Дело № 12-30/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
«8» августа 2019 года г. Никольск
Судья Никольского районного суда Пензенской области Бондарь М.В.
с участием представителя АО «Ночкинское ХПП» ФИО1,
при секретаре, Мартыновой Е.В.,
рассмотрев жалобу на постановление № 357/1 от 21.06.2019 года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пензенской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении АО «Ночкинское Хлебоприемное Предприятие», зарегистрированное по адресу: <...> ранее не привлекавшегося к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
21.06.2019 года постановлением государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Пензенской области АО «Ночкинское ХПП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
В жалобе генеральный директор АО «Ночкинское ХПП» ФИО2 просил вышеуказанное постановление отменить, освободить предприятие от административной ответственности и ограничиться предупреждением, поскольку :
-АО «Ночкинское ХПП» является субъектом малого предпринимательства. Численность работников в настоящее время составляет 6 человек.
- Нарушение трудового законодательства совершено впервые
- Допущенное правонарушение не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же имущественного ущерба.
- Предприятие предпринимало необходимые действия по устранению данного нарушения, а в период проведения проверки полностью устранило его.
Представитель АО «Ночкинское ХПП» ФИО1, в судебном заседании доводы жалобы поддержала. По существу дела пояснила, что последняя аттестация рабочих мест на предприятии производилась в 2010 году. Предприятие должно было провести оценку рабочих мест в 2016 году, но в связи с отсутствием прибыли, предприятие смогло заключить договор с организацией на проведение оценки рабочих мест в декабре 2018 года. Поскольку организация – исполнитель поставила исполнение их договора в свой график на весну 2019 года, предприятие в апреле 2019 года перечислило организации –исполнителю деньги по договору от 29.12.2018 года в сумме 9000 рублей, по 1500 рублей за каждое рабочее место. 4 июня 2019 года организация –исполнитель представила предприятию отчет о проведении специальной оценки условий труда. Просила с учетом оснований, указанных в жалобе, удовлетворить ее, и заменить административный штраф на предупреждение.
Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился. Письменным заявлением заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО3 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В письменном возражении на жалобу от 19.07.2019 года, указал, что оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 года. Оценка проведена с нарушением сроков, что лишает работников, работающих на данных рабочих местах, права на достоверную информацию об условиях труда и риске повреждения здоровья. Считает, что допущенное правонарушение посягало на охраняемые законом права и интересы работника, а так же имело место причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Просил постановление № 357/1/1208 от 21.06.2019 года о назначении административного наказания АО «Ночкинское ХПП» по ч.2 ст 5.27.1 КоАП РФ в размере 70000 рублей оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Ночкинское ХПП», без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы, выслушав представителя АО «Ночкинское ХПП» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.5.27.1.КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, или ее не проведение, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 5 до 10 тысяч рублей ; на юридических лиц от 60 до 80 тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно абз.11 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии сч.2 ст.4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 25.12.2013 года, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях установленных ч.1 ст. 17 настоящего закона.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона « О специальной оценке условий труда» № 426 –ФЗ от 25.12.2013 года специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно ч.6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426 –ФЗ от 25.12.2013 года, в отношении рабочих мест работников профессий и должностей, специальности которых не включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховых пенсий по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами не предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и ( или) опасными условиями труда : рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки труда, не были установлены вредные и ( или) опасные условия труда, специальная оценка условий труда может производиться поэтапно.
Из служебной записки госинспектора труда в Пензенской области ФИО5 от 18.04.2019 года, видно, что в ходе мониторинга сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета было обнаружено отсутствие сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, в связи с чем, необходимо организовать внеплановую документарную проверку в отношении АО «Ночкинское ХПП».
По распоряжению (приказу) органа государственного контроля в Пензенской области ( ГИТ) от 17 мая 2019 года за № 58/12-4306-19-И/357, проведена внеплановая проверка АО «Никольское ХПП» в период с 20.05.2019 года по 17.06.2019 год.
Проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 25.12.2013 года, на рабочих сетах АО «Ночкинкое ХПП» специальная оценка условий труда проведена с нарушением сроков, а именно, позднее 31.12.2018 года. Правонарушение совершено в период с 01.01.2019 по 03.06.2019 год, выявлено 17.06.2019 года. Место совершения – <...>. Событие подтверждается Актом проверки № 357 от 17.06.2019 года.
Из акта проверки ГИТ № 357 от 17.06.2019 года видно, что установлено нарушение требований аб.11ч.2ст.212 ТК РФ, ч.2 ст.4, ч.4 ст.8 и ч.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 года « О специальной оценке условий труда», которое лишает работников, работающих на данных рабочих местах, прав на достоверную информацию об условиях труда и риске повреждения здоровья.
В протоколе ГИТ об административном нарушении № 357/1 от 20.06.2019 года, указано, что АО «Ночкинское ХПП» заключен договор на проведение специальной оценки условий труда № 0410/6 от 29.12.18 г.с ФИО10. Согласно представленным результатам специальной оценки условий труда, на местах генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, мастера, начальника ПТЛ, техника-монтера, специальная оценка условий труда проведена 04.06.2019 года ( дата утверждения отчета СОУТ), с нарушением сроков, а именно, позднее 31.12.2018 года.
По данному факту, 21.06.2019 года, государственным инспектором труда по охране труда ФИО6 вынесено Постановление №357/1/1208 об административном правонарушении, которым АО «Ночкинское ХПП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
При рассмотрении данного дела должностное лицо правильно установило все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Проверяя доводы жалобы, суд установил, что приказом генерального директора ОАО «Ночкинское ХПП» № 13 от 30.11.2018 года постановлено в период с 30 ноября 2018 года по 28 декабря 2018 года провести специальную оценку условий труда ; сформировать и утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных мест ; привлечь организацию, проводящую специальную оценку условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
29 декабря 2018 года АО «Ночкинское ХПП» заключило с ФИО9 договор № 0410/6. В соответствии с п.1.1.3 данного договора, организация –исполнитель обязалось оформить отчет о проведении специальной поверки условий труда после оплаты, путем перечисления денежных средств на расчетный счет «исполнителя», в размере 100% общей стоимости оказываемых услуг, до начала их исполнения, в размере 9000 рублей.
Платежным поручением № 103 от 11.04.2019 года ОАО «Ночкинское ХПП» перечислило на расчетный счет ФИО8 сумму в размере 9000 рублей, за проведение специальной оценки условий труда
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда от 04.06.2019 года :
Количество рабочих мест подлежащих декларированию – 6 человек.
Количество рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда -6.
Количество рабочих мест с вредными, и опасными условиями труда -0.
Рабочие места, на которых вредные факторы не идентифицированы отсутствуют.
Рабочие места, на которых вредные факторы не выявлены по результатам СОУТ : генеральный директор -1 человек, главный бухгалтер-1 человек, главный инженер -1 человек, начальник ПТЛ -1 человек, мастер -1 человек, техник –монтер – 1 человек.
Рабочие места, не подлежащие декларированию (требуется оценка в следующий цикл проведения СОУТ) отсутствуют.
Из исследованных в судебном заседании бухгалтерских отчетов в АО «Ночкинское ХПП», за период с 2016 по 2019 год, видно, что в 2016 и 2017 году прибыль на предприятии отсутствует, в 2018 году прибыль составила 10000 рублей.
В судебном заседании было установлено, что в связи с отсутствием прибыли, предприятие АО «Ночкинское ХПП» не смогло выполнить требования закона и провести специальную оценку условий труда в установленные сроки, но предприняло все необходимые меры для выполнения данного требования. В связи с чем, в декабре 2018 года, предприятие заключило договор с ФИО7 (организацией - исполнителем), о проведении специальной оценки условий труда, оплатив услуги исполнителя в апреле 2019 года, в соответствии с графиком выполнения работ организации –исполнителя.
На основании служебной записки инспектора ГИТ от 18.04.2019 года, о выявлении нарушения, 17 мая 2019 года заместителем руководителя ГИП в Пензенской области было вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки предприятия в период с 20 мая по 17 июня 2019 года.
4.06.2019 года были исполнены обязательства организации –исполнителя и утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда АО «Никольское ХПП».
21 июня 2019 года постановлением инспектора ГИТ, АО «Ночкинское ХПП» было привлечено к административной ответственности.
Исследованные доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что, указанное нарушение было обнаружено инспектором ГИТ после того, как предприятие добровольно предприняло меры для его устранения, т.е. заключило договор и оплатило услуги.
Так же, в судебном заседании установлено, что указанное правонарушение допущено АО «Ночкинское ХПП» впервые. Имущественный ущерб никому не причинен. Вред и угроза его возникновения для субъектов общества отсутствует.
В силу ч.2 и ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с п.7 Разъяснения Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 16.01.2019 года « по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей» указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда. Суть данного механизма контроля заключается с направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения. И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрении правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами ст. 5.27.1 КоАП РФ.
К санкциям ч.2 ст 5.27.1 КоАП РФ относятся предупреждение и административный штраф.
Учитывая, что предупреждение применяется при совокупности положений :
- проступок совершен впервые,
-отсутствует вред или угроза его возникновения для субъектов общества, окружающей среды, животного мира,
-отсутствует имущественный ущерб,
суд находит довод жалобы о необходимости замены административного штрафа предупреждением, обоснованным, т.к. имеются основания для замены вида наказания с административного штрафа на предупреждение, поскольку установлена совокупность указанных положений.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что действия АО «Ночкинское ХПП» квалифицированы правильно, но должностное лицо надзорного органа необоснованно не применило вышеуказанные положения норм КоАП РФ, и поэтому имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части определения наказания, в виде замены административного штрафа в сумме 70000 рублей на предупреждение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Жалобу АО «Ночкинское ХПП» на Постановление государственного инспектора труда № 357/1/1208 от 21.06.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) № 357/1/1208 от 21.06.2019 года Государственной инспекции труда в Пензенской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Ночкинское ХПП», в части наказания - изменить, заменив административный штраф в сумме 70000 рублей на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья :