Дело № 12-30/2014
Р Е Ш Е Н И Е
с. Визинга 18 апреля 2014 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе судьи Боброва В.Г., при секретаре Касевой Л.Н., с участием ФИО1, старшего помощника прокурора Сысольского района Питашука Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи Сысольского судебного участка Республики Коми от 20.03.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. мирового судьи Сысольского судебного участка от 20.03.2014 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13. 27 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 3000 рублей.
Согласно постановлению ФИО1 не приняла своевременных мер к размещению на официальном сайте администрации муниципального района «Сысольский» ежегодного плана проведения плановых проверок на 2014 год.
В жалобе на данное постановление ФИО1 просит его отменить производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы ФИО1 приведены следующие доводы:
- размещение плана проверок на официальном сайте муниципального района «Сысольский» (далее МР «Сысольский») не связано с реализацией ею организационно-распорядительных полномочий, она не может нести ответственность как должностное лицо;
- статья 13.27 КоАП РФ устанавливает ответственность в случаях, когда обязанность размещения соответствующей информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом. Согласно же п.3.5.3 своей должностной инструкции она актуализирует информацию на сайте, а не размещает ее;
- входящие в план мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля отнесены законом к вопросам местного значения поселений, по состоянию на 31.12.2013 не были переданы в администрацию МР «Сысольский» и поэтому не могли быть проведены. Размещение на официальном сайте плана на 2014 год в таком случае повлекло бы опубликование не соответствующей действительности информации, что противоречит ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8–ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», устанавливающей принцип достоверности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Кроме того, в сводных планах проверок прокуратуры Республики Коми и Генеральной прокуратуры РФ на 2014 год, сформированных на основе плана проверок, утвержденного администрацией МР «Сысольский», указаны иные периоды проверки в отношении одного индивидуального предпринимателя и одного юридического лица. Тем самым, органами прокуратуры были внесены изменения в планы проверок. В силу данного обстоятельства размещение плана проверок в сети «Интернет» в срок до 31.12.2013 также привело бы к опубликованию недостоверной информации;
- законом не установлен срок размещения плана проверок на официальных сайтах органов местного самоуправления;
- план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не входит в перечень информации, за неразмещение которой предусмотрена административная ответственность;
- вопреки Правилам отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, Распоряжению Правительства РФ от 10.07.2013 N 1187-р, администрацией МР «Сысольский» не утвержден перечень общедоступной информации, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных, в число которых входит план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год, не создан раздел «Открытые данные»;
- в Перечне информации о деятельности администрации МР «Сысольский», размещаемой в сети «Интернет», план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отсутствует;
- при названных обстоятельствах, учитывая, что она в соответствии с должностной инструкцией актуализирует на сайте информацию в разделе «Муниципальный контроль», ее виновность нельзя считать доказанной;
- содержание имеющегося на официальном сайте МР «Сысольский» раздела «Муниципальный контроль», актуализация которого вменена в ее обязанности, ничем не регламентировано.
Проверив доводы жалобы, суд не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Руководителем администрации МР «Сысольский» 31.10.2013 утвержден план проведения плановых проверок на 2014 год, целью которых являлось осуществление контроля за своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по охране земель, предотвращению захламления, загрязнения, за соблюдением разрешенного использования земель.
Из рапорта старшего помощника прокурора Сысольского района Питашука Д.М. от 13.02.2014 следует, что по состоянию на указанную дату план проверок на официальном сайте МР «Сысольский» размещен не был. Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.
По данному факту постановлением заместителя прокурора Сысольского района от 18.02.2014 в отношении заведующей отделом административной и кадровой работы администрации МР «Сысольский» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ.
Названной нормой предусмотрена административная ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Статья 9 данного Закона регламентирует вопросы по организации и проведению плановых проверок, предметом которых является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В частности, плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В силу ч.5 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Согласно п. «в» ч.2, п. 6 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, ежегодные планы, разработанные органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований, размещаются на их официальных сайтах в сети Интернет.
Таким образом, вышеназванными нормативными правовыми актами установлена обязанность органа местного самоуправления по размещению на своем официальном сайте утвержденного его руководителем ежегодного плана проведения плановых проверок.
По смыслу ч.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в силу прямого указания в п. 3 Перечня информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" в форме открытых данных, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2013 N 1187-р, план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год является одним из видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, неразмещение на официальном сайте органа местного самоуправления плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей влечет административную ответственность, установленную ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ, поскольку данная информация содержит сведения о его деятельности, а обязанность по ее размещению в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Ссылку заявителя на то, что Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ не установлен срок размещения плана проверок на официальных сайтах органов местного самоуправления, суд находит не имеющей определяющего значения для установления события административного правонарушения.
Из положений ст. 9 указанного Федерального закона следует, что утвержденные органом муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются в органы прокуратуры. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие планы и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
По смыслу закона размещение плана проверок на официальном сайте органа местного самоуправления не должно осуществляться позднее, чем должен быть опубликован наиболее отдаленный по времени составления сводный план проведения плановых проверок, сформированный Генеральной прокуратурой РФ.
Кроме того, в п. 3.1.5 Административного регламента осуществления земельного контроля за использованием земель поселений в муниципальном районе "Сысольский", утвержденного Постановлением администрации МР "Сысольский" от 06.07.2012 N 7/449 (в редакции постановлений от 16.05.2013 и 18.11.2013, действующей по состоянию на 31.12.2013), ежегодный план по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должен быть размещен на официальном сайте органа контроля до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. При этом, согласно п. 1.2 регламента функция контроля исполняется администрацией МР "Сысольский".
Аналогичный срок размещения плана в сети «Интернет» предусмотрен и в новом административном регламенте, утвержденном Постановлением администрации МР "Сысольский" от 26.02.2014 N 2/155.
Тем самым, отсутствие ежегодного плана проверок на официальном сайте разработавшего и утвердившего его органа местного самоуправления после 31 декабря года, предшествующего году проведения запланированных проверок, является нарушением установленных сроков его опубликования.
Суд расценивает как необоснованные доводы жалобы о том, что размещение на официальном сайте МР «Сысольский» плана проверок при отсутствии полномочий администрации МР «Сысольский» на их проведение противоречило бы принципу достоверности информации о ее деятельности.
Действительно, в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год вошли мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля, который в силу п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесен к вопросам местного значения поселения, а не муниципального района.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Совет МО МР "Сысольский", принимая в порядке реализации ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Решение от 23.12.2013 N V-29/185 "О принятии к осуществлению полномочий сельских поселений района", не включил в него осуществление в 2014 году земельного контроля за использованием земель поселений Куниб, Визиндор, Пыелдино, Визинга, на территории которых были запланированы названные выше мероприятия.
Однако, как правильно отметил в своем постановлении суд первой инстанции, закон обязывает размещать информацию о проверках в сети «Интернет» без учета возможности реального исполнения плана в будущем.
Из положений п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, следует, что в случае наступления обстоятельств, исключающих возможность проведения запланированных мероприятий, ежегодный план подлежит изменению. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет.
В рассматриваемом случае размещение плана проверок в установленный срок не могло повлиять на достоверность опубликованной информации, поскольку при необходимости достаточно было внести и опубликовать соответствующие изменения.
Возможность принятия лицом, ответственным за размещение плана на официальном сайте, произвольного решения об отсутствии оснований для опубликования ежегодного плана проведения плановых проверок законом не предусмотрена.
Отступление от указанных требований привело к нарушению прав заинтересованных лиц на своевременное ознакомление с планом проверок.
Более того, на основании Решения Совета МО МР "Сысольский" от 19.02.2014 N V-31/206 вышеназванное Решение Совета МО МР "Сысольский" от 23.12.2013 N V-29/185 "О принятии к осуществлению полномочий сельских поселений района" было дополнено положением о принятии с 01.01.2014 на 2014 год от органов местного самоуправления сельских поселений Визинга, Пыелдино, Куниб, Визиндор полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Тем самым, никаких препятствий для исполнения плана проверок на 2014 год в настоящее время не имеется и его актуальность не утрачена.
Доводы о том, что в сводных планах проверок прокуратуры Республики Коми и Генеральной прокуратуры РФ на 2014 год и в плане проверок, утвержденном администрацией МР «Сысольский», имеются частичные расхождения в периодах проверки, существенного значения не имеют. Закон, возлагая на орган местного самоуправления обязанность разместить на своем официальном сайте план проверок, утвержденный его руководителем, не связывает данную обязанность с необходимостью ожидания опубликования сводных планов органами прокуратуры и с их содержанием.
Исходя из информации, представленной администрацией МР «Сысольский» ответственным лицом за размещение указанной информации на официальном сайте МР «Сысольский» является ФИО1
В силу п. 3.5.3 должностной инструкции заведующий отделом административной и кадровой работы администрации МР «Сысольский», в должности которого состоит ФИО1, обязан актуализировать на сайте МР «Сысольский» информацию, размещенную, в том числе, в разделе «Муниципальный контроль». На нее же возложена обязанность по организации муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.3.4.2 инструкции).
Согласно Административному регламенту осуществления земельного контроля за использованием земель поселений в муниципальном районе "Сысольский" (в редакции постановлений от 16.05.2013 и 18.11.2013, действующей по состоянию на 31.12.2013) непосредственным исполнителем функции контроля является отдел по управлению имуществом (орган контроля), ответственное должностное лицо которого составляет ежегодный план по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и после его утверждения обеспечивает размещение плана на официальном сайте органа контроля (п.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5). Между тем, на ни кого конкретно из работников указанного отдела данные обязанности не возложены, в их должностные инструкции, исследованные в ходе судебного разбирательства, не включены. Отдел по управлению имуществом, как структурное подразделение администрации МР «Сысольский», своего отдельного официального сайта не имеет.
Таким образом, ФИО1 является единственным должностным лицом администрации МР «Сысольский», непосредственно наделенным полномочиями по актуализации размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления по реализации функций муниципального контроля, в том числе муниципального земельного контроля. Данные обязанности она не оспаривала, что следует из ответа администрации МР «Сысольский» на запрос суда. Более того, в судебном заседании заявитель подтвердила, что именно она всегда готовила для размещения в сети «Интернет» планы проверок, в том числе указанный выше план проверок на 2014 год.
Как пояснила суду ФИО1 в целях актуализации указанной информации на официальном сайте МР «Сысольский» она передает необходимые сведения в отдел по связям с общественностью и организационной работе.
Однако, под актуализацией данных подразумевается регулярное внесение изменений в информационные фонды, базы данных с целью поддержания их в достоверном состоянии, пополнения и обновления (Р., Л., С.
"Современный экономический словарь"). Актуализация сведений в разделе «Муниципальный контроль» предполагает обеспечение размещения на официальном сайте МР «Сысольский» достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления в порядке реализации полномочий по осуществлению муниципального контроля. Поэтому простой передачей плана проверок для публикации в сети «Интернет» другим работникам администрации МР «Сысольский» обязанность по актуализации данных не исчерпывается. Кроме того, ФИО1 не отрицает, что план проверок был передан ей для опубликования гораздо позднее, чем 31.12.2013. Данное обстоятельство исключало возможность своевременного размещения плана на сайте МР «Сысольский» и само по себе является достаточным основанием усматривать в допущенном ФИО1 бездействии нарушение установленной ее должностной инструкцией обязанности содержать информацию о деятельности органа местного самоуправления в порядке реализации полномочий по осуществлению муниципального контроля в актуальном состоянии.
В силу изложенного доводы заявителя о том, что на нее не возложена обязанность по непосредственному размещению на сайте соответствующей информации судом во внимание не принимаются.
Постановлением администрации МР "Сысольский" от 12.05.2011 N 5/247 утвержден Перечень информации о деятельности администрации МР "Сысольский", размещаемой в сети Интернет, и требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом МО МР "Сысольский". До внесения в него изменений постановлением администрации МР «Сысольский» от 12.03.2014 № 3/206 в данном Перечне план проведения плановых проверок прямо указан не был. Однако, п. 25 Перечня предусматривал необходимость размещения на официальном сайте МР «Сысольский» любой иной информации о деятельности администрации муниципального района и ее структурных подразделений, подлежащей опубликованию в сети «Интернет» в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовыми актами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами.
При таких обстоятельствах ссылку заявителя на отсутствие в указанном Перечне плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и нормативного регулирования содержания раздела «Муниципальный контроль» на официальном сайте администрации МР «Сысольский» суд находит несостоятельной. Необходимость опубликования плана проверок ФИО2 по существу не оспаривает. Как отмечено выше, именно она готовила для размещения в сети «Интернет» ежегодные планы проведения плановых проверок.
Отсутствие утвержденного перечня общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных, и раздела «Открытые данные» на сайте МР «Сысольский» не освобождало ФИО2 от обязанности обеспечить опубликование плана проведения проверок путем его размещения в разделе «Муниципальный контроль».
Законом установлена повышенная ответственность должностных лиц, поскольку их противоправное поведение способно причинить больший вред, нежели административные поступки граждан, не имеющих властных полномочий. Занимая должность заведующей отделом административной и кадровой работы администрации МР «Сысольский», требующей осуществления руководства деятельностью отдела и подчиненными работниками, исполняя функции организатора по направлениям деятельности (п.3.3 должностной инструкции) ФИО1, будучи наделенной организационно-распорядительными полномочиями, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом органа местного самоуправления. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, доводы заявителя о том, что она не может нести ответственность как должностное лицо, не основаны на законе.
Другие доводы жалобы являются несущественными.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст.13.27 КоАП РФ, в минимальном размере, и изменению не подлежит.
Поэтому, находя вину заявителя доказанной полностью, суд признает обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. мирового судьи Сысольского судебного участка от 20.03.2014 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.Г. Бобров