ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2021 от 17.03.2021 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Тольятти 17 марта 2021 года

Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Мыльникова Н.В., рассмотрев жалобу должностного лица – генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1 на постановление № 238\806-179-Д от 15.12.2020г., вынесенное старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. должностное лицо – генеральный директор ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1 привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

На данное постановление по делу об административном правонарушении подана жалоба, в которой должностное лицо просит постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указал, что руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов другого юридического лица, не несут административную ответственность как должностные лица за исключением совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч.3 ст.14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, ч.9 ст.19.5, ст.19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ. Данный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ по которой генеральный директор управляющей организации ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», осуществляющего полномочия исполнительного органа ПАО «ТОАЗ» ФИО1, привлекается к административной ответственности не входит в число названных статей. По смысл ст.2.4 КоАП РФ ФИО1 не является должностным лицом, что исключает в его действиях наличие состава административного правонарушения, предусмотрено ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ. Также в соответствии с п.2 примечания к ст.9.1 КоАП РФ, для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Таким образом, при назначении в рамках управляющей организации ответственности лица, не выполняющего функции единоличного исполнительного органа, в должностные обязанности, именно данное лицо считается должностным лицом, подлежащим, при наличии достаточных оснований, привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. В соответствии с абз.3 ст.69 ФЗ «Об Акционерных Обществах» №208-ФЗ 26.12.1995г. и решением общего собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот» №9 от 09.04.1999г. полномочия единоличного исполнительного органа были переданы коммерческой организации (управляющей организации) ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». 28.01.2000 решением Совета Директоров ОАО «Тольяттиазот» утвержден договор передачи полномочий управляющей организацией ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». 28.01.2000г. между ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» был заключен договор №12 о передаче полномочий исполнительного органа управляющей организации. Таким образом, полномочия единоличного исполнительного органа ПАО «ТОАЗ» осуществляет юридическое лицо, управляющая организация ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». В соответствии с положением о производственном контроле, утвержденным приказом от 24.09.2019г., должностными инструкциями, приказом о лице ответственном за организацию соблюдения требований промышленной безопасности от 30.01.2020г. в ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» определены лица, к должностным обязанностям которых относятся вопросы технической политики – это заместитель генерального директора – директор по технической политике К. и промышленной безопасности – заместитель генерального директора – директор по производству Ч. Также указал на ненадлежащее извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении.

Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил отменить постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в жалобе.

Представитель межрегионального одела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору Л. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать, указала, что учитывая, что ФИО1 является генеральным директором ЗАО Корпорации «Тольяттиазот», а значит и единоличным исполнительным органом ПАО «Тольяттиазот», в связи с чем подлежит ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ.

Суд, исследовав материалы дела, об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам:

Частью 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года №116-ФЗ установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, соблюдать положения действующего законодательства в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся при соблюдении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, образуют действия по несоблюдению установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Таким образом, наступления последствий не требуется.

Из материалов дела следует, что в рамках осуществления постоянного государственного надзора в период с 15.06.2020 по 14.07.2020 проведена выездная проверка на опасных производственных объектах I класса опасности: «Площадка по производству аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. № А53-01507-0001; «Площадка производства аммиака на агрегатах АМ-76», рег. № А53-01507-0002; «Площадка по производству карбамида», рег. № А53-01507-0003; «Площадка цеха подготовки аммиака к транспортировке», рег. № А53-01507-0004; «Склад сырьевой кислоты и щелочи», рег. № А53-01507-0006; «Площадка производства карбамидо-формальдегидного концентрата», рег. № А53-01507-0022, эксплуатируемых юридическим лицом - Публичным акционерным обществом «Тольяттиазот», расположенных по адресу: РФ, 445045, <...>, выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) 14.07.2020 в 16 часов 00 минут, а именно:

Площадка производства карбамидо-формальдегидного концентрата», рег. №А53-01507-0022:

1. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасного производственного объекта «Площадка производства карбамидо-формальдегидного концентрата», рег. №А53-01507-0022, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отсутствует информация о диаметрах трубопроводов, протяженность.

2. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасного производственного объекта «Площадка производства карбамидо-формальдегидного концентрата», рег. №А53-01507-0022, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект конденсатор рег. № 52184 идентифицирован три раза.

«Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, Агрегат №1 с установкой «Монсанто»:

3. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, I класса опасности, а именно: не включен в состав Агрегата № 1 с установкой «Монсанто»: Ресивер воздуха КИП зав. № 0307, рег. № 37497, поз. G-801; Дегазатор жидких углеводородов зав. № 314А, рег. № 0043, поз. G-112; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Сепаратор III ступени компрессора технологического воздуха зав. № MV-8627, рег. № 37493 поз. № G-610; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Межступенчатый холодильник зав. № 3647А, рег. № 37501 поз. № Е-602; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Сепаратор II ступени компрессора синтез-газ зав. № MV-8611, рег. № 37498 поз. № G-605; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Напорный бак уплотнительного масла зав. № 2766, поз. № 0057, ст. № К-601/1; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Напорный бак уплотнительного масла зав. № 2765, поз. № 0055, ст. № К-601/1; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Напорный бак уплотнительного масла зав. № 2783, поз. № 0059, ст. № К-601/1; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровода насыщенного пара поз. № 03, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровода котловой воды поз. № 07, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровод подачи насыщенного пара S-15 в линию 20IISSH-15-1 поз. № 05, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода; не верно указано рабочее давление Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04, а именно: указано давление 3,5 кгс/см, а согласно паспортных характеристик, а также заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-16119-2018, рабочее давление составляет 5,0 кгс/см2; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода; не верно указано рабочее давление Трубопровода котловой воды 107-133 кгс/см рег. № 8410, а именно: указано давление 107,0 кгс/см, а согласно паспортных характеристик, а также заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-12812-2018, рабочее давление составляет 107,0-133,0 кгс/см; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровода котловой воды 107-133 кгс/см рег. № 8410, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода; не включен в состав ОПО: Трубопровод пара для технологии, поз. № 0457; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Теплообменник рег. № 540Т; не указана марка технического устройства, заводской номер Теплообменника рег. № 540Т (согласно паспорта, нименование: Теплообменник 800ТП-УКЭ-6,3-М1; зав. № 84/03).

4. Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности (отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенное в реестр в установленном порядке) на Паропровод 100 кгс/см, рег. № 8409 по истечении срока службы, указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-12301-2018, а именно: не позднее апреля 2020 года.

5. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, I класса опасности, а именно: не верно указано рабочее давление Паропровода 105,4 кгс/см рег. № 8346, а именно: указано давление 105,4 кгс/см2, а согласно паспортных характеристик, а также заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-12323-2018, рабочее давление составляет 105,0 кгс/см2; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Паропровода 105,4 кгс/см2 рег. № 8346, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода.

6.Отсутствует проектная документация на техническое перевооружение ОПО «Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, I класса опасности, а именно: изменения состава Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04: наличие участка трубопровода диаметром 159 мм, согласно заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-16119-2018. (в паспорте Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04 отсутствует информация о наличие участка трубопровода диаметром 159 мм; протяженность Трубопровода не соответствует протяженности, указанной в ЭПБ).

7. Отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение ОПО «Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, I класса опасности, а именно: изменения состава Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04: наличие участка трубопровода диаметром 159 мм, согласно заключения экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-16119-2018. (в паспорте Трубопровода линии временного пара к агрегату №1, поз. № 04 отсутствует информация о наличие участка трубопровода диаметром 159 мм; протяженность Трубопровода не соответствует протяженности, указанной в ЭПБ).

8. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасного производственного объекта «Площадка производства аммиака на агрегатах фирмы «Кемико», рег. А53-01507-0001, I класса опасности, а именно: не включен в состав Агрегата № 3: Ресивер воздуха КИП зав. № 0309, рег. № 40109, поз. G-801; не верно указано наименование технического устройства: Холодильника газа для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-7, рег. № 40257, поз. № Е-117/3 (в сведениях указан Теплообменник); не верно указано рабочее давление Холодильника газа для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-7, рег. № 40257, поз. № Е-117/3, а именно: указано давление 4-4 кгс/см, а согласно паспортных характеристик давление в корпусе и трубной части составляет 5,27кгс/см2, а в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-01050-2018, рабочее давление составляет в корпусе 3,4 кгс/см2, в трубной части 4,2 кгс/см2 (согласно тех. справке); не верно указано рабочая температура Холодильника газа для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-7, рег. № 40257, поз. № Е-117/3, а именно: указана температура 200-660С, а согласно паспортных характеристик рабочая температура составляет в корпусе 260 (азот), в трубной части 66 (вода), а в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-01050-2018, рабочая температура составляет в корпусе 2500С, в трубной части 350С (согласно тех. справке); не верно указан заводской номер Теплообменника для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-3, рег. № 40582, поз. № Е-106/3 (в сведениях указан зав. № 74Н-473-7); не верно указано рабочее давление Теплообменника для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-3, рег. № 40582, поз. № Е-106/3, а именно: указано давление 25-4 кгс/см, а согласно паспортных характеристик давление в корпусе 7 кгс/см2, в трубной части 25,0 кгс/см2, а в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-01048-2018, рабочее давление составляет в корпусе 4,0 кгс/см2, в трубной части 21,5 кгс/см2 (согласно тех. справке); не верно указано рабочая температура Теплообменника для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-3, рег. № 40582, поз. № Е-106/3, а именно: указана температура 340/2000С, а согласно паспортных характеристик рабочая температура составляет в корпусе 260 (азот), в трубной части 343 (пар), а в заключении экспертизы промышленной безопасности рег. № 53-ТУ-01048-2018, рабочая температура составляет в корпусе 2050С, в трубной части 3000С (согласно тех. справке); не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Теплообменник для разогрева низкотемпературного конвертора СО, зав. № 74Н-473-3, рег. № 40582, поз. № Е-106/3; не указан признак опасности 2.2 на оборудование, на которое распространяются ФНП ОРПД № 116, а именно: Напорный бак уплотнительного масла зав. № 2765, поз. № 0042, ст. № К-601/3; отсутствуют сведения об основных технических характеристиках Трубопровода перегретого пара, заводской номер отсутствует, поз. № 0226, а именно: диаметры труб и протяженность трубопровода.

«Площадка производства аммиака на агрегатах АМ-76», рег. №А53-01507-0002, агрегат 06 цеха 06А:

9. Нарушены законодательные требования при проведении идентификации ОПО. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) ОПО в государственном реестре ОПО: «Площадка производства аммиака на агрегатах АМ-76», рег. №А53-01507-0002, агрегат 06 цеха 06А, а именно: в сведениях, характеризующих ОПО, отсутствует информация о технологических трубопроводах: - трубопровод для транспортирования парогазовой смеси рег. № 0407, № 0409; - трубопровод для транспортирования конвертированной и парогазовой смеси рег. № 0408, № 0410, № 0411, № 0412; -трубопровод для транспортирования природного газа рег.№ 0413, № 0414; -трубопроводах для транспортирования жидкого аммиака рег. № 0432, № 0433, № 0434, № 0435, № 0436, № 0437; -трубопровода для транспортирования крепкого водоаммиачного раствора рег. № 0438.

Выявленные нарушения были отражены в актах проверки от 14.07.2020г.

Должностным лицом – старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. в действиях должностного лица - генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1, установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

В соответствии с пунктом 2 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Таким образом, при назначении в рамках управляющей организации ответственного лица, не выполняющего функции единоличного исполнительного органа, в должностные обязанности которого входит круг вопросов в отношении технической политики и промышленной безопасности, именно данное лицо считается должностным лицом, подлежащим, при наличии достаточных оснований, привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

В соответствии с абз.3 ст.69 ФЗ «Об Акционерных Обществах» №208-ФЗ 26.12.1995г. и решением общего собрания акционеров ОАО «Тольяттиазот» №9 от 09.04.1999г. полномочия единоличного исполнительного органа были переданы коммерческой организации (управляющей организации) ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». 28.01.2000 решением Совета Директоров ОАО «Тольяттиазот» утвержден договор передачи полномочий управляющей организацией ЗАО Корпорация «Тольяттиазот». 28.01.2000г. между ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» был заключен договор №12 о передаче полномочий исполнительного органа управляющей организации.

Таким образом, полномочия единоличного исполнительного органа ПАО «ТОАЗ» осуществляет юридическое лицо, управляющая организация ЗАО Корпорация «Тольяттиазот».

Генеральным директором ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» является ФИО1

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56 ч. 3 ст. 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, из буквального толкования вышеизложенной правовой нормы следует, что руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов другого юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица только в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, по которой генеральный директор управляющей организации ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», осуществляющей функции исполнительного органа ПАО «ТОАЗ», ФИО1 привлекается к административной ответственности, не входит в число названных выше статей.

Указание в качестве лица, допустившего нарушение, генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1 необоснованно, поскольку в данном случае по смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ он не является должностным лицом, что исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Кроме того, ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Ко АП РФ, поскольку в соответствии с п. 2 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, определен перечень должностных лиц, которые могут выступать в качестве субъектов административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи.

Учитывая, что в соответствии с положением о производственном контроле, утвержденным приказом от 24.09.2019г., должностными инструкциями, приказом о лице ответственном за организацию соблюдения требований промышленной безопасности от 30.01.2020г. в ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» определены лица, к должностным обязанностям которых относятся вопросы технической политики – это заместитель генерального директора – директор по технической политике К. и промышленной безопасности – заместитель генерального директора – директор по производству Ч., суд считает, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 9.1 КоАП РФ генеральный директор ЗАО Корпорация «Тольяттиазот»ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Ко АП РФ за ненадлежащее исполнение вышеуказанными должностными лицами своих обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава данного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях генерального директора ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Вместе с тем, довод заявителя о том, что он не был надлежащим образом извещен о дне составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрения дела об административном правонарушении не принимается судом во внимание, поскольку из представленных в материалы дела почтовых отслеживаний, а также почтовых уведомлений следует, что ФИО1 надлежащим образом извещался должностным лицом о дне слушания дела, а также о составлении протокола по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя генерального директора ЗАО Корпорация «Тольятиазот» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление № 238\806-179-Д от 15.12.2020г., вынесенное старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях последнего состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд .....

Судья Мыльникова Н.В.