ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/20 от 12.11.2020 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Дело № 12-30/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 ноября 2020 года город Западная Двина

Федеральный судья Западнодвинского межрайонного суда Тверской области Ковалёва М.Л., рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу главы администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шуньковой М.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 15 Тверской области от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 Тверской области от 20 октября 2020 года глава администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шунькова М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере трёх тысяч рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо – глава администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шунькова М.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что мировым судьёй в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исследованы материалы дела и доводы возражений лица, привлекаемого к административной ответственности. Требования ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» исполняются с даты создания сайта администрации Западнодвинского района Тверской области, на котором имеются вкладки поселения с размещением административных регламентов предоставления муниципальных услуг. В 2018 году создан отдельный сайт администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области, на котором размещена вся информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе, административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

С 2017 года по настоящее время проводится работа по размещению в Реестре государственных и муниципальных услуг оказываемых администрацией поселения муниципальных услуг. Однако, при заполнении данной системы возникает ряд проблем, связанных с обновлением программы, скоростью интернета и отключением электроснабжения, длительностью (до шести месяцев) согласования регламентов и их последующим размещением. При этом действующим законодательством не установлена ответственность за несвоевременное размещение в информационной системе реестра государственных услуг административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, глава администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шунькова М.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Помощник прокурора Западнодвинского района Тверской области Измайлов О.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил отказать в её удовлетворении и оставить постановление мирового судьи без изменения.

С учетом мнения помощника прокурора, на основании ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассматривалась в отсутствие должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, главы администрации Староторопского сельского поселения Шуньковой М.Н.

Выслушав помощника прокурора Измайлова О.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Часть 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Согласно п. 2.1 ст. 7 Закона общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Вместе с тем, обязанность органов местного самоуправления по размещению в сети «Интернет» определённой информации возложена не только указанным Федеральным Законом, но и иными правовыми актами.

При этом диспозиция ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прямо указывает на данное обстоятельство.

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" является одним из нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Названные отношения регулируются также Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которому под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать определенные разделы, в том числе устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (статьи 2, 12).

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ст. 11 Закона).

Согласно ч. 6 указанной статьи реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

В соответствии со ст. 20 Закона ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.

В силу п. 6 статьи 2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 21 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Требования к содержанию информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, установлены ст. 13 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Перечень информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 1187-р (ред. от 24.03.2018)

В соответствии с ч. 8 ст. 14 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Статьей 13 Федерального закона установлены требования к объему размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу подп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ размещению в сети "Интернет" в числе прочей подлежат административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Правила ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", "Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", "Требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с Положением о государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции), а также реестра иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации.

Федеральный реестр состоит из реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления.

В ходе проведенного прокуратурой Западнодвинского района Тверской области мониторинга Федерального портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru установлено размещение сведений об одной муниципальной услуге, предоставляемой администрацией Староторопского сельского поселения – осуществление муниципального жилищного контроля. Сведения об иных муниципальных услугах (выдача справок, постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, продление действующих договоров, изменений условий действующих договоров, присвоение почтовых адресов объектам недвижимого имущества, проведение проверок при осуществлении муниципального контроля; предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников; выдача разрешения на проведение земляных работ; предоставление информации об объектах культурного наследия; заключение с гражданами договоров социального найма; предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта; согласование проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ)) на федеральном портале государственных и муниципальных услуг не размещены, что не оспаривается по существу подателем жалобы.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий в числе прочего обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Являясь лицом, ответственным за обеспечение осуществления Староторопским сельским поселением своих полномочий по решению вопросов местного значения, глава администрации Шунькова М.Н. в нарушение требований подп. "г", п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" по состоянию на 14 августа 2020 года не организовала размещение в сети "Интернет" – на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) сведений о муниципальных услугах.

Своим бездействием глава администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шунькова М.Н. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность вывода мирового судьи о событии административного правонарушения и вине должностного лица в его совершении подтверждается приведенными в судебном постановлении доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 16 сентября 2020 года; рапортом помощника прокурора Западнодвинского района Тверской области Измайлова О.В. от 14 августа 2020 года; скриншотом сайта реестра государственных и муниципальных услуг и другими доказательствами.

Указанные доказательства вопреки доводам жалобы оценены мировым судьёй в совокупности, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в соответствии с правилами ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нормы материального права применены и истолкованы правильно, существенных нарушений процессуальных требований не допущено.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный гл. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден.

Судебное постановление вынесено на основании установленных обстоятельств и отвечают требованиям ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у должностного лица – главы Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области возможности для исполнения обязанности по размещению информации о предоставлении муниципальных услуг и принятия необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к положениям 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя, в том числе обусловленные техническими трудностями по размещению сведений о муниципальных услугах, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу должностного лица по делу не усматривается.

При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено главе администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шуньковой М.Н. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения главы администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 15 Тверской области от 20 октября 2020 года, которым глава администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шунькова М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере трёх тысяч рублей оставить без изменения, жалобу главы администрации Староторопского сельского поселения Западнодвинского района Тверской области Шуньковой М.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжалованы в Тверской областной суд в соответствии с требованиями статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья М.Л. Ковалёва

Дело № 12-30/2020