ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-30/2022 от 05.05.2022 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Дело №12-30/2022

УИД 69RS0040-02-2022-001844-80

Решение

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

05 мая 2022 года п. Магдагачи Амурской области

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области Ю.А. Мироненко,

при секретаре Т.Н. Зениной,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Альфа-Кар Трак» на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора № 10673342223449811034 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении собственника (владельца) транспортного средства - лизингополучателя ООО «Альфа-Кар Трак»,

установил:

постановлением государственного инспектора Центрального МУГАДН Сафарян А.Ф. № 10673342223449811034 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении собственник (владелец) транспортного средства - лизингополучатель ООО «Альфа-Кар Трак» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Альфа-Кар Трак» ФИО1, действующий по доверенности, подал в суд жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления, поскольку ООО «Альфа-Кар Трак» в целях передвижения автомобиля по автомобильной дороге общего пользования федерального значения была внесена соответствующая плата в полном объеме и в срок, что подтверждается маршрутной картой.

В дополнение к вышеуказанной жалобе защитник ООО «Альфа-Кар Трак» ФИО2, действующий по доверенности, представил письменные пояснения, в которых указывает, что им лично оформляются маршрутные карты для транспортных средств, которые не имеют бортовые устройства, по причине непредоставления их ООО «РТИТС». Заявка на получение устройств подана 17.01.2022г. Маршрутные карты оформляются в соответствии с выездом грузового транспорта на федеральную трассу. Карты оформляются в личном кабинете Общества, где указывается начальная точка и конечная точка. Далее система Платон автоматически строит маршрут и рассчитывает стоимость проезда по данному маршруту. Данная сумма оплачивается Обществом перед выездом в полном объеме из расчета проложенного маршрута самой системой Платон. На сегодняшний день выясняется, что система Платон порой выстраивает маршрут и прокладывает его до несуществующего съезда с федеральной трассы, в частности к п. Тыгда. Общество, полагая, что система Платон выстроила маршрут, по которому можно добраться до пункта назначения, добросовестно исполнила свои обязательства по компенсации причиняемого ущерба дорогам. То есть какого-либо умысла на проезд по федеральной трассе без компенсации причиняемого ущерба Общество не имело. Отсутствие умысла избежать оплаты компенсации причиняемого ущерба также подтверждается тем, что неоплаченная часть маршрута составляет несколько километров, что свидетельствует об экономической нецелесообразности сэкономить примерно «20 рублей», чтобы в последующем оплатить 5000 рублей штрафа. О наличии системы стационарного контроля на маршруте к с. Тыгда Обществу известно и предполагалось, что маршрут проложен, в том числе, через участок 1134 км. 700м. Также предполагалось, что в стоимость маршрутной карты заложен проезд через данный участок, поскольку иного маршрута к с. Тыгда не имеется. Любая система навигации прокладывает маршрут к с. Тыгда через участок 1134 км. 700 м. и только система Платон построила маршрут по несуществующей дороге, введя в заблуждение Общество. Стоит обратить внимание на то, что для проезда к с. Тыгда следует свернуть на региональную дорогу 10К-059, через которую система Платон не выстраивает маршрут и не отображает ее на своей карте.

Защитник ООО «Альфа-Кар Трак», должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие – суду не заявлено.

От руководителя ЦАФАП Центрального МУГАДН поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица.

Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу положений ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Из материалов дела следует, что постановлением государственного инспектора Центрального МУГАДН Сафарян А.Ф. № 10673342223449811034 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении собственник (владелец) транспортного средства - лизингополучатель ООО «Альфа-Кар Трак» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Оспариваемое постановление содержит сведения об электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего постановление, которая подтверждает юридическую силу этого документа. В частности, в постановлении указано, что, в соответствии с ч. 6 ст. 29.10 КоАП РФ постановление оформлено в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Постановление вынесено государственным инспектором Центрального МУГАДН Сафаряном А.Ф. и подписано с помощью электронного ключа: серийный № 5DD33140F9552ADССВ87590В64837B48D12АА9В7, который и является электронной цифровой подписью данного постановления.

Основанием для привлечения ООО «Альфа-Кар Трак» к административной ответственности послужил факт выявления 16 февраля 2022 года в 08 часов 11 минут московского времени путем фото фиксации с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства – комплекса аппаратно-программного «Авто Ураган-ВСМ2» (идентификатор № 1701036, свидетельство о поверке С-МА/28-01-2022/127186756, поверка действительна до 27.01.2024) на 1134 км 700 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р 297 «Амур» направлением «Ушумун-Магдагачи» нарушения требований ст. 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выразившегося в движении принадлежащего ООО «Альфа-Кар Трак» транспортного средства марки Volvo FH-Truck 6X4 грузовой тягач седельный, государственный регистрационный знак (), имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, может быть освобожден от административной ответственности, при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности (часть 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ, примечание к статье 1.5 КоАП РФ).

Факт принадлежности лизингополучателю ООО «Альфа-Кар Трак» марки Volvo FH-Truck 6X4 грузовой тягач седельный, государственный регистрационный знак , разрешенная максимальная масса транспортного средства составляет 31 000 кг, не оспаривается и подтверждается договором лизинга № 907ХБР-АКТ/03/2021 от 13.12.2021г. и приложениями № 2,3,4 к нему, графиком платежей, свидетельством о регистрации транспортного средства с государственным регистрационным знаком , выпиской из электронного паспорта транспортного средства № 164301038944460.

В обоснование доводов жалобы о невиновности в совершении правонарушения ООО «Альфа-Кар Трак» указано, что в момент фиксации административного правонарушения были оформлены маршрутные карты № 4242000099883001, действующая с 15.02.2022 по 22.02.2022, № 4242000110632007, действующая с 16.02.2022 по 23.02.2022, была внесена в полном объеме соответствующая плата, что вины ООО «Альфа-Кар Трак» в том, что система Платон построила маршрут по несуществующей дороге, введя в заблуждение Общество, нет.

Согласно п. 4 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде. Исключение транспортных средств из реестра осуществляется в соответствии с пунктами 69 - 72 настоящих Правил.

Функции оператора системы «Платон» по взиманию платы и осуществлению перечисления в федеральный бюджет денежных средств Правительством Российской Федерации возложены на ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Согласно ответу ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» от 18.04.2022, транспортное средство с государственным регистрационным знаком в реестре системы взимания платы с 17.01.2022 зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства ООО «Альфа-Кар Трак» на основании заявления на регистрацию транспортного средства. На момент фиксации проезда 16.02.2022 08:11:30 (по московскому времени) системой стационарного контроля № 209 (географические координаты: широта - 53?12?02.59?, долгота - 126?25?15.74?), расположенной на 1134 км 700 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р297 «Амур» (направление фиксации: Ушумун-Магдагачи), за транспортным средством с государственным регистрационным знаком не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство и отсутствовала оформленная маршрутная карта, предполагающая проезд по данному участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения в указанном направлении. Отсрочка по внесению платы на момент фиксации проезда не предоставлялась. На момент фиксации проезда на транспортное средство с государственным регистрационным знаком было оформлено 3 маршрутные карты. Маршрутные карты № 4242000099883001, 4242000086334000, 4242000081779001 не предполагают проезд по участку автомобильной дороги в зоне размещения данной системы контроля.

Таким образом, на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за транспортное средство с государственным регистрационным знаком Х925ТМ125 не была внесена.

В подтверждение указанных сведений ООО «РТИТС» представлены: детализация операций по оформленным маршрутным картам, из которой следует, что маршрутные карты № 4242000099883001, 4242000086334000, 4242000081779001 не предполагают проезд по участку автомобильной дороги в зоне размещения системы контроля №209; маршрутные карты № 4242000099883001, 4242000086334000, 4242000081779001, пояснение по построению указанных маршрутных карт относительно расположения системы стационарного контроля №209; свидетельство о регистрации транспортного средства с государственным регистрационным знаком .

Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.

Исходя из утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 N 504 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее Правила), плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута вносит владелец (собственник) транспортного средства, используя на выбор один из вариантов расчета платы: использование бортового устройства или оформление разовой маршрутной карты. Обязанность по регистрации транспортного средства в реестре системы взимания платы лежит на собственнике транспортного средства.

Согласно пункту 12 (б, в) данных Правил движением без внесения платы считается движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил; движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте.

Из материалов дела следует, что ООО «Альфа-Кар Трак» является собственником (владельцем) транспортного средства «VOLVO FH-TRUCK 6X4 грузовой тягач седельный» государственный регистрационный знак

Совершенное ООО «Альфа-Кар Трак» правонарушение зафиксировано специальным техническим средством – комплекс аппаратно-программный «Авто Ураган-ВСМ2», идентификатор № 1701036, свидетельство о поверке № С-МА/28-01-2022/127186756, поверка действительна до 27.01.2024.

Из представленной ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" маршрутной карты N 4242000081779001 следует, что движение транспортного средства с государственным регистрационным знаком предполагалось 12 февраля 2022 года 02:50:34 по 19 февраля 2022 года 02:50:34 по маршруту Амурская область, Селемджинский район, Февральск – Амурская область, Магдагачинский район, Тыгда, общий маршрут – 510,622 км, маршрут для расчета – 243,316 км. Согласно маршрутной карте № 4242000086334000 движение транспортного средства с государственным регистрационным знаком предполагалось 13 февраля 2022 года 00:35:21 по 20 февраля 2022 года 00:35:21 по маршруту Амурская область, Магдагачинский район, Тыгда – Амурская область, Селемджинский район, Февральск, общий маршрут – 510,931 км, маршрут для расчета – 243,252 км. Согласно маршрутной карте № 4242000099883001, движение транспортного средства с государственным регистрационным знаком предполагалось 15 февраля 2022 года 05:10:42 по 22 февраля 2022 года 05:10:42 по маршруту Амурская область, Селемджинский район, Февральск – Амурская область, Магдагачинский район, Тыгда, общий маршрут – 510,622 км, маршрут для расчета – 243,316 км.

Из построения маршрутных карт № 4242000099883001, 4242000086334000, 4242000081779001 относительно системы стационарного контроля №209, представленного ООО «РТИТС», следует, что система стационарного контроля, зафиксировавшая правонарушение, находится вне маршрута указанных маршрутных карт, конечная точка маршрута находится за пределами федеральной автомобильной дороги Р297.

Согласно Руководству пользователя в системе взимания платы "Платон", размещенной в сети интернет на странице сайта https://platon.ru/user_manual/platon_manual_ru.pdf, при оформлении маршрутной карты маршрут движения транспортного средства прокладывается владельцем транспортного средства по кратчайшему пути от начальной до конечной точки, с прохождением через промежуточные точки (максимум 10 точек), если они были заданы. В случае если десяти промежуточных точек недостаточно для определения запланированного маршрута, то возможно разделить маршрут на части и оформить отдельную маршрутную карту для каждой части маршрута. В Личном кабинете есть возможность построить или скорректировать маршрут на карте. На карте отображаются: начальная точка, промежуточные точки, конечная точка, оплачиваемый маршрут (показан красным цветом дорог на карте), неоплачиваемый маршрут (показан зеленым цветом дорог на карте). Также предусмотрена возможность для добавления промежуточных точек вручную (не на карте) по названию места назначения или его GPS-координатам либо с помощью указателя мыши на карте.

Таким образом, в системе взимания платы "Платон" предусмотрена возможность построить оптимальный для движения транспортного средства маршрут и оплатить его, чего ООО «Альфа-Кар Трак» сделано не было, в связи с чем, доводы о построении системой «Платон» маршрута по несуществующей дороге, об отсутствии в маршрутной карте наименования дороги являются несостоятельными.

Несовпадение маршрута движения автомобиля со схемой движения, указанной в маршрутной карте, является предпринимательским риском самого общества, а небрежное отношение к оформлению маршрутных карт не может служить основанием для освобождения от ответственности. В данном случае общество имело возможность либо заблаговременно изменить (перестроить) маршрут движения, оформив иную маршрутную карту, либо осуществить движение по тому маршруту, который указан в маршрутной карте.

Сведения о том, что в момент фиксации правонарушения система стационарного контроля являлась неисправной, работала не в автоматическом режиме, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, должностным лицом сделан верный вывод о том, что собственник транспортного средства – лизингополучатель ООО «Альфа-Кар Трак» допустил движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а потому обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также влекущих отмену постановления по делу должностным лицом не допущено.

Наказание владельцу транспортного средства лизингополучателю ООО «Альфа-Кар Трак» назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч.1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора № 10673342223449811034 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении собственника (владельца) транспортного средства - лизингополучателя ООО «Альфа-Кар Трак» – оставить без изменения, а жалобу ООО «Альфа-Кар Трак» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый Кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край г. Владивосток ул. Светланская, дом 54), в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Магдагачинского районного суда

Амурской области Ю. А. Мироненко