ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2018 от 19.03.2018 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-30/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Волжск 19 марта 2018 года

Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Малышева Л.Н., рассмотрев протест Марийского межрайонного природоохранного прокурора ФИО на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «КаскадНеруд», ИНН/КПП , ОГРН , адрес место нахождения: РМЭ, <адрес>Б

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Коневым Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КаскадНеруд» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился с протестом, указывая, что во Всероссийский день приема предпринимателей директор ООО «КаскадНеруд» Мустафаев Р.А. обратился в Марийскую межрайонную природоохранную прокуратуру с жалобой на вынесенное в отношении общества постановление.

Общество с ограниченной ответственностью «КаскадНеруд» () относится к субъектам малого бизнеса, является микропредприятием, внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ДД.ММ.ГГГГ за № ЮЭ .

ООО «КаскадНеруд» и его директор Мустафаев Р.А. ранее к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ не привлекались.

В ходе рассмотрения обращения Мустафаева Р.А. установлено, что ООО «КаскадНеруд» имеет лицензию на право пользования недрами Краснозаринского-2 месторождения строительных песков, расположенного в Волжском районе Республики Марий Эл, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданную Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

В соответствии с п. 10 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии , планируемая проектная производительность Краснозаринского-2 месторождения строительных песков составляет 200000 куб.м. в год. Фактические объемы добычи ООО «КаскадНеруд», согласно отчетов гр-5 по годам составили: в 2014 году 17000 куб.м., в 2015 году 109000 куб. м., в 2016 году 149000 куб.м., в 2017 году 343000 куб.м.

Таким образом, ООО «КаскадНеруд» в течение 2014 – 2016 г.г. не выбрано с месторождения Краснозаринское-2, в пределах горного отвода, 325000 куб.м. полезных ископаемых. Превышение планируемой проектной производительности в 2017 году, с учетом потерь, в пределах горного отвода, составило 143000 куб.м.

Пунктом 2 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 564, установлено, что вредом признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Превышением планируемой проектной производительности за 2017 год, с учетом ее снижения в 2014 - 2016г.г. запасы полезных ископаемых в пределах горного отвода не утрачены. Пользование недрами не носило признаков самовольности, так как осуществлялось на основании выданной лицензии на право пользования недрами, в пределах установленного горного отвода, в соответствии с проектом.

Вместе с тем, планируемая проектная производительность Краснозаринского-2 месторождения строительных песков в объеме 200000 куб.м. в год по итогам 2017 года была превышена ООО «КаскадНеруд», чем был нарушен п. 10 условий лицензии , что образует в действиях ООО «КаскадНеруд» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Действиями ООО «КаскадНеруд» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, однако ущерб данным правонарушением причинен не был.

Таким образом, административное правонарушение совершено субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), правонарушение совершено впервые, санкция ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ не предусматривает применение наказания в виде предупреждения, правонарушение не повлекло за собой причинение вреда или угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба.

Перечисленные выше обстоятельства дела, в силу требований ст. 4.1.1 КоАП РФ, являются основанием для замены административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, на предупреждение.

О замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, ходатайствовало при рассмотрении дела в письменных пояснениях директора, представленных в орган ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, при рассмотрении административного дела, должностным лицом не была дана оценка обстоятельствам, предусматривающим замену административного наказания в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, повлекло за собой незаконное применение административного наказания в виде штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором.

Марийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды в отношении ООО «КаскадНеруд» отменить, возвратить дело на новое рассмотрение должностному лицу.

В судебном заседании ст. помощник Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры Разумов А.В. протест поддержал по основаниям и доводам изложенным в протесте, дополнив, что просит оспариваемое постановление изменить в части назначения наказания и назначить наказание в виде предупреждения. При этом событие и обстоятельства совершенного правонарушения не оспариваются.

Директор ООО «КаскадНеруд» Мустафаев Р.А., представители - адвокаты Виногоров Д.В., Горина Т.В. поддержали протест прокурора. Виногоров Д.В. просил применить ст.4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание на предупреждение, как к субъекту малого и среднего предпринимательства, поскольку наличие ущерба не установлено.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Конев Д.С., Губина И.В., участвующие в деле на основании доверенности с протестом прокурора не согласились. Представитель Конев Д.С. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление надзора и контроля Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ поступила служебная записка начальника отдела недропользования и геологии о нарушении ООО «КаскадНеруд» условий пользования недрами Краснозаринского-2 месторождения строительных песков в Волжском районе РМЭ, предусмотренных лицензией на пользование недрами , зарегистрированной в Департаменте ДД.ММ.ГГГГ за сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. При этом объем добычи строительного песка ООО «КаскадНеруд» в 2017 году составил 343 тыс. куб.м. при установленном лицензией объеме 200 тыс. куб.м., превышение объема добычи строительного песка составило 143 тыс. куб.м.

Положение ст.4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа предупреждением в соответствии с его формулировкой применяется только за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В данном случае в отношении ООО «КаскадНеруд» проверка государственного экологического надзора Департаментом не проводилась. Также нарушение является значительным. Совершенное правонарушение посягает на установленный действующим законодательством Российской Федерации порядок общественных отношений в сфере природопользования. Вопрос о наличии материального ущерба, о его размере не является предметом доказывания по данному административному делу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ являются отношения в сфере пользования недрами.

Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия и (или) требования технического проекта.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

ООО «КаскадНеруд» является владельцем лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на разведку и добычу строительных песков Краснозаринского -2. Участок недр расположен в Волжском районе Республики Марий Эл. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.10 ч.5 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии , планируемая проектная производительность на участке недр Краснозаринского -2 месторождения строительных песков составляет 200000 куб.м. в год.

При этом решение о выдаче ООО «КаскадНеруд» дополнения к лицензии в части замены годового объема добычи строительных песков с 200 тыс. куб.м. на 300 тыс. куб.м. принято Департаментом экологической безопасности природопользования и защиты населения РМЭ ДД.ММ.ГГГГ за .

На основании служебной записки начальника отдела недропользования и геологии ФИО от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «КаскадНеруд» совершило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, а именно: обществом в 2017 году на месторождении Краснозаринское -2, согласно представленной статистической отчетности по форме 5-гр, добыто 343000 куб.м. строительных песков с учетом потерь, при разрешенном объеме добычи 200000 куб.м.

По данному факту Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ ДД.ММ.ГГГГ составило в отношении ООО «КаскадНеруд» протокол об административном правонарушении и ДД.ММ.ГГГГ вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

Факт совершения ООО «КаскадНеруд» вмененного административного правонарушения и его виновность в нем, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на разведку и добычу строительных песков Краснозаринского -2. Участок недр расположен в Волжском районе Республики Марий Эл. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, условиями пользования недрами, где годовой объем добычи строительных песков указан 200 тыс. куб.м., служебной запиской начальника отдела недропользования и геологии ФИО Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых РМЭ по форме -гр, где ООО «Каскад Неруд» отчиталось о добыче песка для строительных работ в 2017 году 326 тыс. куб.м. и потери при добыче 17 тыс. куб.м., а всего 343 тыс. куб.м., письменными объяснениями директора ООО «Каскад Неруд» от ДД.ММ.ГГГГ, где им не оспаривается факт совершения административного правонарушения и при назначении наказания просит применить ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

При рассмотрении протеста прокурора судья не усматривает оснований для применения к ООО «КаскадНеруд» ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ООО «КаскадНеруд» нарушение не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, в связи с чем данные доводы представителей ООО «КаскадНеруд» и прокурора не могут быть приняты судьей во внимание, как и показания свидетеля ФИО, об отсутствии ущерба при фактической добыче строительных песков в 2017 году в объеме 343 тыс. куб.м. в вышеуказанном месторождении.

Судом также проверены доводы ООО «КаскадНеруд» о том, что Указом Главы Республики Марий Эл № 262 от 27 октября 2017 года Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ реорганизован в форме преобразования его в Комитет гражданской обороны и защиты населения РМЭ, исключив из его функций полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды. При этом полномочиями в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды наделены Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ ( ранее Министерство лесного и охотничьего хозяйства РМЭ). Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

В п.8 Указа Правительству РМЭ совместно с Администрацией Главы РМЭ поручено обеспечить проведение организационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом.

Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РМЭ от 12 февраля 2018 года № 51 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ и Постановлением Правительства РМЭ от 08 февраля 2018 года № 44 утверждено Положение о Комитете гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл.

При таких обстоятельствах суд доводы ООО «КаскадНеруд» о вынесении обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не уполномоченным органом не могут быть приняты во внимание, поскольку старший государственный инспектор РМЭ в области охраны окружающей среды Конев Д.С. является должностным лицом уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении от имени органа, осуществляющего государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии со ст.23.22 КоАП РФ, поскольку в соответствии с Положением о Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.02.2010 N 40 Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Данное Положение утратило силу Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 08.02.2018 N 44.

Разрешая вопрос об административном наказании также следует отметить следующее.

Санкцией ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и на основании положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым назначить ООО «КаскадНеруд» административное наказание по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Конева Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «КаскадНеруд» привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, изменить в части административного наказания, назначить ООО «КаскадНеруд» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, протест Марийского межрайонного природоохранного прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья: Л.Н.Малышева