Дело № 12-310/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление делу
об административном правонарушении
г. Челябинск 07 сентября 2020 года
Судья Советского районного суда г. Челябинска Самойлова Т.Г., при секретаре Валитовой Е.М.,
с участием защитника ФИО1 – Гаврилова А.С.,
представителя Уральской электронной таможни ФИО2 по доверенности от 03.09.2020 года №44,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Уральской электронной таможни ФИО3 от 18 октября 2019 года <данные изъяты> о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника Уральской электронной таможни ФИО3 от 18 октября 2019 года <данные изъяты> гражданка РФ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 525000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой об отмене указанного постановления, ссылаясь на то, что валютная операция, совершаемая при получении российским физическим лицом от иностранного гражданина в счет передачи товара наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенной законом и не ограниченной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Считает данное правонарушение малозначительным в виду отсутствия существенной угрозы общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и отсутствия вредных последствий.
В судебном заседании защитник Гаврилов А.С., представляющий интересы ФИО1, жалобу поддержал по основаниям в ней приведенным.
Представитель Уральской электронной таможни ФИО2 указал на то, что произведенный 18 декабря 2018 года между резидентом ФИО1 и нерезидентом ФИО4 И-Х.У. расчет по договору купли-продажи транспортного средства в наличной форме в сумме 700000 рублей, минуя банковские счета, не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Следовательно, ФИО1 совершила 18 декабря 2018 года валютную операцию, запрещенную валютным законодательством Российской Федерации. Состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, и предусмотренных законом оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении поданной ею жалобы уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего защитника.
Представитель Уральской оперативной таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении жалобы ФИО1 извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы ФИО1, выслушав ее защитника, представителя Уральской электронной таможни, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует осуществление незаконных валютных операций.
Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является резидент.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
Федеральным законом от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).
На основании п. 6 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании нерезиденты - это, в том числе, физические лица, не являющиеся резидентами, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ, в соответствии с пунктом 3 которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным Банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, поименованных в пунктах 1-9 части 3 статьи 14 Закона, перечень которых является исчерпывающим.
Оплата товара наличной валютой Российской Федерации не включена в исчерпывающий перечень валютных операций, осуществляемых минуя счета, открытые в уполномоченном банке для физических лиц – резидентов.
Согласно ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАРП РФ и виновность ФИО1 в его совершении подтверждается следующими письменными материалами дела:
- актом проверки <данные изъяты> от 16 сентября 2019 года;
- договором купли-продажи автомобиля от 18 декабря 2018 года, согласно которому ФИО1 совершила продажу транспортного средства – автомобильного крана (модель <данные изъяты>) ФИО5, являющему гражданином республики Узбекистан, за наличные денежные средства в размере 700000 рублей;
- распиской ФИО1 от 18 декабря 2018 года о получении от ФИО6 денежных средств;
- декларацией на товары от 19 декабря 2018 года <данные изъяты>, поданной ФИО4 И-Х.У.;
- копией паспорта транспортного средства серии <данные изъяты>
- свидетельством о регистрации ТС от 18 декабря 2018 года <данные изъяты>
- копией паспорта ФИО1;
- протоколом об административном правонарушении от 16 сентября 2019 года <данные изъяты>, в котором изложены обстоятельства совершения ФИО1 правонарушения.
Как следует из постановления административного органа, заявитель ФИО1 приняла за товар оплату от нерезидента в наличной форме в валюте Российской Федерации в сумме 700000 рублей, минуя банковские счета.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и с выводами должностного лица, вынесшего 18 октября 2019 года постановление <данные изъяты> о привлечении ФИО1 к административной ответственности, судья соглашается, поскольку изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются объективными доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, которые являются относимыми и допустимыми.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 предприняла какие-либо меры для исполнения требований п. 3 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ, в материалы дела не представлено.
Постановление о назначении административного наказания от 18 октября 2019 года <данные изъяты> вынесено таможенным органом в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Доводы ФИО1 о малозначительности совершенного правонарушения отклоняются, поскольку данное правонарушение посягают на установленный законодательством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого являются обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а охранительные нормы статьи 15.25 КоАП РФ защищают интересы государства.
Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения заявителем ФИО1 административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, судья, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности - ФИО1, учитывая ее возраст (64 года), приходит к выводу о наличии оснований для изменения постановления административного органа в части размера наложенного штрафа.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. С учетом изложенного, исходя из несоразмерности назначенного наказания тяжести совершенного ФИО1 правонарушения, судья считает возможным снизить размер административного штрафа с 525000 рублей до 262500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Уральской электронной таможни ФИО3 от 18 октября 2019 года <данные изъяты> о назначении ФИО1 административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ изменить путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа с 525000 рублей до 262500 рублей.
В остальной части постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Уральской электронной таможни ФИО3 от 18 октября 2019 года №<данные изъяты> оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Самойлова Т.Г.