Дело № 12-30/2018
Судья Мурадова С.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
15 февраля 2018 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Управление отделочных работ - 14» ФИО2 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Управление отделочных работ - 14»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года ООО «Управление отделочных работ - 14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, генеральный директор ООО «Управление отделочных работ - 14» ФИО2 просит отменить постановление как незаконное и необоснованное, заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Общества ФИО3 жалобу поддержала, пояснив, что уведомление о заключении договора подряда с иностранным гражданином общество не направило в миграционный орган, не правильно истолковав Договор о Евразийском экономическом союзе, посчитав, что гражданин <данные изъяты>ФИО1 приравнивается к гражданину РФ, так как имеет вид на жительство. Указывает, что Общество не имеет прибыли, наложенный на Общество административный штраф в размере 400 000 руб. является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения генерального директора ООО «Управление отделочных работ - 14» ФИО2, защитника Общества ФИО3, поддержавших доводы жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ около 15 час. 30 мин. при проверке соблюдения миграционного законодательства РФ по адресу: <адрес>, установлено, что ООО «Управление отделочных работ - 14» заключило 9 января 2017 года договор подряда в гражданином Республики <данные изъяты>ФИО1, который осуществлял трудовую деятельность в качестве машиниста штукатурной станции.
В ходе проверки учетных данных АС ЦБДУИГ ППО «<данные изъяты>» федерального уровня установлено, что работодатель ООО «Управление отделочных работ - 14» уведомления о заключении с иностранным гражданином договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение трех рабочих дней с даты заключения договора и фактического допуска к трудовой деятельности отдел по вопросам миграции УВМ МВД поЧувашской Республике не направило.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», приказа Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «Управление отделочных работ - 14» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества об отсутствии обязанности уведомлять миграционный орган о заключении трудового договора с иностранным гражданином, получившим вид на жительство, подлежит отклонению, поскольку каких-либо исключений в отношении отдельных категорий иностранных граждан, освобождающих общество от исполнения названной обязанности, положения миграционного законодательства не содержат.
Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 г.), на который имеется ссылка в жалобе, устанавливает право граждан Республики <данные изъяты> осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, и исключает административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики <данные изъяты> при отсутствии у них разрешения на работу.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судья районного суда не нашел, ссылаясь на то, что ООО «Управление отделочных работ - 14» не представило сведения о том, что включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Между тем, по сведениям Федеральной налоговой службы, размещенным в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, 01 августа 2016 г. Общество было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Оснований для признания совершенного организацией правонарушения малозначительным и освобождения ООО «Управление отделочных работ - 14» от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части размера назначенного ООО «Управление отделочных работ - 14» наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от - четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
С учетом степени общественной опасности совершенного правонарушения, наличия отягчающих обстоятельств судья районного суда принял решение о назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 4000 000 рублей. Вместе с тем из материалов дела следует, что отягчающих административную ответственность, обстоятельств, не имеется.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также нарушение прав лиц, состоящих с Обществом в трудовых отношениях.
Указанные обстоятельства, наряду с характером правонарушения и установленными фактическими обстоятельствами по делу, отсутствием данных о привлечении ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, свидетельствуют о наличии оснований для применения ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снижении размера назначенного Обществу наказания до 200 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу генерального директора ООО «Управление отделочных работ - 14» ФИО2 удовлетворить частично.
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Управление отделочных работ - 14» изменить: назначенное ООО «Управление отделочных работ - 14» административное наказание снизить с 400 000 рублей до 200 000 рублей.
В остальной части указанный акт оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова