ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2021 от 02.09.2021 Косинского районного суда (Пермский край)

Материал № 12-30/2021 УИД 59RS0004-01-2021-001694-06

Р Е Ш Е Н И Е

02 сентября 2021 года с.Коса

Судья Косинского районного суда Пермского края Зубова Е.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Строительное управление-157» ФИО3 на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Строительное управление-157» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Строительное управление-157» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, представитель по доверенности ООО «Строительное управление-157» ФИО3 подал жалобу, в которой просит отменить постановление как незаконное и необоснованное, указывая на то, вывод о виновности не доказан, необоснован и не соответствует материалам дела, ссылка на акты осмотра лесного участка как на доказательства неправомерна, осмотр лесных участков проводился с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ. Факт исполнения лесного законодательства Обществом в части противопожарной безопасности в лесах подтверждается актами и справками. Считает, что протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества, не содержит подпись защитника ФИО3 и копия протокола ему не вручалась. Полагает, что все документы, являющиеся доказательствами в деле, должны быть заверенными печатями. Также просит признать незаконным и отменить представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В судебное заседание представитель ООО «Строительное управление-157» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав и уточнив доводы, изложенные в жалобе.

Заместитель старшего государственного лесного инспектора Пермского края ФИО4 в судебном заседании участия не принимал, направив в суд отзыв на жалобу, в котором просит оспариваемое постановление оставить без изменения.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по доверенности ФИО5 не согласен с доводами жалобы об отмене постановления, поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «СУ-157» как юридического лица, по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ стало ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотренных условиями гражданско-правового договора -р от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления работ по ремонту автомобильной дороги Юксеево-Коса в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (п. 1.3 Договора), а также ненадлежащее исполнение п. ДД.ММ.ГГГГ Договора, согласно которому Подрядчик обязан: вести с момента начала работ на Объекте и до их завершения оформленные и заверенные в установленном порядке на русском языке «Общий журнал работ», специальные журналы работ, журналы результатов лабораторного контроля. По записям, сделанным Заказчиком в «Общем журнале работ» о допущенных отклонениях, Подрядчик обязан принять меры по их устранению за свой счет (немедленно или в установленные Заказчиком сроки), после чего внести соответствующие записи в «Общий журнал работ».

В результате указанного бездействия при проведении рубки лесных насаждений в полосе отвода автомобильной дороги Юксеево-Коса не были выполнены работы по своевременной очистке от сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов в полосе отвода автомобильной дороги «Коса - Юксеево» в выделе 7 квартала 229, выделе 7 квартала 230, выделе 7 квартала 231, выделе 9 квартала 246 Чазевского участкового лесничества, что является нарушением п. 25 Раздела VI Правил пожарной безопасности в лесах, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства и вина ООО «Строительное управление-157» в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей и схемами расположения места совершения лесонарушения, актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей и схемами расположения места совершения лесонарушения, и иными материалами дела.

Осмотр лесного участка осуществлялся в рамках патрулирования подведомственных территорий сотрудниками лесничества.

Акт осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленный участковым лесничим Чазевского участкового лесничества ФИО6 совместно с мастером леса Чазевского участкового лесничества ФИО7 содержит необходимую и исчерпывающую информацию о времени, дате, месте его составления, о лицах, его составивших, а также о фактах, выявленных во время осмотра. К акту приложены схемы расположения мест совершения лесонарушения и фототаблицы с описанием времени, даты, местоположения фотосъемки с указанием географических координат определенных навигатором Garmin Etrex 20, инв. . Информация, изложенная в схемах и фототаблица, согласуется с информацией, изложенной в акте. Оснований не доверять представленному акту осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Составленная участковым лесничим Чазевского участкового лесничества ФИО6 фототаблица согласуется с содержанием акта.

Таким образом, оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в акте, а также их относимости к событию правонарушения, не имеется.

ООО «Строительное управление-157» является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Согласно пункту 1.2 Устава ООО «СУ-157» общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно договора -р от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СУ-157» как подрядчик взяло на себя обязательства на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами, в сроки, определенные Договором, выполнить работы по ремонту автомобильной дороги Юксеево-Коса км0+000-км4+267, км 4+873 – км10+810, км13+258 – км38+000 в Кочевском и Косинском районам Пермского края, а также исполнить гарантийные обязательства. Работы должны осуществляться в соответствии с Приложениями, указанными в разделе 12 Договора, требованиями действующего законодательства РФ. Требованиями, указанные в СНиП, СП, ОДМ и иных документах, указанных в Перечне нормативных документов, обязательных при выполнении работ и носящие рекомендательный характер, являются для сторон договора обязательными.

В соответствии с пунктом 5.2.4 Договора Подрядчик обязан нести административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушения правил экологической безопасности, пожарной безопасности, техники безопасности, охраны труда и обеспечения безопасного дорожного движения при проведении работ по Договору, в том числе при проведении работ, выполняемых субподрядными организациями.

В соответствии со статьями 2, 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения в области использования лесов регулирует лесное законодательство, которое состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины. Правилами санитарной безопасности в лесах. Правилами пожарной безопасности в лесах. Правилами ухода за лесами.

Согласно пункту 25 раздела VI Правил пожарной безопасности в лесах от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - ППБ в лесах) - Полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

Вывод о бездействии в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей в части осуществления работ по ремонту автомобильной дороги Юксеево-Коса в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (п.1.3 Договора), а также за ненадлежащее исполнение п.ДД.ММ.ГГГГ Договора, согласно которому оно как подрядчик обязано вести с момента начал работ на Объекте и до их завершения оформленные и заверенные в установленном порядке на русском языке «Общий журнал работ», специальные журналы работ, журналы результатов лабораторного контроля; по записям, сделанным Заказчиком в «Общем журнале работ» о допущенных отклонениях, ООО «Строительное управление-157» обязано было принять меры по их устранению за свой счет (немедленно или в установленные с Заказчиком сроки), после чего внести соответствующие записи в «Общий журнал работ», - подтверждается имеющимися в деле доказательствами - актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и актом повторного осмотра того же лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на наличие неустраненных лесонарушений.

Осмотр лесного участка осуществлялся ДД.ММ.ГГГГ в рамках патрулирования подведомственных территорий сотрудниками лесничества, что подтверждается докладной запиской участкового лесничего Чазевского участкового лесничества ФИО8 и актом осмотра.

В силу ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется соответствующими органами государственного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 12 положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства РФ об охране окружающей среды.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9-13, 14 Закона , а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Из указанных правовых норм следует, что федеральный государственный лесной надзор включает в себя не только проведение проверок в отношении юридических лиц в порядке Закона , но и иные контрольные мероприятия, в частности, патрулирование лесов (рейды, натурные осмотры), в ходе которых также могут быть выявлены нарушения лесного законодательства.

Иной подход с учетом специфики лесного законодательства влечет невозможность достижения основной его цели - эффективной охраны лесного фонда Российской Федерации.

Доводы защитника о том, что ООО «Строительное управление - 157» исполняет требования противопожарного законодательства, о чём свидетельствуют указанные им акты, следует признать несостоятельными, поскольку акты КС-2 содержат информацию о работах, выполненных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как лесонарушение было выявлено ДД.ММ.ГГГГ; акт ф. КС-3 составлен ДД.ММ.ГГГГ и относится к приёмке работ по корчевке пней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а как следует из записей в Общем журнале работ (начатом ДД.ММ.ГГГГ) - уборка порубочных остатков была осуществлена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сведения подтверждают неустранение обществом допущенных при осуществлении ремонтных работ нарушений Правил пожарной безопасности в лесах в течение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, суду представлена информация о том, что Постановлением Правительства Пермского края № 448-п от 25.06.2020 г. в период с 07.07.2020 г. до 10.09.2020 г. в лесах на территории <адрес> был установлен особый противопожарный режим в связи с установлением сухой и ветреной погоды, изменением оперативной обстановки, связанной с лесными пожарами.

Допущенное ООО «СУ-157» бездействие в силу наличия неубранных порубочных остатков в полосе отвода автомобильной дороги, пролегающей по лесной территории, создавало в этот период угрозу возникновения и распространения лесных пожаров в лесах на части территории Чазевского участкового лесничества.

Доводы защитника о том, что ООО «Строительное управление - 157» не было уведомлено о составлении протокола, не соответствуют действительности: к материалам дела приобщены реестр почтовых отправлений и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором , сформированный официальным сайтом Почты России www.pochta.ru ДД.ММ.ГГГГ, и, согласно которому, адресат получил корреспонденцию ДД.ММ.ГГГГ.

Перед составлением протокола защитнику ФИО3, действующему на основании доверенности, были доведены его права и обязанности, от него было принято заявление (ходатайство) от ДД.ММ.ГГГГ, а также, реализуя свои права защитника, он был ознакомлен с материалами дела, о чём в заявлении (ходатайстве) имеется соответствующая запись, заверенная личной подписью ФИО3. От получения протокола ФИО3 отказался, о чём в протоколе сделана соответствующая запись (акт) с заверением подписями сотрудников, присутствующих при его составлении.

Требование о дублировании записи об отказе получения копии протокола в экземпляре, направленном обществу, законодательно не предусмотрено.

Также следует признать несостоятельными доводы защитника о том, что собранные по данному делу письменные доказательства были представлены в виде незаверенных копий. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу, вправе использовать любые, добытые из официальных источников доказательства, при этом, документы, распечатанные из предоставленных подведомственными организациями скан-копий, в заверении не нуждаются.

С учетом обстоятельств дела заключение договора с субподрядчиком ИП ФИО9 на выполнение работ по рубке лесных насаждений не дает оснований полагать об отсутствии вины ООО «СУ-157» в совершении вмененного административного правонарушения. Об этом свидетельствуют и условия, предусмотренные в данном договоре (л.д.46-48), и условия, предусмотренные в п.5.2.4 Договора -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ контролирующего органа КГБУ «УАДиТ» не может быть признано основанием для освобождения ООО «Су-157» от административной ответственности.

Таким образом, совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ООО «Строительное управление - 157» правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафа, наложенная на ООО «Строительное управление - 157», определена должностным лицом с учетом всех обстоятельств дела в минимальном размере.

Оснований для отмены постановления не имеется.

Требования защитника о признании незаконным представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, придя к выводу о виновности ООО «СУ-157» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, после вынесения постановления о привлечении ООО «СУ-157» к административной ответственности, должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> вопреки доводам жалобы защитника были установлены причины и условия, способствовавшие совершению данного административного правонарушения: ненадлежащее исполнение предусмотренных подпунктом 1.2 Устава обязательств по осуществлению своей деятельности на основании действующего законодательства РФ, пункта 25 раздела VI ППБ в лесах, а также гражданско-правовых обязанностей, предусмотренных пунктами 1.1, 1.3, ДД.ММ.ГГГГ Договора, в результате чего в выделе 7 квартала 229, выделе 7 квартала 230, выделе 7 квартала 231, выделе 9 квартала 246 Чазевского участкового лесничества в полосе отвода автомобильной дороги Юксеево-Коса были оставлены порубочные остатки и вырубленная древесина у стены растущего леса.

Вследствие чего, должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> обоснованно было вынесено в адрес ООО «СУ-157» в лице руководителя ФИО10 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Оснований для отмены данного представления не имеется.

На основании изложенного, жалоба ООО «Строительное управление - 157» подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

р е ш и л:

Постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Строительное управление - 157» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования – оставить без изменения, жалобу ООО «Строительное управление - 157» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А.Зубова