ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/20 от 04.02.2020 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-30/20

РЕШЕНИЕ

г. Пенза 04 февраля 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Аргаткина Н.Н.,

с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Пензы Голубковой Е.Ю.,

с участием защитников лица, привлекаемого к административной ответственности- ФИО1- Смирновой С.Г., ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Пензы от 30 октября 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Пензы от 30 октября 2019 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе ФИО1, выражая несогласие с данным постановлением, просила его отменить, производство по делу прекратить, указав, что данное постановление является незаконным и необоснованным в связи с тем, что суд применил наказание без учета обстоятельств для данных учреждений, и того, что Управлению культуры г. Пензы практически не предоставляется возможность уменьшить объем муниципального задания, а именно, по итогам 2018 г. все названные в представлении Октябрьской прокуратуры учреждения муниципальные задания пор итогам 2018 г. выполнили в полном объеме, любая муниципальная Работа (услуга) рассчитывается согласно нормативных затрат и состоит из: ОТ1- затраты на оплату труда, М3- затраты на приобретение материальных запасов, КУ- затраты на коммунальные услуги, УС- затраты на приобретение услуг связи и т.д. Стоимость одного спектакля в МАУ «ТЮЗ» - 6 378 812, 17 руб., уменьшение составило 107 000 руб., таким образом, не возможно рассчитать размер сумма уменьшения отдельно взятой затраты исходя из данных пропорций двух сумм: необходимой для выполнения муниципального здания и сниженной. Таким образом, по МБУ «Зоренька» объем оказанной муниципальной услуги составляет 1 единица, т.е. учреждение создает 1 концерт. Практически меньше 1 единицы показателя нет, в связи с этим данный показатель уже уменьшить не возможно на практике.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменных дополнениях на жалобу указала, что для выполнения муниципального задания устанавливается первоначальная сумма субсидий, которая рассчитывается согласно базового значения нормативных затрат на выполнение работ (далее - Значения), утвержденных начальником Управления культуры города Пензы от 27.12.2017 г. № 141 «О внесении изменений в приказ Управления культуры города Пензы от 28.07.2016 № 61 «Об утверждении значений базовых нормативных затрат на оказание муниципальных с и значений нормативных затрат на выполнение работ муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы». Наименование муниципальной работы Муниципального бюджетного учреждения «Пензенский театр юного зрителя» «Создание спектаклей (показатель объема - количество спектаклей)». Согласно выданного муниципального задания количество спектаклей - 5 спектаклей. МБУ «ТЮЗ» утвержден первоначальный объем субсидий на 2018 год в сумме 20 986 500 руб. Дополнительным соглашением № 1 от 25.09.2018 г. о предоставлении субсидий из бюджета города Пензы МБУ на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказания муниципальных услуг внесены изменения в части суммы предоставления субсидий, объем субсидий уменьшен на сумму 107 900 руб. и составил 20 860 600 руб., что составляет в % отношение 0.015% от суммы стоимости одного спектакля. Значения состоят из 2 разделов: «Нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением работ, руб. » и «Значения нормативные затраты на общехозяйственные нужды, руб.». В свою очередь первый раздел состоит из трех показателей «ОТ1», «МЗ», «ИНЗ», и относится к прямым расходам Учреждения, второй раздел состоит из 10 показателей «КУ», «СНИ», «СОЦЦИ», «УС», «ТУ», «ОТ2», «ПНЗ» и относится к косвенным расходам Учреждения.Т.е при уменьшении объема выполняемой муниципальной услуги (работ) соответственно главный распорядитель средств может снизить только расходы относящиеся к косвенным расходам, а именно, нормативным затратам ОТ2, это согласно подпункта к) вышеназванного постановления, затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, включая административно-управленческий персонал; у учреждения она составила 1 749 219,80 руб. Снизить, объем муниципального задания на сумму 107 000 руб. при нормативной стоимости затрат одной единицы объема равной одному спектаклю на сумму 4 340 435,62 руб. не предоставляется возможным. Данная ситуация предусматривается и пунктом 8 вышеназванного Положения, согласно которого «в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, рассчитанного в соответствии с Положением, до уровня финансового обеспечения выполнения муниципального задания, применяются (при необходимости) коэффициенты выравнивания, определяемые указанным главным распорядителем средств бюджета города Пензы». Управление культуры города Пензы, являясь главным распорядителем для МБУ «ТЮЗ» приказом от 07.05.2018 г. № 51/1 «О внесении изменений в приказ Управления культуры города Пензы от 27.12.2017 № 140 «Об утверждении значений корректирующих коэффициентов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» внесло изменения в значения корректирующих коэффициентов, утвердив корректирующим коэффициентом значение «0,642» против значения «0,793», утвержденного приказом Управления культуры города Пензы от 27.12.2017 № 140 «Об утверждении значений корректирующих коэффициентов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)».Снижение корректирующего коэффициента было применено к нормативным затратам ОТ2 (затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, включая административно-управленческий персонал), т.е. к сумме которая составила 1749219,80 руб. Вместе с тем, выплаты предусмотренных размеров сумм оплаты труда работникам произведены из иных источников доходов. Муниципальное бюджетное учреждение «Хореографический ансамбль «Зоренька» согласно муниципальному заданию № 2D133-1 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденному 15.01.2018 года. В разделе 3.2. «Показатели, характеризующие объем работ» в графе «Показатель, характеризующий содержание работы (по справочникам)» -«Концерт танцевально-хореографического коллектива», в графе «Показатель объема работы» - наименование «единица», и значении показателя объема работы на 2018 год (очередной финансовый год) - «1». МБУ «Хореографический ансамбль «Зоренька» выделен первоначальный объем субсидий - на сумму 12 328 800 руб., после уменьшения объема муниципальной услуги дополнительным соглашением № 1 от 18.04.2018 года объем субсидий составил 12 135 600 руб. Уменьшение объема субсидий произошло на сумму 193 200 руб. Таким образом, снизить объем муниципального задания не предоставляется возможным, так как он составляет одну единицу, то есть учреждение создает 1 концерт. Практически меньше 1 единицы показателя нет, в связи с этим данный показатель уже уменьшить не возможно на практике. В связи с этим, для данного учреждения нет других вариантов, кроме применения снижения корректирующего коэффициента к нормативным затратам ОТ1 - затраты на оплату труда, в том числе начисление на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги. На основании изложенного, должностное лицо считает, что им были приняты все исчерпывающие меры. Кроме этого, не согласна с выводом суда по поводу применения малозначительности рассматриваемого правонарушения, который сделан со ссылкой на п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». понятие малозначительности остается в КоАП РФ абсолютно оценочной категорией на что, указывал в своих актах Верховный суд Российской Федерации.

В судебном заседании защитники ФИО1- Смирнова С.Г., Егоршина Ю.И. жалобу поддержали, сославшись на изложенные в жалобе и дополнениях к жалобе доводы, просили постановление мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Пензы от 30 октября 2019 года отменить, производство по делу прекратить по малозначительности.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Пензы Голубкова Е.Ю., действующая на основании доверенности в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив представленные материалы, заслушав участвующих в деле лиц, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со 15.15. 15 КоАП РФ Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в период с 26 июля по 05 августа 2019 года прокуратурой Октябрьского района г. Пензы на основании решения № 193 от 26.07.2019 года проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в Управлении культуры г. Пензы. В ходе проверки установлено, что соглашением № 11 от 09.01.2018 года о предоставлении субсидии из бюджета города Пензы муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, установлена сумма субсидий: для МБУ ДО «Детская школа искусств Весна г. Пензы» в следующем размере: по коду БК в сумме 6509200 рублей, по коду БК в сумме 11168500 рублей, по коду БК в сумме 1075600 рублей. Общий размер субсидии составил 18753300 рублей. В соответствии с дополнительным соглашением от 18.04.2018 года №2 к Соглашению о предоставлении субсидии из бюджета города Пензы муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг внесены изменения в части суммы предоставления субсидий для МБУ ДО ДШИ «Весна» в следующем размере: по коду БК в сумме 6180400 рублей, по коду БК в сумме 11496100 рублей, по коду БК в сумме 1200 рублей, по коду БК в сумме 1027600 рублей, по коду БК 611 в сумме 22000 рублей. Общий размер субсидии в соответствии с дополнительным соглашением составил - 18727300 рублей.

В соответствии с муниципальным заданием №2D124 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным 09.01.2018 года начальником Управления культуры г. Пензы ФИО1, объем муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» определен 88 833,0 человеко-часа; по муниципальной услуге «Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства» по показателю фортепиано составил - 4202,0 человеко-часа, по показателю народные инструменты - 880,0 человека-часа, по показателю струнные инструменты - 264,0 человека-часа. Первоначальный объем муниципального задания (по состоянию на 01.01.2018 и на 31.12.2018) не изменялся.

Аналогичные нарушения выявлены при предоставлении субсидий иным учреждениям культуры, а именно: МБУ «Центр культуры и досуга» (первоначальный объем субсидий - 72681600 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №1 от 18.04.2018 года объем составил -71229600 руб.); МБУ «Центр хореографического искусства» (первоначальный объем субсидий - 25242800 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №1 от 18.04.201 года данный объем составил 24813100 руб.); МБУ Хореографический ансамбль «Зоренька» (первоначальный объем субсидий - 12328800 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №1 от 18.04.2018 года объем составил -12135600 руб.); МБУ «Центральная библиотечная система города Пензы» (первоначальный объем субсидий - 63815500 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №3 от 18.04.201 года объем составил -63111600 руб.); МБУ «Пензенский театр юного зрителя» (первоначальный объем субсидий - 20968500 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №1 от 25.09.201 года объем составил - 20860600 руб.); МАУ ДО «Детская музыкальная школа №4 г. Пензы» (первоначальный объем субсидий - 18161900 руб., после уменьшения дополнительным соглашением № 4 от 18.04.2018 года объем составил - 18107670 руб.); МАУ ДО « Детская музыкальная школа №5 г. Пензы» (первоначальный объем субсидий -13660800 руб., после уменьшения дополнительным соглашением №4 от 18.04.2018 года объем составил - 13638600 руб.).

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств местного бюджета. Постановлением главы администрации г. Пензы № 901 от 13.07.2005 года начальником Управления культуры города Пензы с 13.07.2005 года назначена ФИО1

В соответствии с пунктом 2 Постановления Администрации г. Пензы от 20.12.2011 N 1539, которым утвержден Порядок предоставления из бюджета города Пензы субсидий муниципальным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы, на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание муниципального имущества, муниципальное задание формируется Управлением культуры города Пензы, в порядке, утвержденном постановлением администрации города Пензы.

Постановлением Администрации г. Пензы от 14.12.2015 N 2147 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее - Порядок формирования муниципального задания).

Пунктом 2 Порядка формирования муниципального задания установлено, что муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального учреждения города Пензы, с учетом предложений муниципального учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году.

В соответствии с п. 34 Порядка формирования муниципального задания уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Аналогичное требование предусмотрено в ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Однако, данное требование Управлением культуры г. Пензы соблюдено не было.

Вина ФИО1 во вменяемом административном правонарушении, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Формулировка статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного (административного) усмотрения. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-О, из содержания ст. 2.9 следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют определенные границы усмотрения как для случаев необоснованного отказа в использовании института малозначительности, так и для предотвращения его расширенного применения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к правонарушениям, которые не могут быть признаны малозначительными.

Правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет формальный состав, то есть считается совершенным с момента нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Формальный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

В связи с тем, что при формальном составе административного правонарушения невозможно определить конкретный материальный размер причиненного вреда, при разрешении вопроса о малозначительности правонарушения, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства, представляют ли действия/бездействие правонарушителя существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В качестве критериев малозначительности совершенного правонарушения необходимо также учитывать вину в форме небрежности, причины и условия совершения правонарушения, степень влияния противоправных действий или бездействия лица на общественные отношения, составляющие объект посягательства.

Малозначительность деяния в правонарушениях с формальным составом может быть связана также со степенью интенсивности деяния, которая в данной случае является низкой.

Принимая во внимание вышеизложенное, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В данном случае устное замечание, как мера порицания за совершение правонарушения с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, является достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Пензы от 30 октября 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.15 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 2.9,30.4-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Пензы от 30 октября 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.15 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья Аргаткина Н.Н.