№12-30/2020
РЕШЕНИЕ
Астраханская область г.Харабали 14 июля 2020г.
Судья Харабалинского районного суда Астраханской области Лесникова М.А., при секретаре судебного заседания Нурпейсовой С.М., с участием представителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Алексеевой С.Б., рассмотрев в помещении суда по адресу: Астраханская область, г. Харабали, ул. Б. Хмельницкого, д.19, в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «Харабалинский район» на постановление мирового судьи судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области от 27 мая 2020г. о привлечении администрации муниципального образования «Харабалинский район» к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области от 27 мая 2020г. администрация муниципального образования «Харабалинский район» привлечена к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» по доверенности Угрюмов Н.А. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи, прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указывает, что администрации муниципального образования «Харабалинский район» вменяется несоблюдение норм и правил в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, невыполнение мероприятий по охране земель, допущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожение земель и почв, а также иного негативного воздействия на земли и почвы, что составляет объективную сторону правонарушения. Полагает, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» не правомочна выполнять обязанности в отношении земельного участка, поскольку не является собственником или иным землепользователем и землевладельцем указанного земельного участка, на которого законом возложены обязанности по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Такие обязанности возложены законом на государство в лице Астраханской области. Полномочия Астраханской области администрации муниципального образования «Харабалинский район», равно как и соответствующее финансирование, не передавались, а Закон Астраханской области по данному вопросу не издавался. Считает, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» юридически была не правомочна выполнять действия, которые от неё требовались согласно выданному предписанию, иное бы повлекло нарушение закона. В полномочия Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия не входит государственный контроль за соблюдением законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В этом случае выдача предписания выходит за пределы предоставленных должностным лицам административного органа полномочий. Отмечает, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» не является собственником обнаруженных отходов, не складировала и иным образом не размещала, не накапливала указанные отходы и мусор на территории земельного участка, т.е. не является причинителем вреда.
В судебное заседание представитель администрации муниципального образования «Харабалинский район» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, заблаговременно.
Прихожу к выводу о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителя администрации муниципального образования «Харабалинский район».
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Алексеева С.Б. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить без изменения постановление мирового судьи от 27 мая 2020г.
Выслушав представителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом (пункт 2).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Закона №89-ФЗ).
Пункт 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (ст. 11 Закона №131-ФЗ).
Установлено, что Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия 2 августа 2019г. администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации №08/4-09-670/2019, которым предписано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресным ориентирам: Астраханская область, Харабалинский район, в 2,5 км на северо-восток от с.Селитренное, в 2 км на восток от автодороги Астрахань-Волгоград, земельный участок с кадастровым номером №, земельный участок с географическими координатами: №№, площадью 20,68 га, необходимо устранить выявленное нарушение земельного законодательства, провести обязательные мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов и строительного мусора, привести нарушенные земельные участки сельскохозяйственного назначения в состояние пригодное к использованию по целевому назначению, выполнить рекультивацию данных земельных участков в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в срок до 2 марта 2020г.
Предписание №08/4-09-670/2019 от 2 августа 2019г. получено представителем администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области У. 2 августа 2019г.
С целью проверки исполнения вышеуказанного предписания, на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия №ВП-040 от 2 марта 2020г., в отношении администрации муниципального образования «Харабалинский район» проведена внеплановая выездная проверка.
18 марта 2020г. должностным лицом установлено неисполнение предписания №08/4-09-670/2019 от 2 августа 2019г., о чём составлен акт проверки №ВП-040.
18 марта 2020г. в отношении администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области был составлен протокол об административном правонарушении №08/4-09-29/2020 по ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения юридическим лицом - администрацией муниципального образования «Харабалинский район» административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, об устранении нарушений земельного законодательства, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении №08/4-09- 29/2020 от 18 марта 2020г., предписанием об устранении выявленных нарушений №08/4-09-670/2019 от 2 августа 2019г., актом проверки №ВП-040 от 18 марта 2020г., фотографиями к акту проверки №ВП-040 от 18 марта 2020г., распоряжением Россельхознадзора Управления по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия №ВП-040 от 2 марта 2020г., предписанием об устранении выявленных нарушений №08/4-09-29/2020 от 18 марта 2020г. и другими материалами дела.
Предписание об устранении выявленных нарушений № 08/4-09-670/2019 от 2 августа 2019г. вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам проведённой проверки, сведений о признании предписания незаконным не имеется. В установленный срок предписание не исполнено.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации муниципального образования «Харабалинский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы представителя администрации муниципального образования «Харабалинский район» об отсутствии полномочий по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, отклоняю.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твёрдыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001).
Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
В п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов, каковым является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, как определено в примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Харабалинского района Астраханской области, собственник отходов в данном случае не установлен, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является администрация муниципального образования «Харабалинский район», то последняя в силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 является собственником отходов.
Таким образом, на администрацию муниципального образования «Харабалинский район» возложены обязанности, предусмотренные ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных мировым судьёй доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения мирового судьи или опровергали бы выводы постановления суда.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Прихожу к выводу, что имеются основания для изменения состоявшего по делу судебного постановления в части назначенного администрации муниципального образования «Харабалинский район» наказания.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014г. №4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП Российской Федерации, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Из представленных администрацией муниципального образования «Харабалинский район» письменных обращений в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Правительство Астраханской области следует, что администрацией принимались меры к решению вопроса ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Харабалинского района Астраханской области (л.д. 42-43, 52-55). В том числе, администрацией муниципального образования «Харабалинский район» указывалось на отсутствие достаточных финансовых средств, необходимых для выполнения предписания.
Из показаний свидетеля Р., заведующего сектором по вопросам санитарии и экологии администрации муниципального образования «Харабалинский район» установлено, что несанкционированные свалки на территории Харабалинского района Астраханской области были образованы более 20 лет назад. Администрация неоднократно обращалась по данному вопросу в органы государственной власти субъекта Астраханской области. Для ликвидации несанкционированных свалок требуются значительные финансовые затраты, в связи с чем был разработан Национальный проект «Чистая страна», в который вошла только одна несанкционированная свалка, расположенная на территории Харабалинского района. Возможность ликвидации несанкционированных свалок - это их перемещение на новое место, которое в настоящее время определено в Наримановском районе Астраханской области. Приём отходов на полигон в Наримановском районе будет возможен в 2021 году.
С учётом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, имущественного и финансового положения администрации муниципального образования «Харабалинский район», конкретных обстоятельств дела, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области от 27 мая 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, в отношении администрации муниципального образования «Харабалинский район» подлежит изменению путём снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 50000 руб.
Руководствуясь ст. 4.1, 30.1 - 30.8 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области от 27 мая 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации, в отношении администрации муниципального образования «Харабалинский район» изменить: назначенное администрации муниципального образования «Харабалинский район» административное наказание снизить со 100 000 (ста тысяч) рублей до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей. В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу администрации муниципального образования «Харабалинский район» оставить без удовлетворения.
Решение отпечатано судьёй в совещательной комнате.
Судья М.А. Лесникова