Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Спас-Клепики Рязанской области
Судья Клепиковского районного суда Рязанской области – Митин Д.И.,
при секретаре Кондаковой Н.И.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Верея» - Попадьина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Верея» - Попадьина Александра Николаевича на постановление заместителя директора в области охраны окружающей среды по территории Национальный парк «Мещерский» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Верея»,
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанным постановлением заместителя директора в области охраны окружающей среды по территории Национальный парк «Мещерский» ФИО1 ООО «Верея» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Верея» - Попадьин А.Н. подал жалобу, в которой он указывает, что не согласен с вынесенным постановление по следующим причинам. Основанием для привлечения к административной ответственности ООО «Верея», послужил факт того, что ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 25 минут ООО «Верея» осуществляло работы по заготовке сена на земельном участке с кадастровым номером № с помощью двух тракторов МТЗ-80 и самоходной косилки. Данный земельный участок входит в особо охраняемую природную территорию федерального значения национальный парк «Мещерский» <адрес>. У ООО «Верея» отсутствует согласование социально-экономической деятельности как у хозяйствующего субъекта с Министерством природы Российской Федерации, чем нарушило ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (отсутствие согласования социально-экономической деятельности), тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ. Защитник указывает, что в соответствии с ч.1 ст. 2 Закона № 33-ФЗ, земельный участок с кадастровым номером № находится в аренде у ООО «Верея» предоставленный для сельскохозяйственного производства, входит в зону охраняемой природной территории федерального значения ФГБУ «Национальный парк «Мещера». Общество располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национальный парк, в связи с чем, на указанное юридическое лицо и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство или реконструкцию в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Защитник Попадьин А.Н. считает, что по делу отсутствуют основания для привлечения ООО «Верея» к административной ответственности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершенного административного правонарушения, равно как и его события, в связи с чем считает, что постановление ФГБУ «Национальный парк «Мещера» от ДД.ММ.ГГГГ№ является неправомерным и не законным. Просит суд отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Верея» – Попадьин А.Н. поддержал доводы своей жалобы, дополнив их тем, что формально состав административного правонарушения имеется, но учитывая, что ООО «Верея» добросовестно обратилось и в национальный парк «Мещера» и в Министерство природопользования РФ, является сельскохозяйственным субъектом и посевные и уборочные носят характер, просит освободить ООО «Верея» от административной ответственности, применив положение ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния. Действиями ООО «Верея» не причинены, какие либо тяжелые последствия, в том числе и для Национального парка. На протяжении уже более двадцати лет, данный земельный участок находится в аренде, ежегодно он обрабатывается, и на протяжении всех этих лет никаких негативных воздействий на окружающую среду не было. Полагает, что суд вправе применить последствия малозначительности и освободить ООО «Верея» от административного наказания, отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля участковый государственный инспектор ФИО4 пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Верея» обратилось в ФГБУ Национальный парк «Мещера» с заявлением о предоставлении пропуска, письмом от ДД.ММ.ГГГГ было дано разъяснение при наличии каких именно документов, пропуск будет выдан, в том числе необходимо было предоставить согласование социально-экономической деятельности с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Ранее пропуск ООО «Верея» выдавался иным юридическим лицом ФГБУ НП «Мещерский», которое было реорганизовано и сейчас именуется ФГБУ Национальный парк «Мещера», которое не выдает пропуски для осуществления своей деятельности хозяйствующим субъектам без соответствующего согласования в соответствии с Федеральным законом № 33 ФЗ от 15 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях». При этом полномочия на согласование исключительно переданы органам исполнительной власти, которым является Министерство природных ресурсов РФ. Национальный парк не может осуществлять функции органа исполнительной власти РФ. ДД.ММ.ГГГГ в рамках планового осмотра территории Национального парка, в соответствии с положением о плановых рейдовых проверках территории НП «Мещера» было установлено событие административного правонарушения, составлен акт, в дальнейшем выяснилось что у ООО «Верея» отсутствует согласование социально-экономической деятельности как у хозяйствующего субъекта с Минприроды России, составлен протокол об административном правонарушении, материалы переданы вышестоящему должностному лицу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании, защитника ООО «Верея» - Попадьина А.Н., свидетеля ФИО4 суд находит, следующее.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу п. «б» ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 33 ФЗ от 15 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются в частности на национальные парки.
На основании п. «ж» ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33 ФЗ от 15 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.
Согласно положениям ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 33 ФЗ от 15 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
Согласно положениям ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 33 ФЗ от 15 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 25 минут ООО «Верея» производило работы близ квартала <адрес> лесничества на земельном участке с кадастровым номером № – по заготовке сена, кошение травы с помощью двух тракторов один МТЗ-80 с государственным регистрационным знаком №, второй самоходная косилка. Указанный земельный участок полностью входит в особо охраняемую природную территорию федерального значения национальный парк «Мещерский». Однако у ООО «Верея» отсутствует согласование указанной социально-экономической деятельности как у хозяйствующего субъекта с Минприроды России, что противоречит части 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Указанными действиями ООО «Верея» нарушен установленный режим и правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Верея» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Верея» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Верея», исследованными должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления и не оспаривается автором жалобы.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, материалами дела установлено, что ООО «Верея» не имея согласования социально-экономической деятельности как у хозяйствующего субъекта с федеральными органами исполнительной власти РФ, коим применительно к ФГБУ «Национальный парк «Мещера» является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществило работы по заготовке сена на земельном участке с кадастровым номером №, который входит в особо охраняемую природную территорию федерального значения национальный парк «Мещерский», с помощью двух тракторов МТЗ-80 и самоходной косилки.
При этом суд считает, что направление ООО «Верея» заявления в ФГБУ «Национальный парк Мещера»» на предоставление пропусков для проезда техники на территорию Национального парка «Мещера» в апреле 2021 года не является действиями по согласованию социально – экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Федеральными органами исполнительной власти РФ.
Выводы, изложенные в постановлении о назначении ООО «Верея» административного наказания, о наличии в совершенном им деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, сделаны должностным лицом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, в том числе конкретного места совершения административного правонарушения, оснований сомневаться в выводах заместителя директора в области охраны окружающей среды по территории Национальный парк «Мещерский» ФИО1 у суда не имеется.
Действия ООО «Верея» правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Верея» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения по нормам п.1 и 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ вопреки утверждениям защитника ООО «Верея» суд не усматривает.
Вместе с тем, суд находит возможным, изменить постановление в части размера назначенного наказания по следующим основаниям.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В действиях ООО «Верея» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, но вместе с тем, как усматривается из административного материала обществом предпринимались попытки согласовать социально-экономическую деятельность в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, на вышеуказанном земельном участке, значительного вреда от деятельности ООО «Верея» не причинено, тяжких последствий не наступило, в связи с чем, считаю, что назначенное ООО «Верея» наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей не соответствуют характеру совершенного им административного правонарушения, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в числе прочих решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя директора в области охраны окружающей среды по территории Национальный парк «Мещерский» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Верея», подлежит изменению путем снижения административного штрафа до 150 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя директора в области охраны окружающей среды по территории Национальный парк «Мещерский» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Верея», изменить путем снижения административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Верея» - Попадьина А.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Клепиковский районный суд Рязанской области, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Судья Митин Д.И.