ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/16 от 24.06.2016 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №12-30/16

Р Е Ш Е Н И Е

24 июня 2016 года

город Туапсе

Судья Туапсинского районного суда Краснодарского края Котков С.А., при секретаре С, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности главы Муниципального образования <адрес> на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности главы Муниципального образования Туапсинский район ФИО1 обратился в Туапсинский районный суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, которым он признан виновным в совершении указанного административного правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа. В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление незаконно, не содержит доказательств вины привлекаемого лица, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явился, обеспечил участие своего представителя ФИО2, который доводы жалобы поддержал и пояснил, что оспариваемое постановление должностного лица не содержит доказательств виновности и подлежит отмене, производство по делу прекращению в виду отсутствия состава правонарушения. В полномочия главы муниципального образования не входят вмененные действия, которые надлежит выполнять главам сельских и городских поселений.

Государственная инспекция <адрес> по пожарному надзору МЧС России представила возражение по существу доводов жалобы.

Выслушав пояснение представителя заявителя, приняв во внимание мнение административного органа, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Положением ст.2 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ во взаимосвязи с положениями утвержденной приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Порядок разработки органами местного самоуправления нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, установлен вышеупомянутым приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, наряду с иными категориями лиц, несут руководители органов местного самоуправления.

В рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, предусматривающие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу ст.15 Конституции РФ, ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ данные Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления.

Таким образом, из содержания вышеуказанных правовых норм следует неотъемлемая обязанность главы муниципального образования <адрес>, равно как и исполняющего обязанности главы лица по исполнению законов и иных нормативных правовых актов, в том числе по разработке нормативных документов по пожарной безопасности в соответствии с предъявляемым к таковым требованиям.

Согласно положениям утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС РФ разрабатывает и утверждает (устанавливает), наряду с иными документами: положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, а также инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» определяющая порядок подготовки и проведения в органах местного самоуправления, наряду с иными органами власти и организациями, комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Несоблюдение положений указанной инструкции в своей деятельности главой муниципального образования, противоречит требованию вышеуказанных законов, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ "О пожарной безопасности". Разработанный и принятый план основных мероприятий муниципального образования <адрес> в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016 год должен соответствовать предъявляемым требованиям в части предусмотренных законами и нормативно-правовыми актами мероприятий.

Согласно п.п.7, 21 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.п. 1, 5, 20 вышеуказанной статьи Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с вышеперечисленными нормами глава муниципального района не лишен правовой и финансовой возможности на разрешение возложенных на него законом полномочий в области пожарной безопасности. Исполнение данных обязанностей возложено на него вышеуказанными законами и нормативно-правовыми актами.

Из материалов дела усматривается, что отраженные в обжалуемом постановлении нарушения выявлены при осуществлении проверочной деятельности комиссией Южного регионального центра МЧС России органов местного самоуправления по вопросу готовности <адрес> к пожароопасному сезону 2016 года.

В части выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положением ст.28.7 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.6 ст.28.7 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору в отношении исполняющего главы администрации муниципального образования <адрес> было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно отдельным положениям ст.23.34 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, при этом от имени указанного органа по данному правонарушению дело вправе рассмотреть главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители.

Таким образом, дело по вышеуказанному правонарушению рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом, обжалуемое постановление вынесено в установленном порядке и срок.

Представленные доказательства указывают на наличие в действиях виновного лица нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии организации выполнения и не обеспечении реализации комплекса предусмотренного вышеуказанными нормами законов и нормативных актов полномочий администрации муниципального образования <адрес>.

Изложенные в жалобе доводы относительно отсутствия необходимости выполнения администрацией противопожарных мероприятий в отношении государственных лесов в силу отнесения таковых к государственной собственности не подлежат удовлетворению, так как обжалуемым постановлением данного рода мероприятия именно в лесах и на территории таковых не вменены к выполнению, приведена лишь необходимость организации посадочных площадок на иных территориях для использования их летающими средствами, применяемыми в работе по охране и защите лесов.

Доводы жалобы о необоснованности вменения в вину исполняющему обязанности главы муниципального образования <адрес> неготовность администрации Вельяминовского сельского поселения к переводу на энергопитание от резервного источника, не оборудование ими генератора, не перереработка паспорта безопасности поселения, суд находит состоятельными. Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, исключение вышеуказанных положений не повлечет отсутствие в действиях исполняющего обязанности главы муниципального района состава инкриминируемого правонарушения, в виду невыполнения им в нарушение требований закона иных перечисленных в оспариваемом постановлении и приведенных выше требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что должностным лицом, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно сделан вывод о наличии в действиях исполняющего главы района состава инкриминируемого административного правонарушения и правомерно в соответствии с требованиями закона назначено наказание. Совершенное деяние образует объективную сторону состава вышеуказанного административного правонарушения.

Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении исполняющего обязанности главы Муниципального образования <адрес>, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туапсинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья: