях ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» в общей сумме 176 640 рублей. На <дата> вышеуказанное финансирование в Межмуниципальное управление МВД России «Новочеркасское» не поступило.

В связи с чем устранить выявленные <дата> в помещениях ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» по адресу: РО, <адрес>, нарушения требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности без финансового обеспечения не представляется возможным. Также необходимо отметить, что Межмуниципальное управление МВД России «Новочеркасское» является государственным учреждением, органом исполнительной власти и финансируется из средств федерального бюджета, через Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>.

<дата> главным Государственным инспектором по пожарному надзору <адрес> капитаном внутренней службы ФИО1, в отношении юридического лица Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 290 000 (двухсот девяносто тысяч) рублей.

Таким образом, сумма штрафа, назначенного юридическому лицу Межмуниципальному управлению МВД России «Новочеркасское» за выявленные <дата> в помещениях ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское» по адресу: РО, <адрес>, нарушения требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, намного больше суммы необходимой для устранения данных нарушений.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. На основании вышеизложенного прошу изменить решение по постановлению главного государственного инспектора г. Новочеркасска по пожарному надзору капитана внутренней службы ФИО1 от <дата> на устное замечание.

В судебном заседании представитель МУ МВД РФ «Новочеркасское» ФИО4 поддержал доводы, жалобы просил суд ее удовлетворить.

Представитель ГУ МЧС России по РО в судебное заседания не явился. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя МУ МВД России «Новочеркасское» ФИО4, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Новочеркасска в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона от <дата> «О прокуратуре Российской Федерации» <дата> совместно со специалистами ОНД и ПР по г. Новочеркасску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях ОГИБДД МУ МВД России «Новочеркасское», расположенных по адресу: <адрес>.

В ходе её проведения выявлены факты нарушений требований пожарной безопасности, а именно: Объект защиты по адресу, <адрес>

- Не организовано обслуживание с проведением проверок работоспособности системы противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390);

-На объекте защиты не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390);

-В кабинете инспектора по пропаганде на втором этаже допускается размещение одного пожарного извещателя (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-В помещениях объекта защиты допускается размещение пожарных извещателей на не несущих строительных конструкциях (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.4 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-Помещение пожарного поста (помещение, где располагается прибор приёмно-контрольньгй системы противопожарной защиты) не оборудовано аварийным освещением (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-В помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала не обеспечена защита прибора приёмно-контрольного системы противопожарной защиты от несанкционированного доступа (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.5 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические^ Нормы и правила проектирования»);

-В помещениях объекта защиты допускается размещение пожарных извещателей на расстоянии менее 0,5 м от электросветильников (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-На дверях помещений боксов предназначенных для хранения патрульных автомобилей отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года№ 390);

-Помещения архива расположенного в подвале не выделено противопожарной перегородкой не ниже 1-го типа (не оборудовано противопожарной дверью) (ст. 4, ст. 6, ст. 59, ст. 88, таблица 23 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защит. Требования к объемно-планировочным решения»);

-На двери помещения архива расположенного в подвале отсутствует обозначение его категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390, ст. 4, ст. 6, ст. 59, ст. 88, таблица 23 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защит. Требования к объемно-планировочным решения»);

Объект защиты по адресу, <адрес>:

-Помещение пожарного поста (помещение, где располагается прибор приёмно-контрольньгй системы противопожарной защиты) не оборудовано аварийным освещением (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.12 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты.

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-В помещениях объекта защиты допускается размещение пожарных извещателей на расстоянии менее 0,5 м от электросветильников (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-В помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала не обеспечена защита прибора приёмно-контрольного системы противопожарной защиты от несанкционированного доступа (ст. 4, ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.14.5 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

-Не организовано обслуживание с проведением проверок работоспособности системы противопожарной защиты (АУПС и СОУЭ) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390);

-На объекте защиты не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390);

Объект защиты по адресу, <адрес>:

-В боксах хранения патрульных автомобилей отсутствует система пожарной сигнализации (ст. 6, ст. 54, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2 таблицы АЛ СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 6.3 ВСН 01-89 Ведомственные строительные нормы «Предприятия по обслуживанию автомобилей»);

- На дверях помещений боксов предназначенных для хранения патрульных автомобилей отсутствуют обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390);

-В помещениях боксов допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) (пп. «в» п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390), за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19 июня 2020 года и.о заместителя прокурора г. Новочеркасска Текутовым А.В вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Новочеркасское».

10 июля 2020 года главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 от <дата> было вынесено постановление о признании Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 290 000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи,

Частью 2 предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Обеспечение пожарной безопасности, в силу требований преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», является одной из важнейших функций государства.

Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Права и обязанности организаций и их должностных лиц в области пожарной безопасности установлены ст.37 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РО от 31.03.2020 № 266 установлен особый противопожарный режим на территории РО

Квалификация действий Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» является правильной.

Факт совершения Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо указанного протокола факт совершения Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» данного правонарушения подтверждается совокупностью других представленных суду доказательств и заявителем в жалобе не оспаривается.

Установив факты, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив представленные в материалах дела и добытые в ходе проверки доказательства в их совокупности, главный гос инспектор по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - 290 000 рублей. Оснований для признания данного правонарушения малозначительным судья не усматривает, поскольку таковым не является. Остальные доводы жалобы не являются основания для отмены постановления.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица в части назначенного Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» наказания.

В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса

Назначенное Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 290 000 рублей,, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению путем снижения назначенного Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 от <дата> о признании Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и наложении административного штрафа изменить:

Размер назначенного Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» административного штрафа снизить с 290000 рублей до 100 000 рублей

В остальной части Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Новочеркасска ФИО1 от <дата> о признании Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Новочеркасское» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) в порядке ст. 30.9 КоАП РФ

Судья: