Материал №12-30/2021
УИД 42RS0038-01-2021-000669-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Белово 02 августа 2021 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Луцык И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Инская» на постановление № от 30.06.2021, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Птицефабрика Инская»,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № от 30.06.2021 ООО «Птицефабрика Инская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, 14.07.2021 ООО «Птицефабрика Инская» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывает, что пункт 20 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» не применим для расчета платы в разделе «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
Во исполнение п. 21 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» Обществом при расчете платы в разделе «Расчет суммы платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками» за период 01.01.2020 -30.07.2020 применен к расчету коэффициент 100.
При обнаружении технической ошибки Обществом посредством электронного Личного кабинета природопользователя была подана уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что не противоречит законодательству. После этого была произведена доплата за негативное воздействие.
В связи с этим заявитель полагает, что государственный орган необоснованно и без достаточных на то оснований привлек ООО «Птицефабрика Инская» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ.
Также заявитель полагает, что выявленные государственным органом правонарушения не носят признаки противоправного деяния и по настоящему делу являются малозначительными.
Допущенные Обществом по мнению государственного органа вышеуказанные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не повлекли причинение общественно значимых негативных последствий, и в результате действий/бездействий Общества ни государство, ни общество не претерпели никаких лишений.
Правонарушение обществом было допущено при отсутствии направленности действий на нарушение закона, действия общества не причинили экономического ущерба интересам государства и свидетельствуют об отсутствии общественной опасности. Вред третьим лицам не причинен, неблагоприятные и вредные последствия отсутствуют.
Представители ООО «Птицефабрика Инская» ФИО1, действующая по доверенности № от 15.02.2021, ФИО2, действующая по доверенности от 06.05.2021 года, доводы жалобы поддержали.
Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в суд не явился, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителей заявителя, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Среди задач производства по делам об административных правонарушениях в ст. 24.1 КоАП РФ названо разрешение дела в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, и данных об их воздействии. К негативному воздействию на окружающую среду отнесено в силу статьи 1 данного закона воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что по результатам проведения плановой выездной проверки, проведенной в отношении юридического лица ООО «ПТФ Инская», составлен протокол от 22.06.2021 №АТЗВ-469/7 об административном правонарушении и вынесено постановление о признании юридического лица ООО «ПТФ Инская» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000рублей.
Из материалов дела следует, что юридическое лицо ООО «ПТФ Инская» допустило несоблюдение требований ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 16, ч, 1 ст. 16.1, ст. 16.2, ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 21 Постановление Правительства РФ от 03.03,2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», допущено искажение информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в разделе 1 «Расчёт суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», отражены некорректные сведения в части занижения коэффициента к ставкам платы за выбросы соответствующего загрязняющего вещества за массу выбросов загрязняющих веществ, принятого для I категории коэффициента 100, был использован коэффициент 25, что является нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 16.1, ст. 16.2, ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 21 Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ООО «ПТФ Инская» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ.
Согласно преамбуле и статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ч. 1 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно. Частью 13 данной статьи предусмотрено, что правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие, на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ.
Статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с частью 1 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
На основании статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Оо охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля и для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды.
Согласно п. 8 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода (далее - платежная база), по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, но виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности.
В соответствии с п. 21 Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего 1-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории равный 100.
Основной вид деятельности ООО «ПТФ Инская» - разведение сельскохозяйственной птицы.
Для стационарных источников ООО «ПТФ Инская», на основании приказа Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 31.07.2020 №-рд, выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) №/атмБелр на период с 31.07.2020 по 3.112.2004.
При проведении плановой выездной проверки ООО «ПТФ Инская» установлено, что Общество осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 01.11.2019 по 30.07.2020.
ООО «ПТФ Инская» поставлено на государственный учет объектов негативною воздействия на окружающую среду с присвоением I категории негативного воздействия.
Согласно данным Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в период 01.01.2020-30,07.2020, в разделе 1 «Расчёт суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» отражены некорректные сведения в части занижения коэффициента к ставкам платы за выбросы соответствующего загрязняющего вещества за массу выбросов загрязняющих веществ, принятого для I категории коэффициента 100, был использован коэффициент 25.
После выявления нарушений и после подписании акта проверки № от 07.06.2021, Обществом была подана уточняющая декларация и внесена полная плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, усматривается сокрытие, умышленное искажение экологической информации, что образует состав административного правонарушения предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ.
Суд, изучив дело об административном правонарушении № в отношении ООО «Птицефабрика Инская», оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении ООО «Птицефабрика Инская» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Действия юридического лица ООО «ПТФ Инская» верно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица ООО «ПТФ Инская» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении наказания должностным лицом органа государственного контроля были учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи, с учетом всех обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Согласно ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.
С учетом того, что Обществом была подана уточняющая декларация и внесена полная плата за негативное воздействие на окружающую среду, вредных последствий не наступило, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, суд считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным, освободить ООО «ПТФ Инская», совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием и прекратить производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Птицефабрика Инская» удовлетворить.
Освободить юридическое лицо – ООО «ПТФ Инская», юридический адрес: <...>, от административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить устное замечание, производство по делу прекратить по п.9 ч.1 ст.24.5. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд Кемеровской области-Кузбассу в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: И.А. Луцык