Дело 12-30\13
Поступило 24.05.2013 г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
09.07.2013 года г.Обь
Судья Обского городского суда <адрес> ФИО5 рассмотрев в установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях порядке жалобу гр. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в <адрес>а <адрес>, <данные изъяты> проживающего в <адрес> <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение правил использования воздушного пространства лицом, не наделенным в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.. При этом на основании ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие нарушителя.
В обоснование совершения ФИО6 данного правонарушения государственный орган указал следующее – ДД.ММ.ГГГГ в 09.00 местного времени на аэродроме Новосибирск (Толмачево) при проверке электросветотехнического оборудования искусственной взлетно-посадочной полосы с магнитным курсом посадки 16Г (ИВПП МК 161), было обнаружено повреждение 12 посадочных огней с восточной стороны от торца ИВПП МК 161, о чем в «Журнале учета состояния летного поля» была сделана соответствующая запись. В соответствии с п. 24 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ФПИВП), аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземном авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки. Порядок разработки аэронавигационной информации, требования к ее точности, перечень данных аэронавигационной информации, включая процедуры маневрирования в районе аэродрома и вертодрома, данные о зонах акробатических полетов, зонах выброски парашютистов, зонах полетов планеров и аэростатов, а также правила предоставления аэронавигационной информации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. В соответствии с п. 2. ФПИВП "аэронавигационные данные" - сведения об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов, «аэронавигационная информация» - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных, "извещение НОТАМ" - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию. Пункт 9.5 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ», утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 128, гласит, что предоставление аэронавигационной информации включает сбор, обработку, обеспечение достоверности, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации, предоставление летному экипажу воздушного судна полной и достоверной аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов, своевременное и точное предупреждение о функционировании средств связи и навигации, предоставление другой информации, имеющей важное значение для безопасности полетов, включая информацию о состоянии и прогнозе характеристик навигационного поля спутниковой навигационной системы, состоянии основных и запасных аэродромов путем издания и распространения NOTAM, передачи сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС). ДД.ММ.ГГГГ примерно в 09.50 местного времени и.о. начальника службы электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) ОАО «Аэропорт Толмачево», в соответствии с п. 2.9.2, 2.9.3 «Наставления по аэронавигационной информации в гражданской авиации», утвержденного Приказом МГА от 02.12.1985г. № (НАИ ГА-86) и п. 2.16 «Технологии взаимодействия службы эксплуатации аэродрома ОАО «Аэропорт Толмачево» со службой движения Новосибирского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» и с другими наземными службами аэродрома Новосибирск (Толмачево), обеспечивающими полеты, а также с воинскими частями, базирующимися на аэродроме, при совместном производстве полетов», в журнале «Регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме Толмачево» внесена запись «ИВПП 16/34 закрыта по технической причине» в связи с повреждением 12 (двенадцати) посадочных огней взлетно-посадочной полосы 16 с указанием периода действия изменения в аэронавигационной обстановке - с 04.00 ДД.ММ.ГГГГ до 11.00 ДД.ММ.ГГГГ г.. В соответствии с требованиями п. 2.9.5, 2.9.6 НАИ ГА-86, п. 2.16 «Технологии взаимодействия службы эксплуатации аэродрома ОАО «Аэропорт Толмачево» со службой движения Новосибирского Центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» и с другими наземными службами аэродрома Новосибирск (Толмачево), обеспечивающими полеты, а также с воинскими частями, базирующимися на аэродроме, при совместном производстве полетов», на основании записи в журнал регистрации об изменении в аэронавигационной обстановке на аэродроме, незамедлительно должна была быть сформирована заявка на издание НОТАМ о непредвиденных изменениях в аэронавигационной обстановке по аэродрому Новосибирск (Толмачево) и направлена в Федеральное Государственное унитарное предприятие «Центр аэронавигационной информации» (ФГУП «ЦАИ»). Удостоверением годности № подтверждается соответствие системы светосигнального оборудования ИВПП МК 16 требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов (НГЭА) (изд. 3, 1992 г.), ИКАО (Приложение 14, т. 1, изд. 4. 2004 г.). В удостоверении годности № в п. 8 указано, что эксплуатация светосигнального оборудования производится в соответствии с действующими правилами. В соответствии с п. 5.13.1 НГЭА система светосигнального оборудования должна обеспечивать световое обозначение взлетно-посадочной полосы (ВПП) и ее участков, подходов к ней, обозначения рулежных дорожек и их расположения, а также управления движением по аэродрому с целью обеспечения пилотов визуальной информацией при выполнении взлета, посадки и руления воздушных судов. Система светосигнального оборудования ОВИ-П, которой оборудована ИВПП МК 161, это система огней высокой интенсивности (ОВИ) и предназначена для обеспечения захода на посадку, посадки, руления и взлета воздушных судов на ВПП точного захода на посадку II категории. Пунктом 5.13.3 НГЭА предусмотрено обязательное наличие посадочных огней в системе светосигнального оборудования ОВИ-П. В соответствии с требованиями п. 5.13.14 НГЭА посадочные огни ВПП белого цвета устанавливаются по всей длине ВПП в виде двух параллельных рядов на равном расстоянии от осевой линии ВПП и не далее 3 м от края ВПП. Огни в рядах должны быть размещены с интервалами не более 60 метров. ДД.ММ.ГГГГ после повреждения 12 посадочных огней с восточной стороны от торца ИВПП МК 161, светосигнальное оборудование ИВПП МК 161 не соответствовало требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов (НГЭА) (изд. 3, 1992 г.) и эксплуатация светосигнального оборудования должна была быть прекращена до восстановления 12 посадочных огней, о чем в журнале «Регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме Толмачево» внесена запись «ИВПП 16/34 закрыта по технической причине». В своей объяснительной, начальник САНОП ОАО «Аэропорт Толмачево» ФИО1 подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 09.50 местного времени и.о. начальника службы электро-светотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) ОАО «Аэропорт Толмачево» в журнале «Регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме Толмачево» внесена запись «ИВПП 16/34 закрыта по технической причине», но непредвиденные изменения в аэронавигационной обстановке по аэродрому Новосибирск (Толмачево) для включения их в бюллетень предполетной информации и НОТАМ не были переданы в ФГУП «ЦАИ» на основании устного сообщения руководителя полетов аэродрома, без внесения оповещения об отмене изменения в журнале «Регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме Толмачево» с указанием даты, времени, службы аэропорта, подписи лица, внесшего оповещение об отмене изменения. Положением о службе аэронавигационного обеспечения полетов (САНОП) ОАО «Аэропорт Толмачево», утвержденным генеральным директором ОАО «Аэропорт Толмачево» ДД.ММ.ГГГГ г., определено, что для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных Положением, Служба аэронавигационного обеспечения полетов взаимодействует с руководителями подразделений ОАО «Аэропорт Толмачево», и по мере поступления оперативных материалов о непредвиденных изменениях в аэронавигационной обстановке по аэродрому Новосибирск (Толмачево) для включения их в бюллетень предполетной информации и НОТАМ, передает их в ФГУП «ЦАИ». В соответствии с п. 2.5 должностной инструкции начальника службы аэронавигационного обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Толмачево». утвержденной генеральным директором ОАО «Аэропорт Толмачево» ДД.ММ.ГГГГ г., начальник САНОП, ФИО1, обязан организовать своевременное предоставление достоверной информации в ФГУП «ЦАИ» о непредвиденных изменениях в аэронавигационной обстановке на аэродроме и в соответствии с п. 5.1 должностной инструкции, начальник САНОП несет ответственность за неисполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией. В соответствии с п 8.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации РФ», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 128, система светосигнального оборудования включается в дневных условиях при видимости 2000 м и менее. На основании справки о погоде № от ДД.ММ.ГГГГ г.. предоставленной начальником Зонального авиаметеорологического центра Новосибирска, по данным метеорологических наблюдений ДД.ММ.ГГГГ на аэродроме Толмачево в период с 02.00 УТЦ (всемирное скоординированное время) до 03.30 УТЦ (местное время = УТЦ + 7ч) видимость отмечалась менее 2000 м, и в передачах сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС) указывался рабочий курс посадки 161, который в указанное время не должен был использоваться в связи с несоответствием светосигнального оборудования ОВИ-П ИВПП МК 161 требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов, что могло существенно повлиять на безопасность полетов. Таким образом, начальником САНОП ОАО «Аэропорт Толмачево» ФИО1 были нарушены требования п. 9.5 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 128, требования п. 2.9.5, 2.9.6, 2.9.8 НАИ ГА-86. п. 24 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 138. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование воздушного пространства, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 128. в главе IX Аэронавигационное обслуживание воздушных судов определено, что аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов включает в себя организацию и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание предоставляемые на всех этапах полета воздушных судов. Служба аэронавигационного обеспечения полетов ОАО «Аэропорт Толмачево» является службой, обеспечивающей предоставление аэронавигационной информации на всех этапах полетов воздушных судов. Начальник САНОП ОАО «Аэропорт Толмачево» ФИО1 не наделен в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Нарушение начальником САНОП ОАО «Аэропорт Толмачево» ФИО1 правил использования воздушного пространства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ- нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
ФИО6 обратился в Обской городской суд <адрес> с жалобой на данное постановление, указав, что ему, как начальнику службы аэронавигационного обеспечения полетов (САНОП) ОАО «Аэропорт «Толмачево», вменено нарушение требований п. 2.9.5, 2.9.6 и 2.9.8 Наставления по аэронавигационной информации в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министра гражданской авиации СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (НАИ ГА-86). Согласно п. 2.9.5 НАИ ГА-86, контроль за соблюдением правил ведения журнала регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме возлагается на старшего штурмана аэропорта. В соответствии с п. 2.9.6. НАИ ГА-86 ответственность за своевременное уведомление Службы аэронавигационной информации управления гражданской авиации (САИ УГА) о временных изменениях в аэронавигационной обстановке аэродрома, опубликованных в извещениях Центра аэронавигационной информации (ЦАИ), а также за своевременное доведение изменений в аэронавигационной обстановке аэродрома, опубликованных в извещениях ЦАИ, до сведения заинтересованных служб аэропорта, несет старший штурман. В п. 2.9.8. НАИ ГА-86 предусмотрена обязанность доведения непредвиденных изменений, зарегистрированных в журнале, до сведения экипажей воздушных судов, вылетающих из аэропорта, непосредственно дежурным штурманом. Как видно из вышеприведенных норм, данные требования не распространяют свое действие на начальника САНОП, должность которого ФИО6 занимает. В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, изменения в аэронавигационной обстановке по аэродрому Новосибирск (Толмачево) для включения их в бюллетень предполетной информации и НОТАМ не были переданы в ФГУП «ЦАИ» только на основании устного сообщения руководителя полетов аэродрома, без внесения оповещения об отмене изменения в «Журнале регистрации изменений в аэронавигационной обстановке на аэродроме Толмачево». При этом административный орган не ссылается на нормы, которые определяют порядок отмены НОТАМ, в том числе не указывает нормы, запрещающие отмену НОТАМ на основании устного распоряжения руководителя полетов. Информация для издания извещения НОТАМ не была передана дежурным штурманом на основании распоряжения руководителя полетов ФИО2 (Новосибирский центр ОВД филиала «ЗапСибаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). Кроме того. как указал ФИО6, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено без его участия. Телеграмму о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения дела об административном правонарушении, на которую ссылается УГАН НОТБ СФО Ространснадзора, он не получал. Почтовое извещение о поступлении телеграммы ему также не вручалось. Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностной инструкцией начальника службы аэронавигационного обеспечения полетов предусмотрена обязанность по организации своевременного представления достоверной информации во ФГУП «Центр аэронавигационной информации» о планируемых и непредвиденных изменениях в аэронавигационной обстановке аэродрома (п. 2.5). Таким образом, обязанность по передаче информации для издания извещения НОТАМ в его должностные обязанности не входит. Более того, положения НАИ ГА-86 не содержат обязанностей руководителя службы аэронавигационного обеспечения полетов. На основании вышеизложенного, ФИО6 просил суд постановление УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
В ходе рассмотрения жалобы в суде ФИО6 доводы таковой подтвердил при аналогичной аргументации. Его представитель дополнительно указал, что диспозиция ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ не распространяется на действия наземных служб, поскольку они участниками воздушного движения, как такового, не являются. Кроме того, в КоАП РФ в современной редакции отсутствует норма права, по которой к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица аэродромных служб, в связи с чем в опубликованном проекте изменений в КоАП РФ ст. 11.4 КоАП РФ дополнена частью, в соответствии с которой работники аэропортов и других наземных служб за несвоевременное извещение об изменении аэронавигационной обстановки подлежат такой ответственности, если такое действие (бездействие) повлекло за собой нарушение безопасности полетов.
Свидетель ФИО7 суду пояснил, что является заместителем начальника службы ЭСТОП аэропорта «Толмачево», в указанный день в 9-30 минут он пришел к дежурному штурману ФИО8 и сделал запись в журнале о неисправности 12 посадочных огней на ВВП 16 для формирования проекта НОТАМ.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что являлся дежурным штурманом. Действительно, ФИО10 внес в журнал соответствующую запись, но по указанию руководителя полетов ФИО11 он проект НОТАМ не составил, а в последующем передал новый проект о неисправности ВВП только в темное время суток или при видимости менее 2000 м.. С ФИО6 данный вопрос он не согласовывал.
Выслушав нарушителя, представителей госоргана, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости жалобу ФИО6 удовлетворить по следующим основаниям.
Ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
Исходя из диспозиции данной нормы права, ответственность установлена за неправильное использование воздушного пространства.
Определение «использования воздушного пространства» дано в ст. 11 ВК РФ и п. 2 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ФАП). Согласно этим нормам, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Как указано выше, ФИО6 признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом в сфере аэропортовой деятельности, не обеспечил предоставление достоверной информации в ФГУП «ЦАИ» о непредвиденных изменениях в аэронавигационной обстановке на аэродроме «Толмачево».
Вместе с тем, не передача информации, по смыслу закона, к использованию собственно воздушного пространства, в контексте ст. 11 ВК РФ, отнесена быть не может.
Следовательно, вмененные ФИО6 действия не образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, в связи с чем постановление УГАН НОТБ Ространснадзора подлежит отмене на основании ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Учитывая то, что КоАП РФ в современной редакции не одержит нормы, предусматривающую ответственность за такие действия, административное производство в отношении ФИО6 подлежит прекращению.
Заслуживают внимание и доводы заявителя о том, что в его должностные обязанности не входит передача таких сведений, поскольку он только организует общий порядок передачи такой информации, так как, исходя из показаний свидетеля ФИО12, он не передал проект НОТАМ не по распоряжению ФИО6, а по указанию руководителя полетов, нарушив действующую инструкцию.
В соответствии со ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1, на основании ст. 24.5 КоАП РФ ОТМЕНИТЬ связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Административное производство в отношении ФИО3 по обстоятельствам, изложенным в постановлении Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья ПОДПИСЬ ФИО4