ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2020УИД от 14.09.2020 Молчановского районного суда (Томская область)

Дело № 12-30/2020 УИД /___/

РЕШЕНИЕ

с. Молчаново 14 сентября 2020 года

Судья Молчановского районного суда Томской области Фомич Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гапонова Е.А. на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Департамента лесного хозяйства /___/З. от /___//___/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от /___//___/, вынесенным исполняющим обязанности заместителя начальника Департамента лесного хозяйства /___/, Гапонов Е.А. привлечен к административной ответственности ст.7.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Гапонов Е.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Как указано в обжалуемом постановлении, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, возбуждено в отношении него за самовольное занятие и использование лесного участка без разрешительных документов, путем занятия и использования лесного участка без разрешительных документов, путем размещения, строительства, содержания жилого помещения, дровяника, хозяйственных построек на территории выдела /___/ квартала /___/ урочища «Совхоз /___/» /___/ участкового лесничества. Вместе с тем, временное нахождение в постройке, а также использование надворных построек не влечет административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ. Указанные в постановлении постройки (изба, дровяник, сруб) были воздвигнуты много лет назад неизвестными людьми, в данный момент используются охотниками и считаются общими. Он стал пользоваться указанными постройками с /___/, после того, как за ним был закреплен охотничий участок. При вынесении постановления должностным лицом не дана надлежащая оценка его пояснениям.

В судебном заседании Гапонов Е.А. жалобу поддержал, по основаниям указанным в жалобе, пояснил, что у него с Н. имеются личные неприязненные отношения, использует водные биологические ресурсы на основании договора Департамента охотничьего и рыбного хозяйства /___/ от /___/. Около /___/ стоит охотничий дом не капитального строительства, около дома имеются недостроенное сооружение и дровяник. Данный дом его собственностью не является, кто его содержит и ухаживает за ним, в том числе кто покрыл крышу, а также кто возвел недостроенное сооружение, кто построил данный дом, заготовил дрова, ему не известно, он иногда складывает в доме вещи, когда приезжает выполнять действия на основании договора пользования водными биоресурсами.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Судья, заслушав заявителя жалобы, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Круг должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен главой 23 КоАП РФ.

Статья 23.24.1 КоАП РФ определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст.26.2 КоАП РФ источниками доказательств по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания свидетелей, иные документы, а также показания специальных технических средств.

В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст.7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, составляют действия по самовольному занятию лесного участка, то есть действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий, а также использование лесного участка без специальных разрешений, т.е. активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию, т.е. удалению пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов, т.е. размещению на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудования стоянок для транспорта.

Основанием для привлечения Гапонова Е.А. к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ явилось то обстоятельство, что в ходе проверки /___/ на территории /___/ в выделе /___/ квартала /___/ урочища «Совхоз /___/» /___/ участкового лесничества /___/ лесничества выявлен факт самовольного занятия лесного участка или использование участка для возведения построек (строительства) и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, а именно на указанной территории расположены: жилое помещение (избушка) размером 9х6 м (географические координаты: /___/); дровяник с колотыми дровами размером 5х4 м (географические координаты: N /___/); недостроенное строение (бревенчатый сруб) размером 4х4 м (географические координаты: N /___/); хозяйственная постройка размером 6х3 м (географические координаты: N /___/), указано, что все строения используются Гапоновым Е.А.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом сделан вывод о доказанности вины Гапонова Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, на основании следующих доказательств: протокола об административном правонарушении /___/ от /___/; объяснения Гапонова Е.А. от /___/; акта по результатам выезда от /___/ с приложением фотографий; фототаблицы; заявления Н.

Так, /___/ прокурору /___/ поступило обращение директора Молчановского РООиР, в котором он просит провести прокурорскую проверку по факту незаконного строительства в водоохранной зоне Гапоновым Е.А.: дома; бани и дровяника.

Согласно акту по результатам выезда рейдовой группы от /___/ был выявлен захват земли неустановленным лицами на территории лесного фонда /___/ участкового лесничества урочище «совхоз /___/» в квартале /___/ выдел /___/, в частности, были обнаружены строения:

Хозяйственная постройка, размером 6*3 м;

Недостроенное строение размером 4*4 м;

Дровяник с колотыми дровами размером 5*4 м;

Жилое помещение размером 9*6 м. Все строения построены из круглого леса.

Как следует из объяснений Гапонова Е.А., с /___/ решением совета /___/ общества охотников и рыболовов (РООиР) за ним закрепили охотничий участок /___/, расположенный у /___/ с границами от /___/ до протоки /___/, ниже по течению левый берег /___/ с целью изъятия (добычи) пушного зверька, ему было выдано удостоверение. На участке, предоставленном ему для охоты, находился бревенчатый дом, кем он был возведен – ему не известно. Под домом нет фундамента, он является некапитальным строением. Он использует указанный охотничий домик и поддерживает его сохранность. С /___/ он занимается оформлением земельного участка у /___/ на территории /___/ для ведения сельского хозяйства.

Вместе с тем, на основании исследованных должностным лицом доказательств нельзя сделать вывод о наличии в действиях Гапонова Е.А. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ.

Доказательств того, что Гапонов Е.А. самовольно занял лесной участок в выделе /___/ квартала /___/ урочища «Совхоз /___/» /___/ участкового лесничества /___/ лесничества, в материалах административного дела не имеется.

Сам по себе факт нахождения строений в выделе /___/ квартала /___/ урочища «Совхоз /___/» Суйгинского участкового лесничества /___/ лесничества не является основанием для привлечения Гапонова Е.А. к административной ответственности по указанной статье.

Кроме того, не дана надлежащая оценка объяснениям Гапонова Е.А. о том, что данные постройки возведены давно неустановленным лицом, указанные строения, дровяник ему не принадлежат, единичное использование дома для хранения вещей, не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Иных доказательств наличия признаков состава правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, выполнение Гапоновым Е.А. объективной стороны правонарушения, в материалах дела не имеется, в судебное заседание не представлены.

С учётом вышеизложенных обстоятельств постановление и.о. заместителя начальника Департамента лесного хозяйства /___/ от /___//___/ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, вынесенное в отношении Гапонова Е.А., не может быть признано законным и подлежит отмене.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, составляет два месяца.

На момент рассмотрения в суде жалобы Гапонова Е.А. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истёк.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Гапонова Е.А. удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении и.о. заместителя начальника Департамента лесного хозяйства /___/ от /___//___/ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, вынесенное в отношении Гапонова Е.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Гапонова Е.А. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.

Судья Д.П. Фомич