№ 12- 30/ 2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 17 января 2022 года
Судья Индустриального районного суда г.Хабаровска Савченко Е.В.,
рассмотрев жалобу защитника Штановой Н.А. на постановление административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - домоуправа-инспектора ООО «ДВ-Союз» ФИО1,
установил:
постановлением № 08/447/2021 административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 29 ноября 2021 года должностное лицо - домоуправ-инспектор ООО «ДВ-Союз» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 рублей.
В жалобе защитник Штанова Н.А. просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие совокупности доказательств в подтверждение виновных действий должностного лица ФИО1
В судебное заседание не явились ФИО1, представитель административной комиссии, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судья, с учетом положений пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании защитник Штанова Н.А. поддержала жалобу, ссылаясь на изложенные в ней обстоятельства. Дополнительно пояснила, что в должностные обязанности домоуправа входит обязанность по осмотру контейнерных площадок и контролю за их содержанием. При обнаружении каких-либо недостатков домоуправ докладывает главному инженеру, который в свою очередь связывается с подрядной организацией и сообщает о недостатках в работе. Непосредственно с дворниками, являющимися работниками подрядной организации, Штанова Н.А. юридически не контактирует. В ее подчинении никого нет.
Выслушав пояснения защитника Штановой Н.А., изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Часть 1 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий соответствующего поселения, городского округа, указанных в приложении к настоящему Кодексу, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до девяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 2 статьи 37.2 указанного Кодекса предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с пунктом 18 приложения к Кодексу Хабаровского края об административных правонарушениях административная ответственность устанавливается, в том числе, за нарушение Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской думы от 17 октября 2017 года.
Согласно пункту 4.1.1.11 Правил благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 г. № 677, контейнерная площадка должна ежедневно очищаться от ТКО, размещенных за пределами контейнеров и бункеров, а в зимний период очищаться от снега и льда по мере необходимости. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления. Запрещается установка на контейнерных площадках и использование грязных, неокрашенных, неисправных контейнеров и мусоросборников без крышек для защиты от осадков, ветра, животных.
Подпунктом 1 пункта 4.1.4 Правил благоустройства предусмотрено, что на территории города Хабаровска запрещается сброс и размещение мусора, снега, материалов, сырья, продукции, оборудования, слив жидких бытовых отходов в неустановленных для этих целей местах.
Согласно пункту 4.1.5 Правил благоустройства граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, допустившие нарушения, указанные в подпункте 4.1.4 настоящих Правил, обязаны принять меры к устранению допущенных нарушений. В случае невозможности установления виновных лиц в организации стихийных свалок обязанность по ликвидации этих свалок несут лица, ответственные за содержание соответствующей территории, а на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, - администрация города Хабаровска.
Как следует из обжалуемого постановления, 28.10.2021 г. в 16 часов 10 минут по адресу: <...>, за пределами контейнерной площадки в неустановленном месте на территории общего пользования складирован бытовой мусор. Меры по уборке не приняты. К административной ответственности привлекается повторно в течение года - постановление 08/125/2021 от 25.03.2021 г., вступило в законную силу 09.04.22021 г. Нарушены пункт 4.1.1.11, подпункт 1 пункта 4.1.4, пункт 4.1.5 Правил благоустройства территорий городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.10.20217 г. № 677.
Определением административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 10.12.2021 г. внесены исправления в постановление № 08/447/2021 от 29.11.2021 г. о назначении административного наказания ФИО1 по части 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в части места совершения правонарушения: <...> А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении и ее привлечения в качестве должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 рублей.
Признавая домоуправа-инспектора ООО «ДВ-Союз» ФИО1 виновной в совершении указанного административного правонарушения, административная комиссия пришла к выводу, что исследованными доказательствами подтверждается факт и вина совершения административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Между тем, постановление административной комиссии от 29.11.2021 г. нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной статье установлено, что под должностным лицом следует понимать в том числе, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.5, ст. 1.6 КоАП РФ).
Из правовой позиции, изложенной в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Как установлено при рассмотрении жалобы домоуправ-инспектор ООО «ДВ-Союз» ФИО1 не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, поскольку не уполномочена принимать решения, имеющие юридическое значение и влекущие определенные последствия, в отсутствие которых она не может быть признана должностным лицом, ответственным за нарушение Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск».
Согласно должностной инструкции домоуправа-инспектора ЖКХ ОАО «ДВ-Союз» данный работник относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется с нее приказом руководителя предприятия по представлению главного инженера. Домоуправ-инспектор подчиняется непосредственно руководителю предприятия, главному инженеру.
То обстоятельство, что согласно пункту 2.9 должностной инструкции в обязанности привлеченного к ответственности гражданина входит обязанность осуществлять контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами технической и противопожарной безопасности жилых домов, нежилых помещений и придомовых территорий (санитарное содержание придомовых территорий, МАФ, контейнерных площадок, захламление коридоров установка перегородок в коридорах, несанкционированная перепланировка, застройка придомовых территорий и т.д.), не свидетельствует о том, что данный гражданин наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Таким образом, будучи рядовым сотрудником организации, ФИО1 не является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность. В связи с чем вывод административной комиссии о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, материалами дела не подтверждается.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении домоуправа-инспектора ООО «ДВ-Союз» ФИО1 - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 29 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 37.2 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - домоуправа-инспектора ООО «ДВ-Союз» ФИО1, - отменить,
производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Судья Е.В.Савченко