ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/19 от 01.04.2019 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-30/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Чайковского городского суда Пермского края ФИО1,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2,

представителей Западно-Уральского управления ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки по режиму государственного постоянного надзора в отношении <РГВ> в <адрес> выявлены нарушения начальником производственно-технической службы <РГВ> ФИО2 обязательных требований в сфере гидротехнических сооружений:

водовыпуск на плотине имеет локальное разрушение в левой стенке основания в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 2.1.1, 3.1.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229;

металлические площадки лестничных проходов при спуске в сухую потерну в секции в районе гидроагрегата не защищены от коррозии в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пункта 2.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229.

В жалобе ФИО2 просит указанное постановление отменить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указывая, что <РГВ> проводятся необходимые мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений <РГВ>. Выявленные в ходе проверки нарушения не привели к снижению безопасности гидротехнических сооружений.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением энергетического и строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждена Декларация безопасности гидротехнических сооружений <РГВ> на срок 5 лет. При преддекларационном обследовании факторов, препятствующих безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений <РГВ>, не выявлено.

Локальное разрушение в левой стенке основания водовыпуска дренажной системы земляной плотины не влияет на исправное состояние водовыпуска, так как не препятствует непрерывному отводу профильтровавшейся воды через сооружения, не является нарушением пункта 2.1.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

В перечне контролируемых показателей состояния гидротехнических сооружений для основных сооружений объектов энергетики, изложенном в приложении № 1 к Методическим рекомендациям по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора, утверждённым приказом Ростехнадзора от 24 января 2013 года № 25, понятие «локальное разрушение водовыпуска» отсутствует, соответственно, не является критерием для оценки безопасности гидротехнических сооружений.

На объекте осуществляется комплекс мероприятий по мониторингу технического состояния гидротехнических сооружений, включающий в себя регулярные инструментальные и визуальные наблюдения за показателями состояния гидротехнических сооружений. Наличие локального разрушения бетонной конструкции водовыпуска зафиксировано при проведении послепаводкового осмотра, дефект включён в акт послепаводкового осмотра гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ремонтных работ ДД.ММ.ГГГГ, к указанному сроку ремонтные работы выполнены.

Антикоррозийная обработка лестничных маршей при спуске в сухую потерну в секции в районе гидроагрегата проводилась в <...> году, при этом согласно СО 34.04.181-2003 «Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики» от 1 января 2004 года периодичность проведения антикоррозийной обработки в нормальных условиях составляет 8 лет. Работы по антикоррозийной защите металлических лестничных конструкций учтены в программе ремонта на <...> год, предусмотрены меры по защите от коррозии и установлен периодический контроль. Пункт 2.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации не содержит требования и оценочные критерии к состоянию антикоррозийной защиты.

При вынесении постановления не установлены ни вина привлекаемого к ответственности лица, ни причины допущенных нарушений.

Согласно перечню типовых нарушений обязательных требований, размещённому на официальном сайте государственного органа, нарушения, изложенные в оспариваемом постановлении, не предусматривают ответственность по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.

Представители Западно-Уральского управления ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан, помимо прочего, обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе, нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённые приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, в соответствии с пунктом 1.1.1 распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии: системы отвода поверхностных и подземных вод со всей территории, от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы и др.); глушители шума выхлопных трубопроводов, а также другие устройства и сооружения, предназначенные для локализации источников шума и снижения его уровня до нормы; сети водопровода, канализации, дренажа, теплофикации, транспортные, газообразного и жидкого топлива, гидрозолоудаления и их сооружения; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения; железнодорожные пути и переезды, автомобильные дороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам и градирням, мосты, пешеходные дороги, переходы и др.; противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения; базисные и рабочие реперы и марки; контрольные скважины для наблюдения за режимом подземных вод; комплексы инженерно-технических средств охраны (ограждения, контрольно-пропускные пункты, посты, служебные помещения); системы молниезащиты и заземления. Кроме того, должно систематически проводиться озеленение и благоустройство территории.

В соответствии с пунктом 2.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации металлические конструкции зданий и сооружений должны быть защищены от коррозии; должен быть установлен контроль за эффективностью антикоррозионной защиты.

В соответствии с пунктом 3.1.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации дренажные системы для отвода профильтровавшейся воды должны быть в исправном состоянии; они должны быть снабжены водомерными устройствами. Вода из дренажных систем должна отводиться от сооружений непрерывно. При обнаружении выноса грунта фильтрующейся водой должны быть приняты меры к его прекращению.

Порядок осуществления постоянного государственного надзора установлен Положением о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что <РГВ> является собственником объектов комплекса <РГВ>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Положению «О <РГВ>» одним из обособленных подразделений юридического лица является <РГВ>.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.1.2.1, 3.1.4.1, 3.1.5.1 Положения о производственно-технической службе <РГВ>, утверждённого приказом <РГВ> от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами Подразделения в рамках выполнения функциональных обязанностей являются, помимо прочего, обеспечение технического состояния производственных активов Филиала (за исключением систем технологического управления), соответствующего их надёжной работе и эксплуатации: проведение анализа технического состояния производственных активов Филиала, разработка вариантов технических воздействий на производственные активы Филиала; обеспечение реализации ремонтных воздействий на производственные активы Филиала в соответствии с техническими требованиями и требованиями нормативно-технической документации: проведение технической экспертизы конкурсных предложений, техническое курирование договоров на проведение технических воздействий на производственные активы Филиала; соблюдение промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда в процессе своей работы. Соблюдение мероприятий по управлению промышленной, пожарной, экологической безопасностью и мероприятий по охране труда по требованию специализированного структурного подразделения Филиала.

Согласно приказу (распоряжению) о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является начальником производственно-технической службы <РГВ>.

В соответствии с пунктами 7.2, 7.2.1.11 Положения о производственно-технической службе <РГВ> начальник Подразделения, а в период его временного отсутствия заместитель начальника Подразделения или иной работник Подразделения, исполняющий обязанности начальника Подразделения, несут персональную ответственность, в том числе, за несоблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, техники безопасности, требований охраны труда и пожарной безопасности, правил технической эксплуатации оборудования и иных нормативных актов.

На основании графика проведения мероприятий по контролю за гидротехническими сооружениями <РГВ>, утверждённым приказом руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, должностными лицами Западно-Уральского управления Ростехнадзора проведена проверка в рамках постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях в отношении <РГВ> в части соблюдения юридическим лицом обязательных требований в сфере гидротехнических сооружений, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения:

водовыпуск на плотине имеет локальное разрушение в левой стенке основания в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пунктов 2.1.1, 3.1.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229;

металлические площадки лестничных проходов при спуске в сухую потерну в пятой секции в районе гидроагрегата 10 не защищены от коррозии в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пункта 2.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – начальника производственно-технической службы <РГВ> ФИО2 к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, должностным лицом установлены верно, подтверждены собранными по делу доказательствами.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при изложенных в обжалуемом постановлении обстоятельствах установлена совокупностью доказательств, имеющихся в деле, в том числе:

копией приказа о назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор от ДД.ММ.ГГГГ;

графиком проведения мероприятий по контролю за гидротехническими сооружениями <РГВ>, утверждённым приказом руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ;

актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей;

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

копией Положения о производственно-технической службе <РГВ>, утвержденного приказом <РГВ> от ДД.ММ.ГГГГ;

копией приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ;

правоустанавливающими документами на объекты комплекса <РГВ>.

Имеющиеся по делу доказательства добыты с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют друг другу и фактическим обстоятельствам дела, являются достаточными для вывода о виновности должностного лица ФИО2 в совершении административного правонарушения.

Проверка в рамках постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях в отношении <РГВ> проведена ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Западно-Уральского управления Ростехнадзора законно, в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 455.

Довод жалобы о том, что наличие локального разрушения в левой стенке основания водовыпуска дренажной системы земляной плотины не влияет на исправное состояние водовыпуска и не влияет на безопасность гидротехнических сооружений, не состоятелен.

В соответствии с требованиями пункта 2.1.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации системы отвода поверхностных и подземных вод должны содержаться в исправном состоянии. Наличие разрушений в основании водовыпуска, являющегося системой водоотвода, с учётом особенности эксплуатируемого объекта недопустимо и несёт в себе угрозу снижения безопасности гидротехнических сооружений.

Обнаружение ДД.ММ.ГГГГ собственником гидротехнического сооружения и устранение ДД.ММ.ГГГГ разрушения в стенке основания водовыпуска не может являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку административное наказание является мерой ответственности за совершенное правонарушение, устранение нарушений может учитываться для вида и размера административного наказания.

Вопреки доводам жалобы, пункт 2.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации предусматривает, что собственник гидротехнических сооружений обязан контролировать эффективность антикоррозионной защиты металлических конструкций зданий и сооружений, а также принимать меры для защиты указанных объектов от коррозии.

Исследованными материалами дела установлено, что собственником гидротехнического сооружения нарушена обязанность по соблюдению защиты лестничных маршей при спуске в сухую потерну в секции в районе гидроагрегата от коррозии.

При этом довод жалобы об отсутствии в пункте 2.2.11 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации требований оценочных критериев состояния антикоррозийной защиты не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку в ходе проведения постоянного государственного надзора достоверно установлено и зафиксировано в акте проверки наличие коррозии лестничных маршей при спуске в сухую потерну в секции в районе гидроагрегата , соответственно, собственником гидротехнического сооружения допущено нарушение данной нормы, так как им не были приняты своевременные меры по обнаружению коррозии металлических конструкций гидротехнических сооружений и по их антикоррозийной защите.

Включение работ по антикоррозийной обработке лестничных проходов в программу ремонтов на <...> год и устранение ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений не является безусловным основанием для освобождения от административной ответственности.

Ссылка в жалобе на Декларацию безопасности гидротехнических сооружений <РГВ>, утвержденной Управлением энергетического и строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ, а также на отсутствие факторов, препятствующих безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений <РГВ>, при преддекларационном обследовании, не опровергает установленные по делу обстоятельства и не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, вопрос о вине ФИО2 в совершении вменяемого правонарушения исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении, и выразилось в ненадлежащем исполнении должностным лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений <РГВ>, должностных обязанностей.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению правил безопасности гидротехнических сооружений <РГВ>, принятия ФИО2 исчерпывающих мер для соблюдения требований правил безопасности гидротехнических сооружений. При этом после окончания ДД.ММ.ГГГГ проведения проверки в рамках постоянного государственного надзора на гидротехнических сооружениях в отношении <РГВ> и вынесения предписания , выявленные нарушения правил безопасности гидротехнических сооружений были устранены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, должностное лицо дало им верную правовую оценку, действия ФИО2, являющегося в силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, верно квалифицированы по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление является законным и обоснованным.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного деяния.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий, а также устранение допущенных нарушений не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей назначено ФИО2 с соблюдением требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении вида и меры административного наказания должностным лицом учтены конкретные обстоятельства допущенного правонарушения, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности ФИО2, в том числе отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Оснований для признания назначенного ФИО2 наказания несправедливым в силу его чрезмерной суровости, для смягчения назначенного наказания, применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе с учетом устранения до вынесения постановления одного из выявленных в ходе проверки нарушений, не усматривается.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья – подпись.