РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Иркутск 19 февраля 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Обыскалов А.В.,
с участием защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., представивших доверенность,
рассмотрев материалы дела № 38RS0032-01-2020-005149-15 (№ 12-30/2021) по жалобе защитника Лавыгина И.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области ФИО1 от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области ФИО1 от 30 ноября 2020 года юридическое лицо ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этим постановлением юридическому лицу ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Защитник Лавыгин И.В., не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, обжаловал его в суд.
В своей жалобе защитник Лавыгин И.В. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу, указывая, что комиссия по проверке знаний по охране труда ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ», образованная приказом № 9 от 17.02.2020 года, соответствует всем требованиям законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ», так как в материалах дела имеются данные о надлежащем извещении этого лица о месте и времени рассмотрения жалобы и от него не поступало ходатайство об отложении ее рассмотрения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников Лавыгина И.В. и Гаврилова Г.М., участвующих в рассмотрении жалобы и поддержавших приведенные в ней доводы, проверив с учетом требований части 3статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Как следует из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» допустило нарушения ст. ст. 76, 212, 225 ТК РФ, а также Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29, выразившиеся в том, что оператор пульта управления оборудованием железобетонного производства 6 разряда Ф был допущен 1 августа 2020 года к работе без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Однако, данные выводы о нарушении ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» законодательства об охране труда и его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, противоречат обстоятельствам дела, установленным на основании представленных суду доказательств, и не соответствуют положениям трудового законодательства.
Регулирование правоотношений в сфере охраны труда в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, правилами и инструкциями по охране труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29.
В соответствии с ним руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда (п. п. 2.3.1, 2.3.2).
Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (п. 3.1).
Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, в состав которой включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов (п. 3.4).
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку (п. 3.6).
Данный порядок обязателен для исполнения органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работниками, заключившими трудовой договор с работодателем (п. 1.2).
Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1.7).
Согласно материалам дела, на основании запроса Государственной инспекции труда в Иркутской области удостоверения о прохождении обучения и проверки знаний руководителя и специалистов, в том числе на М и К, протоколы обучения и проверки знаний по охране труда специалистов, руководителей, которые были истребованы в рамках документарной проверки обществом были представлены в контролирующий орган.
Таким образом, оснований для отстранения 1 августа 2020 года от работы оператора пульта управления оборудованием железобетонного производства 6 разряда Ф, прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда, не имелось.
При таких обстоятельствах суд не находит достаточных оснований полагать, что ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» были допущены нарушения законодательства об охране труда, перечисленные в постановлении по делу об административном правонарушении.
Выводы должностного лица государственной инспекции труда о неправомочности состава комиссии, проводившей проверку знаний требований охраны труда 26 февраля 2020 года по той причине, что включение в состав данной комиссии работников иных организаций, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, не предусмотрено действующим законодательством, являются несостоятельными, так как Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций такого запрета не содержит.
Как следует из материалов дела, члены созданной приказом № 9 от 17.02.2020 директора ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» комиссии Б, Г, А, М, К в установленном порядке прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в аккредитованной организации, что подтверждается копиями соответствующих удостоверений.
Ссылки должностного лица государственной инспекции труда на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» в обоснование невозможности участия М и К в работе комиссии являются несостоятельными, поскольку данный приказ возлагает обязанность аккредитации в целях оказания услуг по охране труда, в том числе по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, на организации.
При этом по смыслу ч. 3 ст. 217 ТК РФ к осуществлению функций по охране труда в организации и, соответственно, к проверке знаний требований по охране труда сотрудников организации, может быть привлечен специалист, то есть физическое лицо, прошедшее обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, на основе гражданско-правового договора.
Таким образом, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области В от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Лавыгина И.В. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Иркутской области В от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ИРКУТСКЗОЛОПРОДУКТ» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья _________