ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/20 от 21.12.2020 Орджоникидзевского районного суда (Республика Хакасия)

Дело №12-30/2020

УИД19RS0008-01-2020-000448-54

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Копьево 21 декабря 2020 г.

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Строковой С.А.,

при секретаре Титаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО4 на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по РХ ФИО1 от ../../.. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по РХ ФИО1 от ../../.. Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия признана виновной в совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, в связи с неисполнением обязательства обеспечить ФИО3 по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенным жилым помещением на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма, по делу №.. от ../../..

Не согласившись с указанным постановлением об административном правонарушении, глава Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия и представитель Орджоникидзевский районного отделения УФССП России по РХ при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Глава Администрации Орджоникидзевского района просил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ прекратить по малозначительности, начальник Орджоникидзевского районного отделения УФССП России по РХ просила в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

../../.. судебным приставом-исполнителем Орджоникидзевского районного отдела судебных приставов на основании исполнительного листа, выданного Орджоникидзевским районным судом Республики Хакасия №.. от ../../.., возбуждено исполнительное производство №..-ИП, предмет исполнения - обязать Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия предоставить ФИО3 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма.

В соответствии со ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрена ст. 17.15 КоАП РФ.

../../.. заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Орджоникидзевского районного отделения судебных приставов ФИО2 вынесено требование об обязанности Администрации Орджоникидзевского района предоставить ФИО3 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма.

Требование вынесено в рамках действующего исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа по делу №.. от ../../.., выданного Орджоникидзевским районным судом Республики Хакасия.

Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия не исполнила требование заместителя начальника отделения ФИО2, полученное ../../.. главой района ФИО4

Как следует из протокола об административном правонарушении №.. от ../../.., в установленный требованием срок, а именно до ../../.. Администрация Орджоникидзевского района не исполнила требование заместителя начальника отделения ФИО2, полученное ../../.., обеспечить ФИО3 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенным жилым помещением на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

При этом как установлено должностным лицом, Администрация Орджоникидзевского района надлежащим образом не подтвердила, что нарушение установленных сроков исполнения требования от ../../.., вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими не преодолимыми препятствиями, находящимися вне её контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положениями ст. 6 и 7 вышеуказанного Закона установлено, что Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. №118-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей сотрудником органов принудительного исполнения, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Из постановления по делу об административном правонарушении от ../../.. следует, что Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в установленный срок, после взыскания исполнительного сбора, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Исходя из материалов дела, вина должника - Администрации Орджоникидзевского района подтверждается исполнительным листом по делу №.. от ../../.., выданного Орджоникидзевским районным судом, постановлением о возбуждении исполнительного производства №..-ИП от ../../.., возбужденного на основании исполнительного документа по делу №.. от ../../.., требованием заместителя начальника отделения от ../../.., актом об обнаружении правонарушения от ../../...

Отсутствие финансирования не является основанием для неисполнения решения суда.

При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана верная юридическая оценка.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия правомерно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем в суд Администрацией Орджоникидзевского района представлены документы, подтверждающие уважительную причину неисполнение решения Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия.

Как следует из представленных документов, причиной неисполнения требований предоставить жилое помещение ФИО3 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным для договоров социального найма, явилось отсутствие дополнительного финансирования в бюджет муниципального образования Орджоникидзевского района на исполнение данных полномочий.

Управлением образования Администрации Орджоникидзевского района в адрес Администрации Орджоникидзевского района (исх. №.. от ../../..) направлена заявка на финансирование расходов, предусмотренных на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, на сумму ... рублей

Администрация Орджоникидзевского района на данное письмо предоставила Управлению образования Администрации Орджоникидзевского района информацию (исх. №.. от ../../..) о том, что в настоящее время идет формирование районного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов, в связи с недостаточностью собственных доходных источников на исполнение судебных решений, в Министерство финансов Республики Хакасия направлен запрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий органом местного самоуправления и выполнение соответствующих уставных задач муниципальными учреждениями Орджоникидзевского района.

Министерство финансов Республики Хакасия по вопросу предоставления из республиканского бюджета ... рублей (на судебные решения) на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставило информацию (исх. №.. от ../../..) о том, что в бюджете Республики Хакасия на 2015 год предусмотрены иные межбюджетные трансферты на компенсацию расходов муниципальных образований, возникающих в результате исполнения судебных актов в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в сумме .... рублей, в том числе муниципальному образованию Орджоникидзевский район .... рублей.

../../.. (исх. №..) Администрация Орджоникидзевского района просила Министерство образования Республики Хакасия при формировании бюджета Республики Хакасия оказать содействие в выделении дополнительных бюджетных ассигнований. Также была уточнена сумма, необходимая для предоставления жилья по неисполненным решениям Орджоникидзевского районного суда за 2012-2015 годы для детей-сирот, в размере ... рублей (исх. №.. от ../../..).

../../.. (исх. №..) в Министерство образования и науки Республики Хакасия Администрация Орджоникидзевского ... направила информацию о сложившейся неблагоприятной ситуации в отношении обеспечения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями с просьбой о дополнительном финансировании средств для исполнения решений суда и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Ответов не поступило.

../../.. (исх. №..) на имя Главы Республики Хакасия Администрацией Орджоникидзевского района было направлено письмо с информацией о недостаточности средств, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Орджоникидзевский район в 2020 году в виде субвенции на исполнение переданных полномочий, а так же о сложившейся ситуации по приобретению жилых помещений для детей сирот в 2020 году, с изложением ситуации о том, что субвенции, выделяемые муниципальному образованию Орджоникидзевский район в 2020 году на исполнение вышеуказанных полномочий недостаточно для полного обеспечения детей - сирот жилыми помещениями. В 2020 году за счет средств выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Орджоникидзевский район возможно приобретение только 10 жилых помещений для детей - сирот, тогда как у Администрации Орджоникидзевского района остаются неисполненными 66 решений суда об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии с таблицей 13 к Закону Республики Хакасия от 20.12.2019 г. №106- ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год Орджоникидзевскому району выделено ... рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - ... рублей, за счет средств республиканского бюджета - ... рублей.

В течение 2020 года Администрацией Орджоникидзевского района запланировано приобрести не менее 10 жилых помещений, для предоставления лицам из числа детей-сирот. По состоянию на ../../.. приобретены в муниципальную собственность 9 жилых помещений, 9 лиц из числа детей-сирот обеспечены жилыми помещениями. 1 муниципальный контракт в настоящее время находится на регистрации прав собственности в Росреестре Республики Хакасия. В срок до ../../.. будет обеспечено жильем ещё одно лицо из числа детей-сирот. Кроме того, за счет экономии средств будет приобретено еще одно жилое помещение.

На учете в Администрации Орджоникидзевского района состоит 178 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений. Кроме того, остаются неисполненными 64 решения Орджоникидзевского районного суда о понуждении Администрации Орджоникидзевского района предоставить детям-сиротам жилые помещения, а также детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот.

Предоставление жилых помещений по судебным решениям происходит в порядке очередности. ФИО3 жилое помещение по судебному решению будет предоставлено в порядке очередности, составленной за 2020 год: Очередность предоставления жилого помещения по решению суда ФИО3 - №...

Таким образом, как следует из представленных документов, Администрацией Орджоникидзевского района, по мнению суда, предпринимаются все зависящие от нее меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения взыскателю по указанному выше исполнительному производству в срок. Нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано объективными причинами - ограниченностью бюджетного финансирования, отсутствием дополнительного финансирования, временной процедурой проведения закупок по приобретению жилых помещений по контрактной в системе, а также невозможностью предоставления жилого помещения взыскателю по договору социального найма в силу закона,

По мнению суда, представленные Администрацией Орджоникидзевского района документы, указывают на совершение действий со стороны Администрации Орджоникидзевского района на исполнение решения суда в настоящее время.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами.

При этом суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для освобождения юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие вредных последствий, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения Администрации Орджоникидзевского района от административной ответственности в силу малозначительности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

освободить Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (по исполнительному производству №..-ИП от ../../..).

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В связи с выявленными нарушениями Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия объявить устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток с момента получения или вручения копии настоящего решения через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Судья С.А. Строкова