ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2021 от 18.03.2021 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

Дело №12-30/2021

РЕШЕНИЕ

Волгоградская область

Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Перевозникова В.О., по адресу: <...>,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности, директора муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Лукоморье» городского округа г. Михайловка Волгоградской области ФИО6,

рассмотрев жалобу директора МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа г. Михайловка Волгоградской области ФИО6 на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от 16 декабря 2020 года Номер,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении Номер от 16 декабря 2020 года директор МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа г. Михайловка Волгоградской области ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО6 обратилась с жалобой в Михайловский районный суд Волгоградской области, в которой просит об отмене постановления от 16 декабря 2020 года. В обоснование доводов жалобы ссылается на Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который, по мнению заявителя, не содержит ограничений прав заказчика осуществить количество закупок, на сумму, не превышающий шестисот тысяч рублей, у единого поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе, случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг в течение какого – либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Указывает, что при соблюдении установленного Федеральным законом №44-ФЗ ограничения в отношении цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей, заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.5 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, при условии, что годовой объем закупок, который заказчик осуществит на основании настоящего пункта не превысит пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составит более чем тридцать миллионов рублей. Именно эта норма, как указывает автор жалобы, послужила основанием для заключения контрактов и была реализована в полном соответствии с вышеприведенным законом.

Отмечает, что единая цель предметов, указанных в контрактах Номер от 11 марта 2020 года на сумму 595 500 рублей на поставку матрасов, кроватей, Номер от 16 марта 2020 года на сумму 4 500 рублей на поставку матрасов, Номер от 06 марта 2020 года на сумму 457 700 рублей на поставку стеллажей, шкафов, заключенных с ООО «Союз К» на общую сумму 1 057 700 рублей, соответствует условиям для реализации национального проекта «Демография» и муниципальной программы «Развитие дошкольного образования на территории городского округа город Михайловка», утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка от 24 января 2020 года Номер, в соответствии с которым предусматривались мероприятия по перепрофилированию групп, приобретению оборудования и (или) оснащение образовательных организаций, осуществляющий образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования, в которых планируется открытие мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Выражает несогласие с выводами, указанными в постановлении от 16 декабря 2020 года о том, что закупки по реализации вышеуказанного проекта должны были осуществляться путем проведения электронного аукциона, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона №44 – ФЗ заказчик вправе самостоятельно выбирать способ определения поставщика, исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также считает ошибочными выводы о неправомерности выбора п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, как основание заключения контракта.

Считает, что, несмотря на аналогичные предметы, единые сроки выполнения работ и дату заключения контрактов, основания для признания вышеперечисленной группы контрактов единой сделкой отсутствуют, в связи с чем, как указывает автор жалобы, ею не были нарушены требования Федерального закона №44 – ФЗ.

Кроме того, считает, что норма ч.2 ст.59 Федерального закона №44-ФЗ является диспозитивной нормой, поскольку допускает исключения, то есть не предписывает всегда проводить электронный аукцион, в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в соответствующие перечни, а предоставляет заказчику возможность выбора способа определения поставщика (запрос котировок, запрос поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Федерального закона №44-ФЗ.

Отмечает, что ее задача, как директора МБДОУ «Детский сад «Лукоморье», направлена, в том числе, на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся во время учебной деятельности, в связи с чем, осуществление закупки у единственного поставщика было продиктовано необходимостью реализации национального проекта «Демография» и муниципальной программы «Развитие дошкольного образования на территории городского округа г. Михайловка», утвержденной постановлением администрации городского округа г. Михайловка от 24 января 2020 года Номер.

Обращает внимание на то обстоятельство, что ею, руководствуясь нормами действующего законодательства, надлежащим образом обеспечены результативность и эффективность использования бюджетных средств, о чем свидетельствует заключение контрактов по выделенной субсидии в установленный срок – до 31 марта 2020 года, направление отчетов в комитет по образованию Волгоградской области.

Считает, что в ее действиях отсутствует событие, и, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок каких – либо дополнительных ограничений для осуществления закупок идентичных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме прямо установленных п.5 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, не предусматривает, а основания для признания группы контрактов единой сделкой отсутствуют.

В судебном заседании ФИО6 требования поддержал, сославшись на доводы, указанные в жалобе, а также представила письменное объяснение, в котором указала, что при заключении трех контрактов у единого поставщика в рамках реализации национального проекта она руководствовалась положениями п.5 ч.1 ст.93, п.5 ст.24 Федерального закона №44-ФЗ. Согласно заключенным контрактам оплата по ним осуществлялась из средств целевой субсидии на перепрофилирование групп, приобретение оборудования и оснащения МБДОУ «Детский сад «Лукоморье». Так, согласно распоряжению комитета по образованию Волгоградской области заключить вышеуказанные контракты по выделенной субсидии было необходимо до 31 марта 2020 года, с предоставлением отчета об освоении субсидии с помощью таблицы еженедельно. Согласно соглашению от 13 февраля 2020 года Номер «О порядке предоставления муниципальным бюджетам (автономным) учреждения городского округа город Михайловка Волгоградской области» субсидии на иные цели Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области были предоставлены на проведение перепрофилирования групп, приобретение оборудования и (или) оснащение, в которых планируется открытие мест для детей в возрасте от 02 месяцев до 3 лет из бюджета городского округа город Михайловка Волгоградской области. 14 февраля 2020 года были внесены изменения в план финансовой хозяйственной деятельности по поводу добавления лимитов, 17 февраля 2020 года – внесены изменения в план – график и размещены на сайте ЕИС. Соблюдение ч.2 ст.59 Закона №44-ФЗ было невозможным исходя из теоретически необходимого времени проведения аукциона до заключения контракта – 38 дней, и необходимости предоставления разумного срока поставки продукции Исполнителю – минимум 14 календарных дней. Итого около 52 дней. У МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» для выполнения распоряжения комитета образования по реализации мероприятия по перепрофилированию группы было 44 дня. Вышеуказанная закупка была произведена через электронный магазин согласно Порядку осуществления закупок малого объема для обеспечения муниципальных нужд городского округа город Михайловка Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 сентября 2018 года Номер. Указывает, что при принятии решения о способе определения поставщика, она действовала в интересах несовершеннолетних воспитанников МБДОУ «Детский сад «Лукоморье», а именно осуществить закупки в кратчайшие сроки и произвести перепрофилирование групп в рамках реализации национального проекта «Демография» и действующей муниципальной программы «Развитие дошкольного образования на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области».

Представитель Комитета финансов Волгоградской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором указал, что поставки оборудования в соответствии с муниципальной программой «Развитие дошкольного образования на территории городского округа город Михайловка» на 2020 – 2022 год по контрактам от Номер от 11 марта 2020 года на сумму 595 500 рублей на поставку матрасов, кроватей, Номер от 16 марта 2020 года на сумму 4 500 рублей на поставку матрасов, Номер от 06 марта 2020 года на сумму 457 700 рублей на поставку стеллажей, шкафов, заключенных с ООО «Союз К» на общую сумму 1 057 700 рублей, взаимосвязаны, имеют идентичные признаки, сроки поставки и цель – реализации мероприятий по перепрофилированию групп, приобретению оборудования и (или) оснащению образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования, в которых планируется открытие мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. На основании изложенного, административный орган обоснованно пришел к выводу, что рассматриваемая закупка намеренно была разбита Заказчиком на 3 контракта в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным подрядчиком. Препятствий для своевременного проведения конкурентных процедур не выявлено. Рынок услуг, связанных с поставкой мебели не является закрытым и ограниченным. В результате заключения Заказчиком контрактов с ООО «СОЮЗ К» как с единственным подрядчиком, Обществом получен доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой – либо конкурентной процедуре, без подачи предложений о снижении цены контракта, что способствовало созданию преимущественного положения единственного подрядчика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. Заказчиком неправомерно выбран п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ и влечет за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Принимая во внимание совокупный размер сделок, который составил 1 057 700 рублей данные аукционы должны быть проведены способом электронного аукциона. Просит суд о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, а также об оставлении постановления без изменения, жалобы без удовлетворения.

Выслушав объяснения лица, подавшего жалобу, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статья 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ содержит перечень случаев, при которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

Как следует из материалов дела, Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено что в целях реализации программных мероприятий в «Развитие дошкольного образования на территории городского округа город Михайловка», действующего рамках национального проекта «Демография», МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» на основании п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ в марте 2020 года заключено три муниципальных контракта с ООО «Союз К» на перепрофилирование групп, приобретение оборудования и оснащения вышеуказанного муниципального учреждения, а именно: Номер от 06 марта 2020 года на сумму 457 700 рублей на поставку стеллажей, шкафов, Номер от 11 марта 2020 года на сумму 595 500 рублей на поставку матрасов, кроватей, Номер от 16 марта 2020 года на сумму 4 500 рублей на поставку матрасов, на общую сумму 1 057 700 рублей, без проведения конкурсных процедур.

Таким образом, в ходе проверки выявлен факт искусственного дробления единого заказа на несколько закупок однородных товаров во избежание конкурентных процедур определения организации для поставки товаров.

По результатам проверки в отношении директора МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы направлены для рассмотрения в Комитет финансов Волгоградской области

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО6 правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, подтверждается: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 15 октября 2020 года, актом проверки от 01 октября 2020 года, копией контракта Номер от 11 марта 2020 года, копией платежных поручений Номер от 25 июня 2020 года на сумму 115 500 рублей и Номер от 25 июня 2020 года на сумму 480 000 рублей, копией контракта Номер от 16 марта 2020 года, копией платежного поручения Номер от 10 июня 2020 года на сумму 4 500 рублей, копией контракта Номер от 06 марта 2020 года, копией платежного поручения Номер от 25 июня 2020 года на сумму 457 700 рублей.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Поскольку юридически значимые обстоятельства определены правильно, собранным доказательствам должностным лицом дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица является законным.

Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности объективной стороны вменяемого правонарушения по приведенным в ней мотивам, несостоятельные, так как постановление от 16 декабря 2020 года принято после надлежащего установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, применительно к сути выявленного нарушения, исполняемым ФИО6 должностным обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.

Подвергнув анализу контракты на приобретение оборудования и оснащения, должностное лицо, принявшее постановление от 16 декабря 2020 года, пришла к правильному выводу о том, что приобретаемые товары относятся к одному товарному рынку и образуют единую сделку по объекту, направленную на достижение одного результата – мероприятия по перепрофилированию групп, приобретению оборудования и (или) оснащению образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования, в которых планируется открытие мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного п.5 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ.

Доводы, изложенные в объяснениях, о невозможности соблюдения установленных сроков для выполнения распоряжения комитета образования по реализации мероприятия по перепрофилированию группы являлись предметом рассмотрения должностного лица, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении от 16 декабря 2020 года, и не ставят под сомнение содержащиеся в указанном постановлении выводы.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, указанных ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Административное наказание назначено ФИО6 в соответствии с санкцией ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления заместителем начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от 16 декабря 2020 года ФИО5 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО5 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении Номер от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ФИО2 сад «Лукоморье» городского округа АдресФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Адрес либо непосредственно в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО3