ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2016 от 09.02.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-30/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

09 февраля 2016 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В. (<...>),

с участием: начальника отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1,

заявителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО3№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ***, исполняющего в период ***. обязанности по должности ***, ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО3 от *** должностное лицо – ***, исполняющий в период ***. обязанности по должности ***, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратился в *** суд *** с жалобой, в обоснование которой указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. *** таможней ***. с ООО «***» заключен государственный контракт №*** на оказание услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий во 2-ом полугодии *** года. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) *** контрактным управляющим по государственному контракту «Оказание услуг по подписке и доставке печатных изданий во 2-ом полугодии *** года» назначена главный государственный таможенный инспектор организационно-аналитического отдела ФИО4 Обязанность осуществлять функции и полномочия контрактного управляющего внесены в должностной регламент главного государственного таможенного инспектора (по связям с общественностью) организационно-аналитического отдела ФИО4 (в пункт ***. раздела III. Должностные обязанности). Кроме того, п.10.1.1. Должностного регламента предусмотрена обязанность соблюдать федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. Согласно ст. 94 Закона о контрактной системе организация экспертизы и подготовка документов по ней относится к функциям контрактного управляющего. Следовательно, обязанность по размещению отчета об исполнении контракта, как составная часть исполнения и приемки контракта отнесена законодательством к функциям контрактного управляющего. Согласно приказу Минэкономразвития России от *** N 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» обязанность по размещению отчета об исполнении контракта, как составная часть исполнения и приемки контракта, отнесена к функциям контрактного управляющего. *** приемочной комиссией Мурманской таможни подписан акт приемки услуг, который утвержден начальником *** таможни. За размещение отчетов об исполнении контракта от имени заказчика в Мурманской таможне отвечают контрактные управляющие, назначаемые начальником таможни по каждому конкретному контракту, в данном случае ФИО4. Отчет об исполнении контракта от ***№*** подлежал размещению контрактным управляющим ФИО4 в единой информационной системе не позднее ***. В нарушение п. 3 Положения, отчет об исполнении данного контракта ФИО4, размещен в единой информационной системе с нарушением сроков - ***. На него, как ***, была возложена обязанность по осуществлению контроля, вместе с тем ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП не предусматривает ответственность за неосуществление контроля или его осуществление в недостаточной степени. Должностной инструкцией ***, чьи обязанности он исполнял в период ***, *** на него не были возложены прямые обязанности исполнять требования Закона о контрактной системе, т.е. размещать в единой информационной системе отчет об исполнении государственного контракта. На основании изложенного просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО3№*** от *** и прекратить производство по делу.

В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании начальник отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1 доводы жалобы полагала необоснованными, вину ФИО2 доказанной, а обжалуемое постановление просила оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Свидетель ФИО4, допрошенная в ходе судебного разбирательства пояснила, что является главным государственным таможенным инспектором по связям с общественностью *** таможни, в ее должностные обязанности входит исполнение функций контрактного управляющего. Возложение обязанностей контрактного управляющего по государственному контракту происходит решением начальника таможни и проставлением соответствующей резолюции. Какого либо отдельного акта, определяющего конкретный объем прав и обязанностей по контракту не принимается, должностная инструкция содержит отсылку к федеральному законодательству, которым она и руководствуется в своей работе. Ей было известно об обязанности разместить отчет об исполнении контракта в единой информационной системе, однако она не сделала этого.

Выслушав заявителя ФИО2, начальника отдела контроля торгов УФАС по *** области ФИО1, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно 1.4 статьи 7.30 КоАП размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч.2 настоящей статьи обеспечивает в том числе, формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона, контроль за соответствием информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

В соответствии с п.9 ст.3 Закона о контрактной системе единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в ч.3 ст.4 Закона и содержащейся в базах данных информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Единая информационная система содержит в числе прочего, реестр контрактов, заключенных заказчиками, отчеты заказчиков, предусмотренные Законом о контрактной системе

В соответствии с ч.9 ст.94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 настоящей статьи, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации (ч.11 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ).

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ***№*** (далее - Положение).

В соответствии с пп.«б» п.3 Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта

Как следует из материалов дела, по результатам проведения запроса котировок (извещение об осуществлении закупки №***) *** таможней *** с ООО «***» (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт №*** (далее - Контракт) на оказание услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий во 2-ом полугодии *** года.

После заключения Контракта *** таможней в единой информационной системе в сфере закупок в сети «Интернет» на сайте *** размещена информация о Контракте под реестровой записью №***.

Согласно пункту 1.2 Контракта срок оказания услуг по доставке Исполнителем периодических печатных изданий Заказчику по указанным им в Спецификации адресам: с *** по ***. Услуги считаются оказанными после подписания Сторонами актов выполненных работ.

Из раздела 4 Контракта «Порядок сдачи-приемки услуг» следует, что сдача результатов услуг Исполнителем и их приемки Заказчиком производится в соответствии с гражданским законодательством и оформляется Актом выполненных услуг, подписываемом сторонами; исполнитель ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Заказчику Акт выполненных услуг на каталожную стоимость периодических печатных изданий и стоимость доставки периодических печатных изданий и счет фактуру; заказчик рассматривает акт выполненных услуг на каталожную стоимость периодических печатных изданий в течение 3-х рабочих дней с момента его получения от Исполнителя и возвращает надлежаще оформленным Исполнителю.

Согласно пункту 10.1 Контракт действует с момента заключения и по ***.

Платежным поручением от ***№*** Исполнителю *** таможней произведена *** предоплата по Контракту на сумму ***

Приказом начальника *** таможни от ***№*** создана приемочная комиссия для приемки услуг по контракту от ***№***.

Оказанные за *** года услуги по контракту от ***№*** приняты приемочной комиссией *** таможни по отдельному этапу контракта, то есть за каждый месяц, о чем *** составлены *** актов приемки услуг, утвержденные заказчиком в лице начальника *** таможни.

Услуги, оказанные по контракту от ***№*** в *** года, приняты приемочной комиссией *** таможни ***, о чем составлен акт приемки услуг от ***, утвержденный заказчиком в лице начальника *** таможни, то есть по состоянию на *** услуги по Контракту были оказаны в полном объеме в соответствии с его условиями.

Таким образом, отчет об исполнении отдельного этапа контракта от ***№*** подлежал размещению в единой информационной системе не позднее ***. В установленный срок данная обязанность не была исполнена.

В нарушение ч.9 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, подпункта «б» пункта 3 Положения, отчет об исполнении контракта от ***№*** размещен в единой информационной системе только ***

Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми, а в своей совокупности подтверждают факт совершения ФИО2, как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих служебных обязанностей.

На основании приказа ФТС России от ***№*** на должность *** назначен ФИО2

В соответствии с приказом начальника *** таможни от ***№***-км «Об исполнении обязанностей» в связи с убытием в отпуск ФИО5 исполнение должностных обязанностей по должности *** возложено с *** по *** на ***ФИО2

Согласно должностной инструкции, утвержденной приказом начальника *** таможенного управления от ***№***, *** является должностным лицом *** таможни. В целях реализации функций, возложенных на таможню, *** обязан: в соответствии с п.26 организовывать и контролировать работу по размещению заказов на закупку товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных нужд; в соответствии с п.27 контролировать обеспечение технического сопровождения заключенных контрактов (договоров), выполнение сроков и условий поставки продукции, качество поставляемой продукции, качество поставляемой продукции, проверка ее соответствия государственным стандартам, договорным условиям и обязательствам; в соответствии с п.28 обеспечивать соблюдение требований законодательства, регламентирующего процедуру закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.

Следовательно, ФИО2, являясь должностным лицом *** таможни, ответственным за обеспечение соблюдения требований законодательства, регламентирующего процедуру закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, при реализации таможней полномочий в рассматриваемой сфере, был обязан организовать и проконтролировать своевременное, то есть в срок до *** размещение *** таможней в единой информационной системе отчета, содержащего информацию об исполнении отдельного этапа государственного контракта от ***№***, в части оказания по данному контракту услуг в *** года.

Доводы ФИО2 о том, что он не является субъектом совершения вменяемого правонарушения, поскольку обязанность по размещению отчета об исполнении контракта отнесена к функциям контрактного управляющего ФИО4, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, согласно которому должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяют объем прав и обязанностей заказчика, как участника закупки, а также пределы, в которых они могут быть переданы третьим лицам.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» часть своих прав и обязанностей заказчик может передать контрактному управляющему, при этом их перечень не является исчерпывающим. При таких обстоятельствах, конкретный объем полномочий, передаваемый контрактному управляющему, подлежит определению заказчиком.

Согласно резолюции начальника *** таможни на докладной записке №*** от *** контрактным управляющим по исполнению государственного контракта от ***№*** назначена главный государственный таможенный инспектор (по связям с общественностью) организационно-аналитического отдела ФИО4

Согласно п.*** Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора (по связям с общественностью) организационно-аналитического отдела ФИО4 осуществляет функций и полномочия контрактного управляющего, предусмотренные ч.4 ст.38 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании приказа начальника *** таможни №*** от *** на ФИО4 была возложена обязанность по проведению экспертизы результатов услуг по государственному контракту от ***№***. Какой либо иной локальный акт, определяющий пределы полномочий контрактного управляющего заказчиком не принимался.

Таким образом, полномочия по размещению отчета об исполнении государственного контракта в единой информационной системе не были переданы заказчиком контрактному управляющему ФИО4, поскольку эта обязанность не определена положением ч. 4 ст. 38 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» как отнесенная к функциям контрактного управляющего в силу закона, иной акт, перераспределяющий полномочия заказчика и контрактного управляющего принят не был.

Иное толкование положений ст. 38 Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из суждений заявителя об отсутствии необходимости в принятии акта определяющего объем прав и обязанностей контрактного управляющего, а осуществлении данных функций только в соответствии с нормами федерального законодательства, привело бы к возможности осуществления контрактным управляющим всего объема полномочий заказчика, предусмотренного нормативными правовыми актами и подмене данных понятий в конечном результате.

Должностной инструкцией *** на ФИО2 была возложена обязанность организовывать и контролировать работу по размещению заказов на закупку товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных нужд; обеспечивать соблюдение требований законодательства, регламентирующего процедуру закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.

На основании изложенного, именно ФИО2 является должностным лицом заказчика ответственным за размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации, подлежащей размещению, а именно отчета об исполнении контракта от ***№***.

При указанных обстоятельствах действия должностного лица — ***ФИО2, исполнявшего в период *** обязанности по должности ***, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, повлекших вынесение незаконного постановления, не установлено. Процедура привлечения должностного лица - ***ФИО2, исполнявшего в период *** обязанности по должности *** к административной ответственности соблюдена.

Постановление о назначении ФИО2 административного наказания за совершение административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление №***, вынесенное заместителем руководителя – начальником отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по *** области ФИО3 от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ в отношении ***, исполняющий в период *** обязанности по должности ***ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова