№ 12-309/2022
РЕШЕНИЕ
16 августа 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
установил:
постановлением судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2022 года индивидуальный предприниматель (ИП) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 выражает несогласие с постановлением судьи, просит об его отмене и прекращении производства по делу.
ФИО1, старший УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Кувандыкский» У.В.М.., надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с основными понятиями, изложенными в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Особенности регулирования обращения с ТКО установлены ст. ст. 24.6 - 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2022 года в 17 часов 00 минут ИП ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем и собственником помещения магазина «***», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, Вокзальная №, не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу отходов IV-V класса опасности, а также осуществлял деятельность по реализации продуктов питания в отсутствие контейнерной площадки, чем нарушил положения ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении, заявлением регионального оператора от 8 апреля 2022 года; объяснениями ФИО1, ответами ООО «***» от 2 августа 2022 года; выпиской из ЕГРИП и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно сообщению ООО «***» по состоянию на 8 апреля 2022 года договор на оказание услуг по обращению с ТКО с индивидуальным предпринимателем ФИО1 по магазину «***», расположенному по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, Вокзальная №, не заключен.
На момент рассмотрения настоящей жалобы ООО «***» также сообщило об отсутствии договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и ИП ФИО1, осуществляющим коммерческую деятельность по вышеуказанному адресу.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования собранных по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Принимая обжалуемый акт, судья обоснованно пришел к выводу о том, что ИП ФИО1 имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с этим ИП ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Совершенное названным лицом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области обращения с отходами.
Доводы жалобы о том, что отходы, образующиеся в результате деятельности ИП ФИО1, не относятся к отходам IV-V класса опасности, основаны на неверном толковании норм закона и не входят в предмет доказывания по настоящему делу
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу Соглашения от 28 апреля 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области ООО «***» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Федеральным законодателем установлены определенные требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение которых влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. ИП ФИО1 является предпринимателем, деятельность которого на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для его привлечения к административной ответственности, в установленном порядке не прекращена. Следовательно, в ходе осуществления им предпринимательской деятельности происходит образование ТКО (ст. 1 Закона № 89-ФЗ, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 января 2019 года № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»).
При этом предприниматель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и любая деятельность по обращению с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) должна быть осуществлена в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона N 89-ФЗ.
Норматив накопления ТКО для жилых помещений и объектов общественного назначения, к которым относится продовольственный магазин, на территории Оренбургской области утвержден в установленном законом порядке. Каждая названная категория объекта имеет отдельный норматив накопления, является самостоятельной расчетной единицей, а потому оплата по каждой категории объекта накопления производится самостоятельно.
Таким образом, ИП ФИО1 осуществлял деятельность по обращению с отходами с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 89-ФЗ.
Ссылка на то, что в ходе деятельности ИП в магазине «***» образующиеся отходы вывозятся самостоятельно на постоянной основе, является несостоятельной, поскольку доказательств, подтверждающих заключение договора по их вывозу, заявителем не представлено.
Утверждение автора жалобы о том, что у него имеется объект, где он может размещать твердые коммунальные отходы, со ссылкой на приложенные к жалобе фотографии, не влечет удовлетворения жалобы. Вопреки доводам заявителя доказательств наличия в собственности ИП ФИО1 объекта размещения отходов, предусмотренного ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, в материалах дела не имеется. Объект по адресу: г. Кувандык, Вокзальная № отсутствует в территориальной схеме размещения отходов, а также в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МО Кувандыкского городского округа Оренбургской области, а потому оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьями районного и областного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ИП ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу постановление судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина