ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2021 от 24.11.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-46/21

решение, Гребенщикова Е.В. № 12-30/21

УИД 87RS0001-01-2021-000373-33

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 24 ноября 2021 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Лысаченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица административного органа – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Анадырского городского суда от 10 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица акционерного общества «Анадырский морской порт»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – инспектор) ФИО1 от 15 апреля 2021 года № 19-38/2020 акционерное общество «Анадырский морской порт» (далее – АО «Анадырьморпорт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Анадырского городского суда от 10 августа 2021 года вышеуказанное постановление по жалобе АО «Анадырьморпорт» отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица, и нарушениями процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении.

Не согласившись с данным решением судьи, инспектор ФИО1 подал на него жалобу в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд, в которой просит вышеназванное решение судьи отменить, постановление от 15 апреля 2021 года № 19-38/2020 оставить без изменения.

В возражениях на жалобу генеральный директор АО «Анадырьморпорт» ФИО2, не соглашаясь с доводами инспектора ФИО1, просит решение судьи Анадырского городского суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание по рассмотрению жалобы на решение судьи Анадырского городского суда от 10 августа 2021 года законный представитель либо защитник АО «Анадырьморпорт» и инспектор ФИО1 не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из постановления инспектора ФИО1 от 15 апреля 2021 года № 19-38/2020 следует, что АО «Анадырьморпорт», осуществляет деятельность по очистке сточных вод, эксплуатации причальных сооружений, судов, автотранспорта и спецтехники, по адресам: <адрес> (1-5 причалы) МД-0187-000064-П, Промплощадка № 2 («Старый» район порта), в процессе которой образуются отходы I-IV классов опасности, с нарушением требований действующего природоохранного законодательства, не выполнило требования по разработке паспортов отходов I-IV классов опасности и отнесении отходов к конкретному классу опасности, что является нарушением частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ об отходах производства и потребления», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Датой совершения административного правонарушения указана дата составления Акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 580/2-КНД/2020 – 16 ноября 2020 года (<данные изъяты>).

Отменяя постановление должностного лица административного органа от 15 апреля 2021 года № 19-38/2020 и прекращая производство по делу, судья суда первой инстанции признал протокол об административном правонарушении от 14 января 2021 года № 19-38/2020 недопустимым доказательством, поскольку он составлен с нарушением норм процессуального права, выразившимся в его составлении в отсутствие защитника (представителя) АО «Анадырьморпорт», не извещённого надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Также судья установил, что направляя АО «Анадырьморпорт» уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, должностное лицо не разъяснило лицу, привлекаемому к административной ответственности, его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, разъяснение которых в силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ является обязательным.

Вывод судьи городского суда о том, что инспектором ФИО1 допущено нарушение, выразившееся в неразъяснении АО «Анадырьморпорт» прав и обязанностей лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении при направлении уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, нахожу ошибочным, основанным на неправильном применении норм процессуального законодательства, регулирующего порядок производства по делам об административных правонарушениях, а довод жалобы инспектора ФИО1 об отсутствии указанного нарушения – заслуживающим внимания.

В соответствии с частями 1, 3, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из приведённых норм, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, разъясняются лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 КоАП РФ в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае на момент направления АО «Анадырьморпорт» уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении возбуждено не было.

Ссылка АО «Анадырьморпорт» в возражениях на жалобу на образец уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 апреля 2014 года № 262 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности» (приложение № 13) не свидетельствует о незаконности действий инспектора при направлении АО «Анадырьморпорт» извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в части неразъяснения прав и обязанностей, поскольку указанные образцы процессуальных документов являются примерными.

Принимая во внимание, что положения КоАП РФ не содержат требований о необходимости разъяснения прав и обязанностей в уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, неразъяснение инспектором ФИО1 прав и обязанностей при направлении АО «Анадырьморпорт» уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении процессуальных норм и не влечёт недопустимость протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем вывод судьи Анадырского городского суда о нарушениях процессуальных прав АО «Анадырьморпорт», допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, выразившихся в несвоевременном уведомлении Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, нахожу соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону, а доводы инспектора ФИО1 об обратном – несостоятельными.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно частям 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать его права, в частности, право на ознакомление с протоколом, право на представление доказательств, объяснений, возражений, замечаний к содержанию протокола, право на обжалование действий должностного лица и пр.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Извещение может считаться надлежащим, если получено лицом, привлекаемым к административной ответственности, заблаговременно до даты составления протокола, с таким расчётом, чтобы у лица имелась возможность не только направить представителя для участия в составлении протокола, но и подготовить аргументированные возражения.

Как следует из материалов дела, протокол № 19-38/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, составлен 14 января 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 в отсутствие законного представителя либо защитника АО «Анадырьморпорт».

Согласно уведомлению Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 15 декабря 2020 года № 19-38/2020 составление протокола об административном правонарушении в отношении АО «Анадырьморпорт» было назначено на 16 часов 00 минут 14 января 2021 года по адресу: 685030, г. Магадан, <адрес>. Данное уведомление направлено в адрес АО «Анадырский морской порт», генеральному директору ФИО3 по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, <адрес>.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 15 декабря 2020 года № 101 письмо с почтовым идентификатором с сопроводительным письмом от 15 декабря 2020 года № 19-12/19049 и уведомлением (извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 15 декабря 2020 года № 19-38/2020 направлено в адрес «АО Анадырьморпорт» 15 декабря 2020 года.

Как следует из данных внутрироссийского почтового идентификатора, размещённых на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (), письмо Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования получателю АО «Анадырьморпорт» вручено адресату 13 января 2021 года в 18:43.

Между тем, с учетом даты получения АО «Анадырьморпорт» извещения и отдаленности места нахождения Общества (г. Анадырь) от места составления протокола об административном правонарушении (Магаданская область, г. Магадан), при отсутствии в период с 13 января 2021 года по 15 января 2021 года прямых рейсов по маршруту Анадырь – Магадан (справка ООО «СеверТранс» от <дата>, <данные изъяты>), такое извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, надлежащим признать нельзя, поскольку у АО «Анадырьморпорт» отсутствовала возможность не только своевременно направить представителя для участия в составлении протокола, но и подготовиться.

Следует отметить, что должностное лицо не было лишено возможности заблаговременно известить Общество о месте и времени составления протокола об административном правонарушении иным способом, в том числе телеграммой, телефонограммой, на адрес электронной почты.

С учетом изложенного протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица или его защитника, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу постановления.

В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящем деле отсутствует надлежащий протокол об административном правонарушении, судья городского суда обоснованно прекратила производство по нему.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Анадырского городского суда от 10 августа 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Анадырский морской порт» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.

Судья суда

Чукотского автономного округа С.А. Принцев